Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

36 миллиардов долларов в бюджет – из космоса

Украинские инженеры рассчитывают на участие в проекте NASA: создании грузового корабля, который будет доставлять грузы на МКС
01 октября, 10:21
3 АПРЕЛЯ 2012 ГОДА. ЗАПУСК РАКЕТОНОСИТЕЛЯ «ДЕЛЬТА-4» НА БАЗЕ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ США В ВАНДЕРБЕРГЕ, ШТАТ КАЛИФОРНИЯ / ФОТО РЕЙТЕР

Украина ищет стратегических инвесторов для развития аэрокосмической отрасли. РНБО своим решением обязало предприятия ВПК и космической отрасли разорвать все производственные связи в военной сфере с РФФ. Вне санкций остался только «мирный» космос.

Как уточнил «Дню» председатель Государственного космического агентства Украины Юрий Алексеев, Украина ежегодно производила для Российской Федерации аэрокосмической продукции на сумму около 150 миллионов гривен. Так что убытки будут исчисляться миллионами.

Но все же больше от разрыва сотрудничества потеряет Россия, заявил в комментарии «Дню» директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак. Для Украины, по его словам, это были преимущественно коммерческие проекты. В России же на них завязана оборонная способность страны, что создает реальные угрозы и вызовы в технологическом смысле.

В частности, речь идет об отказе Украины обслуживать баллистические ракеты SS-18 — «Сатана», находящиеся на вооружении российских Ракетных войск стратегического назначения. «Россияне бодро реагирует на эту ситуацию, но все намного сложнее: ее военные специалисты не могут обслуживать эти ракеты. Есть риск детонации в любой момент», — пояснил Бадрак.

По мнению Бадрака,  все военные проекты с Россией нужно свернуть и не возобновлять даже после прекращения конфликта. Параллельно — искать новые рынки и партнеров. Они будут, уверен директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения, ведь Украина занимает пятое место в списке самых развитых стран в аэрокосмической отрасли. Впереди нас — только США,  Россия,  Франция и  Китай.

В разные годы, по оценкам экспертов, Украина получала до 10% годового дохода от пусковых работ всей аэрокосмической отрасли мира. По скромным оценкам, сейчас этот рынок услуг вырос до 360 миллиардов долларов! То есть потенциал притока денег от космоса для Украины не много не мало, а 36 миллиардов долларов ежегодно!

Сегодня интерес к украинскому промышленному космосу проявляет США. На Международный аэрокосмический форум в Киеве приехала целая делегация американских компаний.

Сегодня Украина уже реализует ряд проектов по «мирному» космосу с США («Морской старт», «Наземный старт» — производит две ступени ракетоносителя «Зенит»; «Антарес»; миссия STS-87) в кооперации с такими компаниями, как «Орбитал Саинс Корпорейшн», «Боинг», «Ханиуэл».  В скором будущем, как заявил президент Американской торговой палаты Бернард Кейси, США совместно с Украиной рассчитывает создать «Аэрокосмическую Долину» на базе Днепропетровской,  Харьковской и Киевской областей.

В перспективе, как рассказал «Дню» генеральный директор государственного предприятия конструкторского бюро «Южный» Александр Дегтярев, американцам могут быть интересны украинские аэрокосмические двигатели, в том числе и для взлетно-посадочных модулей. «Хотим, конечно, быть на этом рынке. И у нас для этого есть  все предпосылки», — уверяет он. Интересными также могут быть, по его словам, проект «Маяк» (послужил основой для реализации «Антареса»), «Свитязь» (на базе самолета Антонов).

«NASA сейчас разрабатывает свой грузовой корабль, который будет доставлять грузы на МКС, и мы бы хотели в этом участвовать. Наши предприятия смогут принести пользу программе и удовлетворить все требования NASA, которые нам известны. К тому же у нас есть опыт работы с американской технической документацией. Это и рабочие места, это и новые контракты на сотни миллионов долларов для конструкторского бюро «Южное» и «Южмаша». Мы уже направили соответствующие письма в правительство США, которое сейчас рассматривает этот вопрос», — говорит о возможностях плана сотрудничества генеральный директор государственного предприятия «Южный машиностроительный завод им. Макарова» («Южмаш») Сергей Войт. По его словам, Украина также может предложить США разработку некоторых узлов, фрагментов ракетоносителей, ступеней, двигателей, корпусные детали. «Это те компоненты, которые мы можем сегодня делать не хуже, чем американцы. Мы уже участвуем в производстве ракеты-носителя «Антарес». Есть ракета SpaceX, которая дешевле, но это не значит, что мы не можем сделать еще дешевле. Можем. Но на это надо время... На это нужно три-пять лет», — добавляет он.

Помимо американского направления развивалось и европейское, хоть и не так активно. Речь идет о поставке «ступени» для двигателя европейского ракетоносителя «Вега». «Мы не могли в полном объеме развиваться в европейском направлении. Вся деятельность была направлена на сотрудничество с Россией. Сегодня будет очень тяжело и затратно адаптироваться к европейским стандартам. Поясню. При конструировании космического корабля или ракеты нужно проводить испытания. Мы брали деталь, к примеру, в России и не имеем права взять ее на другом заводе. Если мы будем переходить на западные мерки, мы должны все испытывать заново. А это огромные деньги», — говорит «Дню» Войт о проблемах выхода на европейский рынок.

«Убытки от разрыва отношений с РФ украинские предприятия должны компенсироваться большим вовлечением в американские и  европейские проекты. Интеллектуальный и технологический потенциал для этого есть: двенадцать из двадцати самых мощных баллистических военных ракет созданы в  Днепропетровске. Эта школа жива, и  потенциал сохранен», — добавляет Бадрак.

«Лучше получить свои 10% в международном проекте, чем просто сидеть с разработками, которые будут пылиться в шкафу», — уверяет эксперт. По его мнению, сейчас надо бояться не новых партнеров, а утечки украинских «мозгов» в Россию. «Нельзя допустить, чтобы Россия переманила украинских ученых для создания новой тяжелой ракеты, в том числе, и военного назначения, о чем активизировались разговоры в период президентства Януковича. Этот момент должен беспокоить  украинскую  власть, СБУ и контрразведывательное управление», — подытожил Бадрак.


ЭКСКЛЮЗИВ

О деталях сотрудничества в космической отрасли рассказал «Дню» президент «Американской торговой палаты в Украине» Бернард Кейси:

— Как я уже вспоминал, месяц назад американская компания Toucan Engineering открыла свое представительство в Украине. Она наняла около 50 украинских инженеров для разработки фюзеляжей и крыльев на заказ нескольких западных компаний. Есть еще два соглашения, которые в настоящий момент на стадии разработки: одна касается компании из Великобритании, другая — компании из США. Сейчас я не имею права детально о них говорить, но одна из них касается центра исследования и развития, а другая — создания совместного предприятия с авиационно-космической компанией.

Итак, есть три возможных формата украино-американского сотрудничества в аэрокосмической отрасли. Первый — когда иностранный инвестор открывает локальный офис в Украине, нанимает инженеров и занимается разработкой определенных продуктов на условиях контракта. Второй — это совместные предприятия при участии иностранных и украинских компаний с целью совместной работы над конкретными проектами. Третий, наиболее сложный — это проекты государственно-частного партнерства, которые могут реализовываться, например, на условиях договора концессии. В таких проектах могут принимать участие как крупные предприятия наподобие завода «Антонов», так и другие государственные предприятия, в том числе неприбыльные. Инвестором может выступить как американская компания, так и, например, канадская, британская. Также сегодня здесь присутствовали представители из Швейцарии, из Центральной и Восточной Европы, так что существует достаточное количество заинтересованных компаний.

— Какого объема инвестиции следует ожидать Украине в развитие авиационно-космической отрасли на протяжении ближайших лет?

— Если рассматривать в целом авиационно-космическую отрасль, то потенциальный рынок летательных аппаратов приблизительно составляет 250 миллиардов долларов в год. А рынок космических продуктов и услуг — около 300—400 миллиардов долларов в год. Что касается Украины, то потенциал инвестиций в аэрокосмическую отрасль Украины мы оцениваем приблизительно в 5—10 миллиардов долларов ежегодно.

— Есть ли уже какие-то особые проекты для сотрудничества в авиационно-космической отрасли?

— Проекты сотрудничества с украинской авиационно-космической отраслью существуют уже в течение длительного времени и реализуются в основном за рубежом. Это, например, проекты НАСА (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства Соединенных Штатов), при реализации которых используются украинские технологии, «Морской старт», ракета-носитель Antares и многое другое. Однако мне бы хотелось побольше таких проектов, от которых украинцы имели бы большую выгоду. Ведь это дополнительные инвестиции, создание высокооплачиваемых рабочих мест, рост доходов украинских компаний и увеличение налоговых поступлений. Это моя цель.

— Заинтересовались ли участники этой конференции предложениями председателя Днепропетровского облсовета Евгения Удода, которые касались авиационно-космического технопарка?

— Евгений Удод предложил несколько доработанный вариант первичной идеи развития технопарка на территории Днепропетровской области. Наша идея заключалась в создании авиационно-космической долины, которая должна была охватывать большую территорию — от Киева до Харькова и Днепропетровска. И на всей этой территории изготовлялись бы самолеты, реактивные снаряды, ракеты, спутники, системы запуска спутников, а возможно, даже развивалась бы коммерческая космонавтика. Данная идея не предполагала создание технопарка, наше виденье этого проекта было ближе к понятию «Силиконовой Долины» — целой высокотехнической экосистемы. Пан Удод сегодня впервые презентовал свое предложение создания технопарка в Днепропетровской области. Это замечательно, мы поддерживаем это. Но это лишь часть большой картины, в которую входят и Киев, и Харьков. Представители этих городов также сегодня присутствовали.

— Известно ли вам что-то о намерениях американских компаний инвестировать в такие проекты?

— Да, некоторые компании рассматривают такую возможность. Но я не могу разглашать эту информацию. В первом квартале следующего года будет известно о принятых решениях.

— Вы можете хоть приблизительно сказать, какие суммы будут привлечены?

— На начальном этапе мы можем говорить о миллионах долларов, не миллиардах.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать