Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

29 октября в Брюсселе снова будут говорить о газе

Эксперт советует повысить уровень руководства энергосектором в будущем правительстве
28 октября, 11:17
ФОТО REUTERS

29 октября в Брюсселе должна состояться очередная трехсторонняя встреча по газу. Формат обкатанный: Россия — Украина — ЕС. Результат, к сожалению, как и в прошлый раз, под вопросом. Но Президент Украины Петр Порошенко еще в субботу на своем «Твиттере» написал: «Наиболее вероятно, что уже в среду будет найден компромисс по газу». Интересно, откуда у Петра Алексеевича такая информация, если газовый вопрос не в его компетенции?

А БУДЕТ ЛИ МАНДАТ?

Да и вице-президент Еврокомиссии Гюнтер Эттингер также надеется, что в среду в столице ЕС «должно быть принято решение, и соответствующее соглашение должно быть подписано всеми тремя сторонами». «Мы сегодня находимся в том состоянии переговоров, — говорил еврокомиссар по итогам трехстороннего саммита 21 октября, — когда все стороны должны обсудить результаты со своими президентами, правительствами, руководителями компаний, и должны быть оценены мной с представителями Совета Европы. И должны быть получены соответствующие мандаты на реализацию следующего трехстороннего заседания в следующую среду».

Информации об этих мандатах пока нет. Хотя итоги предыдущих газовых переговоров в Брюсселе все-таки содержат немало согласованных элементов. Напомним, стороны договорились, что Украина выплатит «Газпрому» до конца года $3,1 млрд долга за газ. Кроме того, по словам Эттингера, они согласились с тем, что цена на газ для Украины до конца марта составит $385 за тысячу кубометров. Украина собирается закупить по этой цене четыре миллиарда кубометров. «Она (цена) гарантируется российскими партнерами, — как обещал Эттингер, — и не может меняться в одностороннем порядке».

Кроме того, до конца марта будет отменен принцип «бери или плати», а объемы и время поставок газа будут определяться украинской стороной. Однако, как отметил Эттингер, российская сторона выдвинула обязательное условие: расчет только по предоплате. «Вместе с тем, — констатирует Эттингер, — пока гарантий финансирования закупки данных объемов газа нет». До завтрашнего дня Еврокомиссия, со слов ее вице-президента, собиралась выяснить этот вопрос. Он также рассказал, что стороны продолжают работу над двумя проектами соглашений. Одно является политическим и должно быть подписано двумя министрами. Второе — бизнес-соглашение — будет подписано главами «Газпрома» и «Нафтогаза».

ОТКАЗНИКАМ НЕКУДА ТОРОПИТЬСЯ

Но Россия не спешит реализовывать это положение. По-видимому, против политического документа у нее особых возражений нет. Но бизнес-соглашение, которым должны быть внесены изменения в «неприкасаемый», по мнению российской стороны, контракт на поставку газа в Украину от 2009 года, отнюдь не в интересах «Газпрома». Глава Минэнергоугля Юрий Продан считает, что «Газпром» не хочет подписывать промежуточного соглашения с «Нафтогазом», поскольку боится, что это может негативно для него отразиться на решении Стокгольмского арбитражного суда. Продан предлагает компромисс: совместно с «Газпромом» обратиться в арбитражный суд и заявить о готовности подписать промежуточное соглашение с тем условием, чтобы оно не учитывалось при принятии арбитражем окончательного решения. Думается, в этом вопросе решение будет найдено.

Аналогичный прогноз вряд ли подходит для еще одного варианта, предлагаемого украинской стороной. Продан надеется привлечь для поставок газа в Украину европейскую компанию, что, по его мнению, не повлияет на цену газа для украинских потребителей. Если европейская компания будет включена в поставки газа в Украину, то цена для нее должна быть еще ниже, учитывая тот факт, что газ будет покупаться на границе Украина — Россия, а следовательно, в его стоимость не будет включаться стоимость транспортировки. Но, как отметил министр, российская сторона отказывается от такого варианта.

ЕВРОСОЮЗ СТРОИТ ДЛЯ МОСКВЫ ФИНАНСОВЫЙ «МОСТ»

Не проще будет найти решение и в финансовой сфере. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу сообщил на прошлой неделе лидерам стран ЕС, что Еврокомиссия может в ближайшее время предоставить максимум $1 миллиард, чтобы помочь Киеву профинансировать закупку российского газа (требуется более $2 миллиардов). Как сообщает The Wall Street Journal, эти средства могут быть предоставлены в короткий срок, но их будет недостаточно. Канцлер Германии Ангела Меркель в минувшую пятницу сказала журналистам, что Украина нуждается в бридж-финансировании на период с ноября этого года по февраль следующего до получения финансовой помощи в рамках новой программы МВФ. Это позволит ей начать закупки российского газа, сказала канцлер.

«Бридж-финансирование означает, — объяснила она, — что не позднее чем в феврале следующего года Украина получит новую программу МВФ, к которой также присоединится новая макрофинансовая поддержка Европейского Союза». «Но Россия ожидает — и на это у нее, думаю, есть хорошие причины — получить деньги еще до декабря, — продолжила Меркель. — Из-за технических и временных причин (формирование украинского правительства, миссия МВФ, решения МВФ) России требуются деньги до новой программы. Поэтому мы должны найти в этом промежутке времени путь финансирования, некий «мост» между ноябрем и февралем».

КОММЕНТАРИЙ

Александр НАРБУТ, президент Киевского института энергетических исследований:

— Тут надо понимать, что именно называет Президент компромиссом. Практически мы видим, что российская сторона совершенно не отходит от своих первоначальных условий. Весьма условным компромиссом можно назвать лишь ту сумму, которую Украина должна выплатить, погашая задолженность, существующую на сегодняшний день.

Что касается цены и условий поставки природного газа, то, с моей точки зрения, наши российские партнеры по переговорам не намерены брать на себя обязательств, которые бы хоть в какой-то мере сужали их поле для маневра. Более того, просматриваются их намерения использовать энергетическое оружие, энергетический аргумент в политическом давлении на Украину. Таким образом, даже в том случае, если будет подписан документ, носящий политический характер, то я очень сомневаюсь, что будет подписан отдельный контракт или отдельное соглашение между соответствующими хозяйствующими субъектами, «Газпромом» и «Нафтогазом Украины».

Если говорить о политическом соглашении, то понятно, что оно не будет привязано к ныне действующим контрактам. Оно может лишь оговаривать условия поставки газа до конца нынешней зимы. Если бы у российской стороны действительно были намерения найти компромисс, то достичь его можно было еще до начала октября. И Украина сегодня уже получала бы российский газ. А если бы удалось подписать дополнительное соглашение к действующему контракту, то Россия бы тоже ничего не проиграла. Оно давало бы ей аргументы для Стокгольмского арбитража в том, что контракт 2009 года действовал и действует, хотя есть условия, с помощью которых его можно было бы модернизировать. И украинской стороне было бы труднее доказывать обратное.

Совершенно очевидно, что Украина должна что-то делать с «Нафтогазом». Но, скорее всего, не в ходе нынешних переговоров. Это должно быть политическое решение, позволяющее иначе посмотреть на форматирование структуры операций в этом секторе экономики. Но это никак не может быть связано с частной задачей. Это, конечно, не решение сиюминутных проблем. Таким образом их не решить. В любом случае нужно называть вещи своими именами и помнить: без российского газа ни европейский, ни украинский газовые балансы не сверстать. И для Европы, и для Украины российские газовые поставки необходимы. Другое дело, что для Украины газ можно было бы поставлять с привязкой к европейскому рынку, если бы работал так называемый большой реверс из Словакии. Но правительство Яценюка далеко не в полной мере использовало возможности на этом направлении и не организовало работу оператора так, чтобы он мог в отношениях со Словакией опираться на интерконекшн агримент. И даже в том случае, если бы такие соглашения были подписаны, вопрос о наполненности совместного газового баланса Украины и Европы остается не решенным в том случае, если Россия продолжит свою политику сокращения поставок газа на европейский рынок, что она делает сегодня.

Я неоднократно высказывал определенные советы нашим переговорщикам по газу с Россией. Но теперь пришло время для подсказок тем, кто будет ломать голову над составом нового правительства. Нам важно сегодня обеспечить совершенно другой уровень руководства энергосектором как на кадровом, так и на организационном уровне.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать