Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Высокая Линия

Хай-Лайн-парк: как можно сохранять историческую среду города, в то же время осовременивая и улучшая ее
14 октября, 19:29

Хай-Лайн-парк, открытый прошлым летом на Манхэттене, — одно из интереснейших мест современного Нью-Йорка. История его создания очень поучительна в том, как можно сохранять историческую среду города, в то же время осовременивая и улучшая ее.

Старая железная дорога Хай-Лайн (по-английски High Line, то есть Высокая Линия) расположена на западе Манхэттена (манхэттенский Вест-Сайд), в районе Челси. Она тянется от Гансвурт-стрит до 34 улицы между 10 и 11 авеню.

История сооружения во многом отражает историю города. В 1847 году из-за бурного роста торговли в Вест-Сайде власти Нью-Йорка санкционировали строительство наземной железной дороги. Это способствовало развитию города, но также стало причиной постоянных столкновений грузовых поездов с городским транспортом. Количество инцидентов было настолько большим, что Десятую авеню в народе переименовали в Авеню Смерти. Ради безопасности перед каждым поездом ехал всадник, который размахивал красными флагами, предупреждая участников уличного движения; горожане дали этим сигнальщикам прозвище «вестсайдские ковбои».

Наконец, в 1929 году после нескольких лет публичных дебатов город и штат Нью-Йорк с одной стороны и Центральная железная дорога Нью-Йорка — с другой, приняли Проект развития Вест-Сайда, предусматривавший среди прочего также сооружение Линии. В целом планировалось сооружение 13-мильного железнодорожного пути на эстакаде, чтобы устранить 105 опасных перекрестков; также добавлялось 32 акра к Риверсайдскому парку. Общая смета составляла 150 миллионов долл. — более двух миллиардов в сегодняшних ценах.

Эстакаду провели от 34 улицы (сегодня центр модных магазинов и шопинга) до вокзала Сент-Джон на Спринг-стрит в обход многолюдных авеню прямо посреди жилых кварталов, иногда сквозь арки в домах. Железная дорога связывала фабрики и пакгаузы. Вагоны везли молоко, мясо, сырье и мануфактуру, не мешая уличному движению. А впрочем, происходило это не слишком регулярно: в 1929 году началась Великая депрессия, поэтому строить закончили только в 1934 году, а рост автоперевозок в 1950-х нокаутировал железнодорожное сообщение по всей стране. В 1963 году снесли самую южную секцию Хай-Лайн. В 1980-м прошел последний поезд с тремя вагонами замороженных индеек.

В последующие годы железная дорога постепенно превращалась в руины. В 1991 разрушили секцию около Гансвурт-стрит. Возникла и более весомая угроза: в середине 1980-х группа владельцев недвижимости стала отстаивать ликвидацию всей структуры. Выгода для лоббистов была прямая: ведь земля под Хай-Лайн, которой они владели, значительно выросла в цене после прекращения перевозок. Вероятный снос оспорил в суде Питер Облитц, любитель железных дорог и житель Челси. Он также агитировал за возобновление движения поездов.

Нетрудно догадаться, в чью пользу подобный спор закончился бы у нас даже в более-менее демократические 2000-е. В Нью-Йорке, однако, победила любовь к городу. В 1999 два человека — Джошуа Дэвид и Роберт Хаммонд — создали общественную организацию «Друзья Хай-Лайн» с целью сохранения индустриального памятника и его восстановления как публичного открытого пространства. В следующие три года к кампании присоединяется фонд The Design Trust for Public Space, который привлекает известного архитектора Кейси Джонса для руководства исследовательской программой «Восстановление Хай-Лайн».

В марте 2002-го «Друзья Хай-Лайн» впервые получили муниципальную поддержку — одобрительную резолюцию городского совета. В октябре того же года проведенное «Друзьями» исследование показало, что их проект является экономически рациональным: поступления от налогов, которые даст создание публичного пространства, будут большими, чем стоимость постройки новых зданий.

В конкурсе проектов обновления Линии, который начался в январе 2003 и длился полгода, приняли участие 720 команд из 36 стран. Дизайнерские разработки экспонировались на Центральном вокзале Нью-Йорка. Лучшим был признан совместный проект фирмы ландшафтной архитектуры Джеймса Корнера и архитектурного бюро Диллера Скофайдио + Ренфро. В сентябре 2004-го согласие относительно реконструкции было достигнуто между всеми государственными и частными структурами — штатом и городом Нью-Йорк, Федеральным управлением наземного транспорта и железнодорожной компанией CSX Transportation, Inc.

В ноябре 2005-го город взял на себя права собственности на Хай-Лайн. А в апреле 2006 года снятием первых рельсов было отпраздновано начало строительства. Рельсы, шпалы, строительный мусор убрали; потом часть путей установили уже в новом пейзаже. Стальные конструкции обрабатывались пескоструем, ремонтировались бетонные части и дренажная система. В 2008 г. началось строительство ландшафтного парка: прокладывались дорожки, устанавливались лавки, фонари, высаживались растения.

9 июня 2009 г., через десять лет после того, как «Друзья Хай-Лайн» начали свою борьбу, первая секция (от Гансвурт-стрит до 20-й улицы) была открыта для публики. Завершить обустройство парка планируют в 2011 году.

Высокая Линия впечатляет еще издалека: прямо среди шумных кварталов, на уровне третьего-четвертого этажей тянется настоящий сад с травой, деревьями, цветами. За основу дизайна дорожек и лестниц взята графика железнодорожных путей — узкие продольные линии с четко очерченными промежутками между ними; таким образом создается внутренний ритм всего строения. Еще один образ, очевидно, вдохновлявший Корнера и Скофайдио, — старая заросшая железная дорога, поэтому газоны врезаются в покрытие дорожек узкими выступами, как будто трава поглощает камень, а фрагменты положенных заново аутентичных хайлайновских рельс теряются среди кустов: создается впечатление взаимопроникновения технологии и природы, живописной стихийности, вообще присущей этой части Нью-Йорка. Лавочки тоже будто вырастают из покрытия, в согласии с общей продольной структурой, причем некоторые из них довольно широкие, чтобы летом загорать на них; увидеть там красавицу в купальнике в жаркий день — не в диковинку. Кроме того, реконструкторы сделали остроумное дополнение, пристроив к эстакаде что-то наподобие амфитеатра со стеклянной стеной: насыщенная движением улица внизу в таком обрамлении воспринимается как дорожный театр с людьми и автомобилями в главных ролях.

Хай-Лайн является также пространством для художественного эксперимента. На участке под одним из зданий художник Спенсер Финч вмонтировал в старые оконные проемы абстрактные витражи. Каждый цветной прямоугольник в них — это увеличенный пиксель с фотографий Гудзона, которые делал Финч; таким образом, «Река, текущая в оба конца» — это изображение Гудзона на окнах, которые на самом деле выходят на него. Игра с пространством города есть и в других инсталляциях. «Колокольный звон для каждой минуты» Стивена Витьеллы, звучащий в арке под другим домом — акустическая часовая композиция, составленная из записей звука 59 колоколов в разных частях Нью-Йорка. Еще интереснее Viewing Station Ричарда Гаплина; посмотрев через маленькое окошко на прямоугольную стальную пластину, с удивлением замечаешь, что абстрактные прорези в ней соответствуют элементам пейзажа за ней, поэтому, найдя правильный ракурс, зритель «собирает» ландшафт с помощью двойной рамки, превращаясь в художника — мастера перспективы.

А впрочем, сам район, где проходит Линия, достоин внимания в любой точке. С одной стороны — мерцание Гудзона, с другой — перспективы улиц Челси и Вест-Сайда, где классика ХІХ века соседствует с постмодернистскими зданиями, а индустриальные сооружения и жилые апартаменты дополняют друг друга — прогуливаясь по Хай-Лайн, наблюдаешь архитектурную хронику города. Парку чуть больше года, однако, кажется, что он был здесь всегда.

Поэтому, при всей патетике сравнения, Высокую Линию хочется уподобить высокой поэзии — вдохновенной строке в большой книге Нью-Йорка, написанной усилиями многих горожан, влюбленных в свой город.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать