Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сколько «стоит» прокурор?

Эксперт: Как только будут наказаны 5-6 чиновников, коррупция сократится в разы
21 ноября, 09:46

Вице-президент США Джо Байден сегодня в Киеве примет участие в круглом столе, на котором будут обсуждаться проблемы преодоления коррупции в Украине. А в минувшую среду посол США в Украине Джеффри Пайетт заявил: «Нельзя оставлять все как есть, нет времени, нужны изменения, они должны быть видны на протяжении недель. Мы хотим видеть результаты реформ, и наиболее критическим сектором является энергетический сектор, который погряз в коррупции... Тема борьбы с коррупцией должна стоять в центре». Этой актуальной теме была посвящена проводившаяся в тот же день пресс-конференция, в которой участвовали украинские политологи и правозащитники.

• Интересно, что один из участников обсуждения, директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов, отвечая на вопрос «Дня», рассказал о том, как боролся с коррупцией и коррупционерами-олигархами президент США Франклин Рузвельт. «Ему было очень трудно, поскольку олигархи владели экономикой и в значительной мере влияли на политику, — рассказывает Толстов, — но у него (президента США) была администрация, которая, согласно конституции, обладает возможностями исполнительной власти, была возможность назначать членов конституционного суда и была опора на большинство в Конгрессе. К тому же его поддерживало американское гражданское общество, которое давило на членов Конгресса, что позволяло занимать достаточно жесткую позицию в торге с олигархами».

• Эксперт напоминает, что со многими из них  22-й президент США встречался во время Великой депрессии, вел тяжелые разговоры. Он не всегда достигал поставленных целей, но во многих случаях заставлял их делать самоограничения и смиряться с теми ограничениями, которые накладывала на них государственная система. Благодаря этому в Штатах существенно сократилось количество спекулятивных биржевых и финансовых сделок. Президент также смог заметно усилить борьбу с коррупцией в госаппарате, и таким образом ограничил власть олигархов, отмечает политолог.

• Что касается ситуации в сегодняшней Украине, то, по его мнению, несмотря на принятие ряда антикоррупционных законов и решимость Президента страны, «есть достаточно информации о том, что коррупция в системе органов исполнительной власти продолжает использоваться как наиболее активное средство извлечения доходов». Эксперт называет резонансными последние коррупционные дела, связанные с Минздравом Украины и «Укрзалізницею», а также с Минэнергоугля. Правда, в отношении последнего ведомства, которое обвинялось в закупке угля по завышенным ценам, он предполагает не столько экономические, криминальные, сколько политические мотивы.

• «Кроме объектов коррупционной деятельности, нужно рассматривать еще и вопрос субъектов, — считает правозащитник Виктор Медведь, — коррупция во многом начинается с назначения на различные государственные должности. Они у нас, как всем известно, происходят с коррупционной мотивацией, практически должности просто покупаются. Так происходит в правоохранительных органах — и в прокуратуре, и в судах,  и в милиции». «А если в основе назначения коррупционная составляющая, — продолжает юрист, — то человек продолжает реализовывать какие-то проекты, когда деньги собираются системно по отработанным схемам или же разово, когда реализуются интересы каких-то бизнес групп».

«Наша коррупция — это системное явления, и я считаю, что борьбу с ней можно начинать только сверху вниз и ни в коем случае не наоборот», — уверен Медведь. Он полагает, что в Украине очень сомнительно формируется парламент, для чего используется подкуп, непрозрачные выборы. «Мандаты часто фактически покупаются, — резюмирует правозащитник, — партийные списки формируются по сомнительным критериям, потом депутаты объединяются в группы, которые лоббируют назначения в министерствах и ведомствах своих людей по коррупционным критериям, чтобы эти люди обогащали тех, кто стоит за этими депутатами или их самих». 

• «Каждая группа покупает себе судей и прокуроров, милиционеров, — разоблачает эту преступную систему Медведь, — для защиты своих интересов. И мы видим, что антикоррупционная борьба, которая ведется сегодня, по моему мнению, больше напоминает разборки одних коррупционных кланов с другими. К примеру, если один клан имеет доходы с «Укрзалізниці», то его может атаковать и обвинить во всех тяжких другой, который тоже хочет иметь хороший коррупционный доход».

Такая хаотичная борьба с коррупцией ведется у нас потому, что законодательство не дало ответа на вопрос, как сделать прозрачными назначения  на любые должности, считает правозащитник. «Если мы создаем Антикоррупционное бюро, в которое кадры будут подбираться ничуть не лучше и по тем же критериям, как, скажем, в Главное следственное управление Генпрокуратуры, имеющее широчайшие полномочия, то это, — предупреждает Медведь, —  ничего не поменяет. Мы только создадим дополнительную коррупцию, хотя эта структура будет называться антикоррупционной». Это приводит к разочарованию, говорит он, выводит людей на улицы, в не правовую плоскость...

«Большинство создающихся в Украине структур, в том числе и антикоррупционные, организуются под какого-то конкретного руководителя, — продолжает тему директор Украинского института политического анализа и менеджмента политики Руслан Бортник,      — как интерес давления на финансовых и других конкурентов. Они не работают именно потому, что сразу же создаются с определенной не правовой целью, а тем людям, которые бы хотели бороться с коррупцией, создаются условия, которые мешают им  выполнять поставленные задачи».

• Эксперт приветствует шаги власти, приведшие к принятию пакетов антикоррупционных законов. Оно, по его мнению,  необходимо. В то же время, он не уверен, что эти документы будут работать: если процентов на 20, то это будет очень большой успех. Коррупционные деньги, а их за полгода, как отмечает Бортник, вывезено из Украины 137 миллиардов, инфицируют все сферы общественной жизни. По его мнению, политика и бизнес у нас слиты  воедино. Как будет бороться с коррупцией, например, губернатор Днепропетровской области Коломойский, о котором говорят, что именно он победил на последних выборах в стране, если он теперь еще и олигарх  №1?

• Бортник считает, что «стране нужны чистые политики» и суровые приговоры судов. Как только будут наказаны 5-6 чиновников, коррупция, по его мнению, сократится в разы. Медведь же уверен, что ключ к победе над коррупцией — это доступ к информации для больших масс людей. Известный правозащитник, председатель Института «Республика» Владимир Чемерис настроен более радикально. Он по сути «взорвал» аудиторию, когда заявил, что побороть коррупцию можно лишь изменив систему и уничтожив в стране олигархию как класс...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать