Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Государство должно подписывать соглашения с отраслями, а не с бизнесами»

Народный депутат Виктор Кривенко рассказал слушателям Летней школы журналистики «Дня» о проблемах украинской экономической политики
30 июля, 10:48
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

В сфере экономики Украины не хватает стратегического подхода и долгосрочного планирования. В этом уверен заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, народный депутат от объединения «Самопоміч» Виктор Кривенко. Поэтому политик выступает за переход на трехлетние бюджетные планы. Об этом он заявил во время встречи со слушателями Летней школы журналистики газеты «День». Также говорили об этапах развития, которые должна пройти страна, как привлечь инвесторов и об опыте соседних государств в развитии экономики.

Самое интересное из встречи — читайте ниже.

ПРИМЕР ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ПОЛИТИКИ ДЛЯ УКРАИНЫ

— Векторы развития каких стран могу поставить в пример нашему государству? Словакия, Польша и Турция. Например, словаки умудряются дотировать в восточных регионах до 50% от суммы инвестиций. У них есть три инструмента: плата за создание рабочего места, налоговые льготы и прямой возврат капитальных налогов до 20% за два года. Где лучше строить: на Закарпатье или в Словакии? Страна из несчастного агро-туристического государства за 20 лет стала номером один по производству автомобилей на душу населения в год.

Турки локализовали около 40 автопроизводителей. Они также дотируют энергетику в своих индустриальных парках.

Я был в МВФ в марте и там общался с бывшим премьером Польши Тимошевичем. Спрашиваю: «А правда, что вы продлили для своих экономических зон льготы до 2027 года?». Он сказал, что правда. Спрашиваю: «Как так? Вы клялись, когда вступали в Евросоюз, что только до 2017 года — и все». Он говорит: «Ну, так получилось».

О ГЛОБАЛЬНЫХ ВОЙНАХ

— В мире идет три глобальных войны. А у нас — четыре, и только в одной войне мы чувствуем себя субъектом. Во всех других Украина — объект. Идет война за инвестиции. Американцы воюют за них внутри страны. Мэр Чикаго раздает льготы лично «айтишникам», чтобы только переманить их к себе. Он раздает льготы штаб-квартирам компаний, чтобы переманить их из других штатов. Также в мире есть война за кадровые и агроминеральные ресурсы. Уже созданы государственные агентства поиска талантов. И третья война — это война за рынки, которую мы «профукали» в ВТО и в ЗСТ... Мы уже там понабирали обязательств. По зерну все очень просто: из него можно изготовить 44 вида продуктов, из которых более 20 являются биржевыми товарами. Каждая тонна зерна — это 400 долларов добавленной стоимости. Клетчатку, сахар можно извлекать из зерна — и это все перерабатывающие заводы. В данный момент в Украине строится, по-моему, два таких завода — по $100 миллионов инвестиций, по 200 рабочих мест, а их может быть тысяча.

Мы ничего не должны отпускать из государства в виде сырья. В этом нужно подходить комплексно. Сейчас нужно дать возможность завезти оборудование, дешевые кредиты, для этого нужен какой-то банк развития, определенные инструменты.

О НЕОБХОДИМОСТИ ТРЕХЛЕТНЕГО БЮДЖЕТА

 — Все планируют. Каждая семья планирует свою жизнь. А наше государство живет девятимесячными планами. Мы не планируем, а где-то с сентября 2009-го года не выполняем бюджет — дефицит. Все нормальные страны мира живут по более долгосрочным планам. В Евросоюзе разрабатывают бюджет на семь лет.

В частной компании всегда второй человек тот, кто занимается рынком. Зато на государственном предприятии второй человек обычно тот, кто распоряжается деньгами, потому что с ним директор утром сидит и ставит галочки, за что платить. Так было и у нас, когда Минфин «поломал» под себя Министерство экономики в 1990-х годах. Денег не было, и, как следствие, министерство финансов стало главным. А для него главное — свести баланс. Сейчас они уже видят, что корову осталось разве что зарезать и шкуру поделить — вот они и начинают сами говорить о том, что нужна функция планирования. В Турции госсектор — 5%, а орган планирования — 1200 человек. В Южной Корее — 800 человек. Я веду к тому, что все занимаются стратегированием. У нас в лучшем случае этот процесс начнется с 2018-го года. Сейчас я борюсь, чтобы планирование стартовало с 2017 года.

ПОЧЕМУ ВАЖЕН ЗАКОН О МЕСТНЫХ ВЫБОРАХ

— Можем потерять восток и юг, ведь «Оппозиционный блок» и ему подобные выигрывают всю «мажоритарку». У них уже отработана технология покупки голосов. Они знают каждую квартиру. Вся инфраструктура «Партии Регионов» осталась. Это значит, что они возьмут 50% по мажоритарным округам, если старая система останется. А также возьмут 20—30% по спискам. Как следствие, у них в каждом местном совете будет большинство. В моем родном Днепродзержинске однозначно у них будет большинство. Наши хитрые списки в третьем законе — это тоже «мажоритарка». Однако общий результат ограничен рейтингом партии.

О ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ

— Честно говоря, я не очень поддерживаю идею децентрализации. Во-первых, я сторонник президентской формы правления. Считаю, что парламентская форма намного слабее, поскольку достаточно выманить какую-то партию из коалиции — и все разрушается. Взгляните на Италию, которая уже пережила 70 правительств. Мне кажется, что мы больше похожие на итальянцев, чем, например, на немцев.

Во-вторых, у нас очень низкий уровень местных депутатов, особенно на юге и на востоке, частично в центре Украины. Если отдать им власть... Они точно хуже, чем главы администраций. Там просто стадо мелких шакалов и пираний.

В-третьих, мы частично уже провели децентрализацию — отдали деньги на места. Сейчас очень важно, чтобы люди «с вилами» приходили и переворачивали местные администрации: мэрию, облсовет. Пусть люди знают, что нужно приходить на выборы. Сейчас нужно выяснить, а что такое «гражданин»? Есть определенные обязанности, чтобы называть себя «гражданином», или это просто «жизненный подарок»? Общество состоится через экспорт прав. Когда вы имеете право на все, вы становитесь инфантильными. Вами очень легко управлять, потому что вы ничего не хотите делать. Нужно все-таки, чтобы появлялся этот «билль об обязанностях людей». Кстати, сейчас Богдан Гаврилишин начал этим заниматься.

Если человек не голосует, он для меня не является гражданином. Вот в Киеве пришло на голосование 22% людей. Какое право имеют остальные 75% называть себя киевлянами? С какой стати вы можете какие-то претензии предъявлять?

КАК ПРИВЛЕЧЬ БОЛЬШЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ

— Во-первых, не нужно менять правила экономической игры. А мы сами ухудшаем налоговые условия. Во-вторых, нужно заняться политикой ликвидации неравенства. Если у кого-то из соседей лучшие условия по налогам, по стимулам, нам следует подтягиваться. Нужно изменить экономическую парадигму и понять, что государство должно с разными отраслями подписывать фактические соглашения, чтобы мы могли конкурировать. По налогам, чтобы мы могли конкурировать: выдано столько рабочих мест, сколько налогов — настолько уменьшился импорт, насколько увеличился уровень экспорта. А внутри отрасли — серьезная конкуренция, полный либеральный рынок. Конкурируйте, кто как хочет: частная, государственная и иностранная собственность. Однако внутрь отраслей государство не имеет права вмешиваться.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать