Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Кто расшатывает государственные банки?

Эксперты: Слухи о дефолте «Укрэксимбанка» срывают реструктуризацию внешних долгов Украины
21 апреля, 10:46
У МИНИСТРА ФИНАНСОВ УКРАИНЫ НАТАЛИИ ЯРЕСЬКО И ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА АРСЕНИЯ ЯЦЕНЮКА ОСТАЛОСЬ МЕНЬШЕ НЕДЕЛИ, ЧТОБЫ СОГЛАСОВАТЬ ВСЕ ДЕТАЛИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ДОЛГА «УКРЭКСИМБАНКА» / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Правительство сделает все, чтобы не допустить дефолт «Укрэксимбанка». Об этом заявила министр финансов Украины Наталия Яресько во время выступления в Институте Петерсона в Вашингтоне на прошлой неделе. Напомним, что до этого о возможности объявления дефолта государственного банка сообщили в Financial Times.

«Что касается «Укрэксимбанка», то все очень прозрачно, и не должно оставаться никаких сомнений. Было решение Кабмина, в котором подчеркивается, что облигации государственного банка стоят первыми в списке нашей реструктуризации. Кроме того, НБУ и Минфин также имеют четкую позицию относительно «Укрэксимбанка». Мы все вместе подтверждаем, что эти облигации входят в первоочередные цели, то есть не стоят на втором или третьем плане», — заметила министр финансов.

Таким образом, как уверила Яресько, правительство никого не собирается «топить». Даже больше, предложило кредиторам банка перенести на три месяца оплату долга на сумму $750 миллионов, дедлайн по которому истекает 27 апреля. В презентационных материалах Минфина сказано, что «Укрэксимбанк» предлагает кредиторам пролонгации платежей на 10 лет без списания долга или снижения процентных ставок. При этом банк до 27 апреля осуществит купонный платеж в размере $31,4 миллиона и в дальнейшем сохранит купонную ставку на уровне 8,375%. «Я надеюсь, что 27 апреля кредиторы соберутся, будет кворум, и мы получим добро на такой перенос», — говорит Наталия Яресько.

Так на самом ли деле есть основания для разговоров о финансовых трудностях украинских госбанков? Но кому выгодно расшатывать эти финучреждения? Об этом «День» спросил экспертов.

Экс-председатель правления «Ощадбанка» Анатолий Гулей называет разговоры о дефолте спекуляцией и методом влияния на принятие решения кредиторами. В действительности мы говорим только о том, объясняет финансист, что «Укрэксимбанк» хочет на три месяца отсрочить выплату и договориться с кредиторами о реструктуризации и оформлении этого кредита на новых условиях. Речь идет не о том, что банк категорически отказывается платить, продолжает он. Поэтому слово «дефолт» если и употреблять, то скорее в значении технического, а не реального. «Он платить может, но не на тех условиях, которых требуют кредиторы. Нужно время, чтобы согласовать баланс между требованиями владельцев украинских облигаций и возможностями банка, — говорит Гулей. — Вопрос в том, кто стоит за кредиторами и готовы ли они к компромиссу. Я вижу позитивные ожидания в этой ситуации, учитывая, что ответственность Минфина солидарна с «Укрэксимом». Министерство контролирует ситуацию и не допустит дефолта».

НБУ фактически принуждает госбанк, у которого есть необходимые ресурсы (то есть банк не может обанкротиться!), к реструктуризации кредита, считает главный финансовый аналитик рейтингового агентства «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран. Зачем регулятору это делать? На взгляд Шапрана, есть две важные причины. «Во-первых, таким образом фактически происходит ослабление давления на межбанковский валютный рынок, потому что пролонгированную сумму не нужно будет покупать, и, соответственно, упадет спрос на валюту. Во-вторых, это страховка на случай, если правительству не удастся договориться с кредиторами о полномасштабной реструктуризации внешних государственных долгов», — добавляет главный финансовый аналитик рейтингового агентства «Эксперт-Рейтинг».

Именно вторая причина, с точки зрения Шапрана, особенно важна. Ведь исключение долгов госбанков из общей суммы реструктуризации очень поможет Кабмину в переговорах. Напомним, что общий объем внешнего государственного долга Украины — $70 миллиардов. По оценкам премьер-министра, реструктуризировать нужно 23 миллиарда. Сейчас идут переговоры с кредиторами. Ситуация усложняется и тем, что пролонгация выданных кредитов — одно из требований МВФ для получения дальнейшего финансирования в рамках программы stand-by.

Разговор с кредиторами о погашении внешних долгов, похоже, будет непростым. Тем более, РФ уже выступила против пролонгации наших долгов, говорит Виталий Шапран. Также, согласно британским правилам, по которым выпускались украинские бонды, реструктуризация требует общего собрания кредиторов, где их будет не менее 60%. А уже из них минимум 75% должны согласовать план пролонгации. Поскольку РФ может собрать кворум со своими сторонниками, то вероятно появление клуба кредиторов, не согласных на реструктуризацию. В таком случае, говорит Шапран, для Украины это будет означать снижение валютных резервов (придется тратить доллары). «Поэтому во многом судьба гривны и то, будет ли дефолт «Укрэксима» и государства, зависит от переговоров по госдолгу», — подытожил он.

Гулей добавляет, что от разговоров о дефолте выигрывают вообще все кредиторы Украины. «Бумаги «Укрэксима» на внешних рынках при слове «дефолт» растут, то есть увеличивается страховка. И это элемент спекуляций. Аналогично и с курсом доллара. Как только слово «дефолт» уберут, то эти страховки упадут в цене... И сами кредиторы зарабатывают на этом: они спекулируют на ожиданиях и могут продавать и покупать эти обязательства. А как только ситуация стабилизируется, они либо получат средства, либо пролонгацию на выгодных для них условиях», — объяснил бывший глава одного из госбанков.

С точки зрения опрошенных «Днем» экспертов, сегодня государственные банки — одни из самых надежных в стране. И расшатывание земли под их ногами имеет совершенно очевидных заказчиков — РФ, которой нужна дестабилизация экономической ситуации в стране.

Каждый из госбанков пребывает в лучшем состоянии, чем любой из коммерческих, говорит главный финансовый аналитик рейтингового агенства «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран. «Укрэксимбанк» мог бы погасить долги, но в интересах Украины сейчас — провести масштабную реструктуризацию», — объясняет он.

«Государство как владелец не заинтересовано даже в появлении разговоров о дефолте своих банков, — продолжает Гулей, — потому что это его полная ответственность! Переживать нужно только за менеджмент банков, который может допустить ошибку, при которой Минфину будет сложно провести реструктуризацию. А все, что делает министерство сегодня, правильно и результативно в долгосрочной перспективе». В целом же, добавляет он, банковская система еще больна, и НБУ работает в «реанимационной палате». «Валютная температура стала стабильной. Это означает, что правильно определили 48 банков, которые необходимо было убрать с рынка. Поэтому нужно подождать еще два-три месяца до некоторой стабилизации валютного курса, и все показатели банковской системы придут в норму», — считает Гулей.

Что нужно сделать правительству и НБУ, чтобы усилить позиции госбанков и таким образом устранить все основания для негативных слухов? Увеличить уставный капитал госбанков или привлечь новые кредитные ресурсы к ним, говорит «Дню» глава «Комитета экономистов Украины» Андрей Новак. «Поскольку привлечь дешевые кредиты при низких рейтингах государства трудно, то остается вариант увеличения уставного капитала. Это даст возможность госбанкам выполнять в полном объеме свои обязательства перед вкладчиками. И открыть кредитование. Надежные госбанки — это последний мощный форпост всей банковской системы», — считает он.

Гулей советует прибавить еще две вещи. Первая — изменить состав Совета НБУ, ведь в действующем есть члены, которые не работают. Да и сам совет не отвечает требованиям экономики и банковской системы, добавляет он. Вторая — провести ротации в наблюдательных советах госбанков.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать