Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

IТ-«День»

Как газета стала конвергентным медиа
26 декабря, 11:40

Через месяц, а именно 7 февраля следующего года, сайту «Дня» исполнится 18(!) лет. За это время издание превратилось из печатной газеты в то, что сегодня так часто называют конвергентным медиа. Ведь «День» можно почитать на бумаге, просмотреть в режиме онлайн, «зафрендить» и «подискутировать» с ним в соцсетях... Кстати, еще два года назад по поручению редакции выпускница Летней школы журналистики и преподаватель ЛНУ им. И.Франко Юлиана Лавриш докладывала на международной журналистской конференции о «Дне» как о конвергентном медиа.

Единение разных форм представления информации, а также открытость для взаимодействия с читателями также предоставляет «Дню» право называться одним из самых цифровых изданий в стране. Если перечислить все грани и плоскости, в которых «День» контактирует со своим читателем, то можно с уверенностью сказать, что это уже давно газета формата «7D».

В этом же материале редакция решила немного ближе познакомить читателя с феноменом IТ-»Дня».

 «День» — ПЕРВОЕ В УКРАИНЕ ПЕЧАТНОЕ ИЗДАНИЕ, КОТОРОЕ СОЗДАЛО СОБСТВЕННЫЙ САЙТ

Впервые в Интернет «День» вышел еще в 1997 году. «Тогда фактически газета «День» открыла окно в Украину. Ведь именно через наш сайт украинцам в разных странах стали доступны новости о Родине. В первую очередь — в Канаде», — рассказывает технический директор редакции Александр ПИСНЫЙ. Таким образом, именно благодаря интернету информация об Украине начала напрямую попадать к читателю за границу. Кстати, в интервью «Дню» украинец в США, прародитель современного персонального компьютера Любмир Романкив, поделился, что черпает информацию о Родине именно из таких онлайн-ресурсов, как «День».

Почти за 18 лет своего существования электронная версия «Дня» прошла четыре этапа перемен, рассказывает Александр Писный. Первая версия — начальная. Появилась 7 февраля 1997 года. «Тогда мы запустили первые четыре выпуска газеты в интернете. В следующем месяце — немного больше. А весной у нас появился полноценный сайт. Впрочем, это была просто электронная версия нашей газеты. Газеты заливались на следующий день после выхода печатной газеты», — рассказывает он. Позже, в 1998 году, сайт перешел в автоматический режим работы, когда материалы одновременно поступали на печать и редакторам на сайт.

Приблизительно в это время газета начинает выходить на трех языках: на украинском, русском и английском. Также отдельно появляется англоязычная версия «Дня» — The Day, редактором которой сегодня является Анна Мотозюк. И, как справедливо ранее отмечала главный редактор «Дня» Лариса Ившина: «Вся Украина учит английский вместе с «Днем». А весь мир, читая «День», изучает Украину».

Четкие правила работы над англоязычной версией «Дня» заложил Джеймс Мейс. В свое время известный американский историк и политолог работал в редакции The Day. Также он исследовал тему Голодомора в Украине и позже инициировал акцию «Зажги свечу в окне». К слову, теперь «День» ежегодно вручает премию имени Джеймса Мейса — за лучшую работу в сфере журналистики.

В 2000 году появилась вторая версия сайта. Изменился внешний вид, дизайн. Наполнение тоже изменилось — была добавлена лента новостей. В связи c тем, что сайт газеты становился все более популярным в Украине и мире, начала появляться реклама. Также на этом этапе была создана веб-редакция, в состав которой вошли двое работников.

Третья версия была разработана в 2005 году. «Была изменена система управления сайтом. Ведь раньше страницы делались по шаблону. Была установлена СМS (программное обеспечение для организации веб-сайтов или других информационных ресурсов в интернете или отдельных компьютерных сетях), и стало намного удобнее выстраивать контент. И можно было разделить работу между работниками веб-редакции», — говорит Александр Писный. Немного погодя на сайт добавили сервис-опрос, голосование, опять изменили дизайн, появилась страница главного редактора.

С 2013 года и до сих пор работает последняя версия сайта — четвертая. И сегодня сайт газеты «День» — это уже полноценный информационный портал, наполненный разнообразными рубриками и жанрами материалов. При этом все материалы для печатной, интернет— и TV-версии готовят работники одной редакции.

ИЮЛЬ 2000 ГОДА. СОБЫТИЕ, КОТОРОЕ ПОЧТИ ОТОШЛО В ВЕЧНОСТЬ: ОБОЗРЕВАТЕЛЬ «Дня» КЛАРА ГУДЗЫК ПЕРЕДАЕТ ПАПЕ РИМСКОМУ «ЗОЛОТОЙ КОМПАКТ-ДИСК «День» — ПОЛНОЕ «СОБРАНИЕ» ВЫПУСКОВ С 1997 ПО 1999 ГОДЫ. ЭТОТ ЭПИЗОД ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЙ И ТЕМ, ЧТО В ЭТО ВРЕМЯ УКРАИНСКАЯ ПРЕССА ЛИШЬ НАЧАЛА ОСВАИВАТЬ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО, ТОГДА КАК У «Дня» УЖЕ ТРИ ГОДА БЫЛ СОБСТВЕННЫЙ САЙТ

Кроме этого, в 2000 году была создана электронная библиотека газеты «День». Была выпущена тысяча дисков с номерами газеты за период с 1997-го по 1999 год. Кстати, один такой экземпляр обозреватель «Дня» Клара Гудзык подарила Папе Римскому Иоанну Павлу ІІ в июле 2000 года.

 «УКРАЇНА INCOGNITA» — «ПРОЕКТЫ В ПРОЕКТЕ»

Одним из основных интернет-продуктов газеты является сайт «Україна Incognita», где собраны статьи на историческую тематику, опубликованные в газете за весь период ее существования. Проект стартовал в 2011 году как вполне логическое продолжение библиотеки «Дня» и одноименной рубрики Игоря Сюндюкова.

На разработку сайта ушло около полугода. И со временем он не ограничился только статьями на историческую тематику. Сегодня «Україна Incognita» — это самостоятельный интернет-проект, который вмещает достаточно большое количество всевозможных и интересных рубрик, — иными словами, «проектов в проекте».

Таким образом, в августе 2011 года появилась рубрика «Музеї онлайн». С помощью одного клика пользователь может посетить Музей Уласа Самчука, Музей Гетманства, Историко-мемориальный музей Михаила Грушевского, Коломыйский музей народного искусства Гуцульщины и Покутья, Музей писанкарства в Коломые и тому подобное. Кроме того, проект предоставляет возможность не только ознакомиться с историческими экспонатами, но и найти и прочитать подробную информацию из истории музеев. «Поскольку, как правило, музеи в Украине не очень богатые, так как в основном финансируются государством, то они такое не могли себе позволить. Соответственно, мы решили, что это — очень перспективная ниша, которую нужно наполнять», — рассказывает web-редактор «Дня» Артем Жуков.

«Музеї онлайн» — первый в Украине проект подобного типа. На сегодняшний день в архиве музеев «Дня» насчитывается более 30 виртуальных экскурсий. До этого посетить музей в режиме онлайн предлагал только Google в рамках Art Project. Впрочем, в проекте корпорации — только музеи мировой величины.

«Украинцы сейчас мало путешествуют, но в Украине есть что показать. Мы хотели заинтересовать своим историческим и культурным наследием, показывая отдельные элементы определенного музея», — объясняет Артем Жуков.

Не менее интересный «проект в проекте» — рубрика «Інтелектуальна карта України». Каждый посетитель сайта может на карте Украины в онлайн-режиме узнать больше информации о том или ином населенном пункте. Кроме этого, каждый желающий может таким же образом рассказать об особенности своей местности. Основное назначение рубрики — открыть Украину для украинцев посредством виртуальных экскурсий по самым интересным и малоизвестным местам страны.

Еще одна рубрика «України Incognita» — «Сімейний альбом України». «Эта рубрика — история на микроуровне. Люди, когда пишут об истории своей семьи, очень часто отмечают и быт, который имеет большое значение для макроистории», — рассказывает web-редактор «Дня». На сегодняшний день такой жанр — очень популярен среди читателей. Ведь они сами могут к этому приобщиться. Между прочим, отмечает Артем Жуков, каждая история написана в отдельном, живом стиле, и их можно читать, как «живую» книгу.

«Впрочем, мы решили, что на нашем сайте — много текста», — говорит Артем Жуков. Поэтому работники редакции начали некоторые элементы иллюстрировать графически. Именно так с августа прошлого года появилась новая рубрика «Інфографіка». «Первая графика — иллюстрация семейных альбомов или родословных — Сагайдачных или Кульчицких. Потом мы начали изображать хронологически-исторические события. Поскольку это — более атрактивная форма подачи информации, она лучше воспринимается читателями», — рассказывает Артем Жуков.

В августе 2013 года, ко Дню Независимости Украины, появился проект «101 причина любити Україну». Инициаторы проекта — Ярина Михайлишин и Артем Жуков — решили на протяжении трех лет публиковать инфографики на темы: «Личности», «Артефакты», «События» и «Места». Теперь посетителям сайта «Україна Incognita» доступно уже более 70 инфографик.

В целом спрос на подобные проекты, отмечает Артем Жуков, есть. Ведь, как говорит он, за последний год количество посетителей сайта возросло почти в три раза. «За последний год в связи с Майданом вообще у всех СМИ выросла значительно посещаемость — приблизительно в пять раз. Сейчас она немного упала, но все же остается выше, чем год назад — в раза три. Ведь произошел очень большой всплеск активности украинцев в интернете», — говорит он.

В следующем году «Україна Incognita» порадует своих читателей еще одним проектом — WEB-фотоархив. «Это будет отдельный сайт, посвященный фотовыставкам газеты «День», — анонсирует Артем Жуков.

 «ДЕНЬ-TV» — ВИЗУАЛИЗИРУЕТ ТЕМЫ И ИДЕИ

Еще один формат работы «Дня» — телевизионный. Речь идет об интернет-канале, размещенном на YouTube, — «День-TV». «Он позволяет расширить читательскую аудиторию газеты «День». Ведь сегодня, когда Украина переживает такие исторические события, без визуализации информации — невозможно быть современным СМИ. Это бонус к нашим текстам и фоторепортажам», — объясняет автор самых популярных сюжетов о Революции Достоинства и редактор отдела «Общество» Мария СЕМЕНЧЕНКО.

Проект стартовал в мае прошлого года. «Начиналось все с интервью с известными людьми, которых мы записывали в редакции. Потом мы это расширяли — записывали событийные сюжеты. Особенно много было сюжетов о Майдане авторства Ивана Любиш-Кирдея и Марии Семенченко», — рассказывает Артем Жуков.

Вскоре появились видеоинтервью с Джамалой, Иваном Леньо и другими интересными людьми. Количество просмотров показало, что этот формат живых диалогов, порой достаточно длительных по времени как для телепродукта, интересен для наших читателей.

В частности, по динамике роста количества подписчиков на «День-TV» и общему количеству просмотров Мария Семенченко отмечает, что читатели «Дня» не хотят ограничивать себя только текстовыми материалами и фоторепортажами и вполне положительно восприняли визуализацию наших идей, тем, нашего виденья событий, которые сейчас происходят.

Смотреть видео — это фактически быть участником этих событий: переживать трагические события на Майдане или задавать вопрос известным людям в студии. Это важно, когда читатель чувствует свою причастность к тому, что делает издание. «Мы объективно не можем конкурировать с телевидением, потому не фокусируемся на новостях, мы экспериментируем с форматами. Если это видео с какого-то события, то оно не является новостийным, мы стараемся показать это событие как явление, шире. Сейчас записываем истории этой войны — очевидцев, обстоятельные разговоры с интересными людьми... Но, конечно, еще есть куда двигаться. В ближайших планах — увеличить количество сюжетов, выйти на определенную регулярность, найти ответственную команду, которая разделяет наши ценности и готова интересно мыслить», — говорит Мария. Именно над этим в 2015 году активно будут работать Мария Семенченко и Артем Жуков.

 «СОЛО ИЗ СОЦСЕТЕЙ... С ОРКЕСТРОМ» — ДИСКУССИОННАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ «Дня»

Доля украинской аудитории в Facebook постоянно растет. По данным Alexa.com, сеть является уже шестым по посещаемости порталом в Украине. С мая 2011 года здесь появилась и страница газеты «День» (facebook.com/TheDayNewspaper). За относительно короткое время она получила десятки тысяч постоянных читателей.

Как отмечал web-редактор газеты Артем Жуков, для «Дня» Facebook стал «не только инструментом распространения качественного контента в разумной среде, но и платформой для обратной связи и общения с читателями».

Кстати, Facebook помогает найти не только интеллектуального читателя, но и интересного автора. Именно через социальную сеть редакция познакомилась, а позже — познакомила своих читателей с популярными блогерами «Дня». Это, в частности, такие украинские авторы, как Александр Прилипко и Юрий Костюченко, а также российский автор Дмитрий Шушарин.

«День» активно приобщает своих читателей к более активному обсуждению актуальных событий. Именно с такой целью было создано сообщество «Соло из соцсетей... с оркестром» — сверхгосударственная и сверхнациональная дискуссионная площадка, ведь к полемике могут приобщиться интеллектуалы любой страны и нации. «По сути, в Facebook присутствуют практически все украинские издания. Россия также идет по этому пути. И сейчас можно, выделяя наиболее интересное из всех этих изданий, делать новый контент. Ведь есть большой массив информации, который весь пересмотреть человеку очень трудно. Либо не хватает времени, либо человек просто из своих собственных взглядов не читает то или иное издание», — говорит модератор проекта и автор «Дня» Александр ПРИЛИПКО.

Проект стартовал в начале года. За это время «Соло из соцсетей... с оркестром» объединило почти 350 интеллектуалов. Основные темы, которые поднимались на протяжении года, — это, безусловно, Революция Достоинства, аннексия Крыма, война на Востоке страны. Но Александр Прилипко выделяет еще одну, не менее важную тему, которая активно обсуждалась участниками сообщества. «Было много идей мировоззренческого характера. В частности — следили за деградацией российского общества. Причем с разных сторон рассматривались материалы из всевозможных источников. Иногда эти интервью были интересны тем, что они брались не из столичных источников, а из периферийных. То есть где-то в LiveJournal россиянин написал о своем виденье ситуации. И мы это тоже брали, потому что это показывало определенные тенденции, которые происходили в сознании россиян, как они осознают те вещи, которые происходят», — объясняет Александр Прилипко.

Впрочем, проекту еще есть куда расти. «Есть одна — главная задача. Среди читателей «Дня» нужно распространить эту идею — приобщить все больше людей-интеллектуалов», — добавляет он. В то же время, по словам Александра Прилипко, это довольно сложный процесс, ведь нужно внимательно исследовать каждого участника сообщества, чтобы обеспечивать качественный контент.


IT — новая украинская экспансия

 Лариса ИВШИНА, главный редактор газеты «День»:

— У нас очень много лет не взращивался аристократический тренд. Ведь аристократический, украинский, благородный — был наибольшей угрозой для метрополии, имперского центра СССР. Избавившись от этого имперского центра, мы наоборот должны нарастить то, что запрещалось. Всеми способами. Прежде всего — электронными. Ведь наш интернет очень часто забит «трешем». И там нужно отвоевывать место для качества.

И вот моя идеология — «новое издание украинской экспансии» — сделать так, чтобы во всех щелях было качественное украинское, заполонить собой все.

Когда мы только начинали работать в интернете, я точно чувствовала, что там мы должны заняться именно выработкой своего контента, своего смыслового поля, занять свои позиции. И для того, чтобы распространить качественное украинское в информационное пространство, нужно было брать совершенно другую высоту и новые технические возможности. В частности, возможности интернета давали Украине этот старт.

Также нужно учитывать то, что меры созревания центров в стране — совсем разные. Кто-то уже живет в информационном времени, а кто-то — еще в позднем феодализме. И, чтобы не допустить разрыва даже не «по Днепру», а «по уровням напряжения», нужно каждому давать свое понимание мира.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать