Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Самой тяжелой была неопределенность»

Военные, которые теперь будут служить на Прикарпатье, рассказали «Дню» о том, как происходила оккупация Крыма
16 апреля, 11:17
КАПИТАН АЛЕКСАНДР МОСКАЛЕЦ ( В ЦЕНТРЕ) ВМЕСТЕ С КОЛЛЕГАМИ ИЗ 40-й КРЫМСКОЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКОЙ БРИГАДЫ В СЕВАСТОПОЛЕ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО КАПИТАНОМ АНДРЕЕМ МОСКАЛЬЦОМ

Пройдя Крым, некоторые военные, служившие там, передислоцировались на Запад страны, в Ивано-Франковск. Однако, по их словам, вернулись бы назад, если бы была возможность и дальше служить в Крыму под украинскими флагами. Аннексия этой территории страны выбила землю у них из-под ног, и чтобы не нарушать присягу на верность государства, не изменять себе и собственным ценностям, вынуждены были оставить все.

Денис Войтулевич, солдат взвода охраны роты материального обеспечения 40-й крымской радиотехнической бригады в Севастополе, вспоминает, что в части служило приблизительно 1000 солдат. Около 60 процентов осталось в Крыму, остальные вернулись в Украину. — Сейчас меня часто расспрашивают: Как там было? Отвечаю, что было страшно, и если лично там не был, то и не поймешь всего, что пережили люди. Самой тяжелой была неопределенность, ведь применять оружие команды не давали. Если на тебя нападут, а тебе нельзя применять оружие, ты не остановишь противника, который со своей стороны выполняет команду захватить в плен или убить. Это морально давило. Мы оказались в ситуации неопределенности и беспомощности. Если бы была команда стрелять — мы бы имели возможность дать отпор, а так из Киева звучало только «обороняйтесь» или «держитесь». По словам военного, с территории, где он служил, после захвата части россияне вывезли четыре тонны оружия.

Стрелок взвода охраны роты материального обеспечения 40-й крымской радиотехнической бригады в Севастополе Александр Коваль рассказывает, что службу в Крыму начал по контракту в мае прошлого года. Военный вспоминает, что служить ему нравилось, хорошим было и отношение людей. Никаких разделений на бандеровцев, упоминаний о том, что он родом из Западной Украины, не было. Уже позже в городе, где служил, начали появляться антиукраинские плакаты, транспаранты с провокационными изображениями. Тогда это начало беспокоить и настораживать. «Телевидение очень быстро стало российским, шла жестокая российская пропаганда, — рассказывает военный. — Я общался с родственниками, поэтому мог сравнить, как все кардинально отличалось, искажалось. В последнее время было страшно выйти из части, ведь самооборона полуострова могла остановить и проверить документы. У меня была ивано-франковская прописка, поэтому могли возникнуть неприятности».

Вернуться на территорию Украину после аннексии Россией территории Крыма военнослужащий решил сразу же. «Я давал присягу на верность Украине и не мог ее нарушить. Кроме того, я патриот своего государства, люблю Украину, должен ее защищать, потому не мог иначе. Наблюдал за тем, что происходило на Майдане, переживал, видел смерти людей. Но и общаться об этом не было возможности, ведь взгляды людей в части нередко отличались от моих».

Военнослужащие в один голос констатируют бездеятельность власти в то время, когда у ворот стоял вооруженный враг. «Когда было очень трудно, власть не принимала никаких кардинальных решений, не давала указаний, — комментирует Александр Коваль. — Нам тогда было вдвое сложнее. Не знали, что делать — командование части руководило, принимало решение. Позже было трудно выбраться из Крыма. Сами собирали необходимые документы. Некоторым не хватало денег на билет, ведь банкоматы уже не работали. Политика Российской федерации слишком агрессивна, и это был действительно спланированный захват».

«В той ситуации мы остались фактически один на один с захватчиками, ведь никаких указаний сверху не было, — комментирует капитан Андрей Москалец. — Мы решали сами все вопросы относительно обороны. Защищали свои объекты, за которые отвечали, за склад вооружения. Все происходило с оружием в руках. Чувствовалась агрессия со стороны России, моральное давление на личный состав. Можно только догадываться, что происходило во время референдума — все эти фальсификации. Многие люди до сих пор не хотят жить на территории России. Руководство страны должно позаботиться о таких людях, создать им возможность жить в Украине. Лично я очень болезненно пережил потерю людей, с которыми служил столько лет бок о бок, ведь осталось там больше половины личного состава. Для меня это недопустимо, ведь офицер, который дал присягу, не может ее нарушить».

Сейчас военнослужащие из Крыма служат в 114-й бригаде тактической авиации в Ивано-Франковске. Военные признаются, что, имея опыт крымских событий, готовы защищать Украину, если до этого дойдет. Хотя, по их мнению, решить все необходимо мирно, за столом переговоров. Но если же враг пойдет дальше, то и к войне готовы — сделают все, что от них зависит, чтобы не допустить крымский сценарий развития событий на Восточных землях.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать