Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Это постепенно приведет к полной остановке экспорта»

Малый и средний бизнес жалуются на запрет НБУ проводить платежи по импортным операциям без ввоза товара на территорию Украины
30 октября, 10:20
НБУ СЕЙЧАС УДАЛОСЬ ЗАФИКСИРОВАТЬ КУРС ГРИВНЫ АДМИНИСТРАТИВНЫМИ МЕТОДАМИ. ХВАТИТ ЛИ СИЛ ДЕРЖАТЬ «ПЛАНКУ», ПОКА ОЖИВЕТ ЭКОНОМИКА? / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Приближающаяся зима, как оказывается, несет Украине существенные риски не только в связи с дефицитом газа. Сколько уже говорилось о недостатке обмундирования, а тем более зимнего, для воюющей украинской армии. Между тем Черкасский шелковый комбинат, являющийся поставщиком камуфляжа для Министерства обороны и Нацгвардии, опасается, что может сорвать оборонный заказ.

Заместитель главы наблюдательного совета этого предприятия Борис Тимонов напоминает, что необходимый для работы комбината хлопок в Украине не растет, синтетические нити не производятся, и все это предприятие вынуждено закупать за рубежом. На заказ и получение сырья обычно уходит не меньше, чем три месяца. «Для производства камуфлированной ткани необходима пигментная композиция одной всемирно известной фирмы, — посвящает Тимонов журналистов в тонкости технологии, — Эти красители нельзя перевозить при температуре ниже ноля. И обычно мы брали на этом предприятии пяти- шестимесячную программу, а они позволяли рассчитываться в течении пяти-девяти месяцев. Сегодня мы не знаем, что делать, — до морозов остается всего ничего».

•  «Вначале мы стали нарушать постановление Нацбанка, ограничивающее предоплату и поступление валюты 90 днями, — продолжает производственник, — потому что никак не могли ускорить этот процесс. А когда нашли клиентов, которые согласились на отсрочку платежа, то этот срок был увеличен до 180 дней. В результате все наши контрагенты перевели нас на предоплату. Но мы не можем с ними рассчитаться».

О чем, собственно, речь? Дело в том, что 22 сентября Нацбанк, пытаясь предотвратить коррупционные схемы, в ходе которых из Украины выводились по фиктивным контрактам большие деньги, принял постановление №591. Документ ввел запрет на платежи по импортным операциям без ввоза товара на территорию Украины. Но этим поставлена под вопрос возможность предоплаты по всем зарубежным контрактам, в том числе и по долгосрочным. Становятся также невозможными расчеты за любые работы или услуги, которые обычно предваряют импортные или экспортные контракты.

•  В Федерации работодателей отмечают, что названное постановление стало «приговором для инвестиционного климата в Украине». Заместитель глав ФРУ Дмитрий Олийнык отмечает, что федерация вела неформальную дискуссию с НБУ, и «нам, как представителям бизнеса было обещано, что в постановление будут внесены изменения, которые дадут возможность решить имеющиеся проблемы — проведение предоплат по реальным контрактам, и, таким образов убрать ограничения, приводящие к негативным последствиям для бизнеса». Олийнык также отмечает, что «постановление ни на йоту не сработало на стабилизацию валютного рынка, а то, что есть сегодня, обеспечили интервенции Нацбанка, когда ежедневно на межбанковский рынок вбрасывалось по 200–300 миллионов долларов».

Владимир Цибульский, генеральный директор АО «СКФ Украина», стопроцентным собственником которого является шведская транснациональная корпорация SKF — лидер мирового рынка подшипников, подчеркнул: сегодня мы столкнулись с тем, что не можем нормально рассчитываться с нашими собственниками, с головным офисом, оказывающими обычные услуги. Это пусконаладочные работы, ремонты, учебные тренинги, маркетинговые услуги за пределами Украины. «Я считаю, — делает вывод Цибульский, — что постановление №591 полностью разрушает инвестиционный климат в Украине. В таких условиях ни один трезвомыслящий иностранный инвестор в такую страну не придет».

•  Особенно сильно отразился этот документ на фармацевтической промышленности. Дело в том, что экспорт продукции этой отрасли во все страны разрешается только в том случае, если там предварительно проведена государственная регистрация и исследования завозящихся лекарственных средств. Понятно, что нашим компаниям необходимо заключать договора на соответствующие испытания с профильными иностранными компаниями. Но как это сделать, если у нас в стране запрещены расчеты по импортным операциям без ввоза товаров на территорию Украины?

Генеральный директор АО «Лекхим» Татьяна Печаева рассказывает, что в связи с действием постановления №591 практически полностью остановлена регистрация новых и хорошо себя зарекомендовавших в Украине лекарственных средств на внешних рынках. По ее словам, «это постепенно приведет к полной остановке экспорта. И мы потеряем те рынки, которые с большим трудом были нами завоеваны. Их быстро займут конкуренты». Гендиректор рассказывает, что регистрация в среднем занимает от года до пяти лет, и каждый потерянный месяц для нас очень важен. И такой месяц мы уже потеряли, потому что не провели ни одного платежа. Ни одно предприятие Украине не смогло зарегистрировать за рубежом ни одного препарата. К тому же, остановлена и перерегистрация.

В качестве дополнительного примера Печаева рассказывает, что ее компания является эксклюзивным дистрибьютором препарата Инсулин на территорию Туркменистана. «Но сегодня нельзя рассчитаться за этот препарат с его производителем — мировым брэндом, — возмущается фармацевт, — Мы не можем оплатить товар, а следовательно, не можем его вовремя поставить. Украина теряет немалые деньги. Вопрос: кому выставлять штрафные санкции?! И кто после этого будет с нами работать за рубежом, каких можно ожидать инвесторов?».

•  Упоминалось также о том, что в связи с невозможностью проводить предоплату могут нести большие потери также и украинские нефтетрейдеры, которым никто не продаст в таких условиях ни литра горючего. Естественно, это может вызвать дефицит на рынке бензина...

Но «День» переговорил с президентом Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов» Леонидом Косянчуком, а также с директором консалтинговой компании «А-95» Сергеем Куюном, и оба они сказали, что на нефтерынке таких трудностей нет. Есть одна проблема — где и почем купить валюту. В частности, Косянчук отметил, что нефтетрейдеры вынуждены покупать ее не по 12,9 гривен за доллар, а за 14,5 гривны. «И потом у нас спрашивают: почему бензин такой дорогой?», — отмечает он.

•  Зато очень хорошо знакома с проблемами, которые создало украинскому бизнесу постановление №591 вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлия Драговоз. По ее мнению, оно потенциально коррупционное. «Из-за него бизнес сегодня ничего не может сделать, это блокирует его работу», — высказала она свое отрицательное отношение к этому документу и подчеркнула, что в нем предусмотрен избирательный принцип. Услуги, по ее словам, заблокированы полностью. А что касается поставок товаров, то это отдано на откуп банкам. И тут все зависит от того, какие у кого отношения с банком, есть ли возможность договориться. «Кому-то попускают, а кому-то — нет, — отмечает вице-президент УСПП, — Крупным фирмам, скорее всего, не решаются отказывать, а малый и, особенно, средний бизнес, который обычно работает по предоплате, однозначно страдает».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать