Мы все еще спасаем дистрофию тел, а за прогрессирующую дистрофию душ - нам безразлично.
Василий Стус, украинский поэт, литературовед, правозащитник.

Юрий Дрогобыч в контексте формирования украинской элиты

2 августа, 2003 - 00:00


После упадка Галицко-Волынской державы литовские князья провозгласили себя наследниками Киевской Руси. В этом был определенный смысл, поскольку Великое княжество Литовское подпало под значительно более высокое культурное и духовное влияние русинов, по сути став русским (украинским) государством. И если бы не экспансия поляков в ХIV — ХV веках, вполне возможно, что литвинов (литовцев) ждала судьба викингов Вильгельма I Завоевателя в Англии — полная ассимиляция. Уже из семи сыновей Гедимина большинство было православными. Выросшие в русских городах, женатые на русинках, они и сами идентифицировали себя как русинов. Второе же поколение Гедиминовичей было уже почти полностью русское — из двенадцати сыновей Ольгерда десять были православными. Даже Великий князь Литовский Ягайло, впоследствии первый король Речи Посполитой, был крещен в православную веру с именем Яков. Более того, он вынудил перейти в православие своего двоюродного брата Витовта, несмотря на то, что Витовт перед этим принял католицизм. Русский язык стал официальным в великокняжеском государстве — языком княжеской канцелярии и правительств. Ягайло вел корреспонденцию на русском до конца своей жизни, после нескольких десятков лет пребывания на польском престоле! Восхищение русским искусством и культурой он перенес с собой в Краков, что привело к появлению здесь и в других польских городах многочисленных русских мастеров. И по сей день краковский Вавель и замок в Люблине украшают русские часовни, построенные в те времена. При Свидригайле русины держали в своих руках все важнейшие города государства и в значительной степени вытеснили литвинов из его придворного совета. Поэтому не удивительно, что в 1440 году в составе Великого княжества Литовского было восстановлено Киевское княжество с Олелько Владимировичем «на столе».

Политическое возрождение Киевского княжества благоприятно повлияло на экономическое и культурное развитие его земель. Конец XV в. можно считать началом возрождения духовной и литературной жизни в Украине. Это прежде всего проявилось в появлении целого ряда переводов различных книг богословского, морально-этического и научно-естественного характера. Новый всплеск интереса к образованию и науке требовал новых знаний. Хотя Украина всегда славилась высоким уровнем образования — по подсчетам польского исследователя культуры восточных славян Ванчуры в XIII веке только в Киеве и окрестностях было почти 200 школ — назрела неотложная необходимость в более высоком уровне знаний, который молодые украинцы могли получить только в европейских университетах, после «темной ночи Средневековья» ставших настоящими центрами научной мысли.

«НАШІ ХЛОПЦІ» НА ДРУГИХ ЗЕМЛЯХ

В аудиториях средневековых университетов украинская молодежь появилась почти сразу после их основания. В университете Сорбонны уже с 1357 года встречаются украинцы не только студенты, но и доктора наук — как Петр Кордован или «Johannes de Ruthenia» (Иван из Рутении), получивший докторскую степень в 1391 г. В XV веке высшую научную степень этого французского заведения получили «Бенедикт Сервинус рутенской нации» и «Иван Тинкевич рутенской нации из Киева». С XVI века в списках студентов неоднократно можно встретить информацию «из Украины», хотя нацию и дальше называют «рутенской». В Сорбонне учился и Петр Могила. Многие украинцы учились и в английских университетах. Так Оксфорд закончили дети украинского шляхтича Немирича, а Кембридж — соратник П. Могилы Иннокентий Гизель. Учеба украинцев за границей было настолько массовой, что специально для них при университетах открывались общежития — например, при университете в Праге, заложенном королевой Ядвигой в 1397 году.

Многие украинцы учились и в немецких университетах — Гейдельбергском (украинские фамилии встречаются в списках студентов с 1386 года), Лейпцигском (украинцы начинают здесь массово учиться с середины XVI века), Геттингенском, Страсбургском, Грейфельдвальдском. Хорошо принимали украинских студентов в знаменитом Виттенбергском университете. Здесь получил основательное образование популярный в Европе писатель, публицист и оратор Станислав Ориховский. Одаренного пятнадцатилетнего юношу заметил сам Мартин Лютер, поселив его в собственном доме. Современники называли Станислава «рутенским Демосфеном» и относились к нему с особым уважением. Ориховский в течение всей жизни подчеркивал: «Я русин, горжусь этим и охотно говорю об этом везде». Много студентов училось в Венгрии, еще больше — в Вене, а Осип Федорович Звирака из Полтавы, в поисках источников науки заехал аж в Шотландию и там в Университете святого Андрея получил степень доктора медицинских наук.

В Европе нет ни одного университета, в котором не учились бы украинские студенты в ХIV — ХVIII веках. Многие из них заканчивали по два и по три университета, и при этом проявляли постоянное недовольство достигнутым. Иеромонах Куприян учился в Падуе и Венеции, автор первой украинской грамматики Ушевич учился в Кракове и Париже, Алексей Сидорович совершенствовал знания в Лейдене (Голландия), Страсбурге и Париже, Мелетий Смотрицкий — в Лейпциге, Виттенберге, Нюнрнберге, Юрий Немирич — в Лейдене, Оксфорде и Париже... Если продолжить этот список, то он получится очень большим и подтвердит, как тогда стремилась к знаниям украинская молодежь.

ЯГЕЛЛОНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Среди многочисленных выпускников-украинцев европейских университетов заметно выделяется личность Юрия Михайловича Котермака — талантливого ученого, деятеля образования, поэта, первого украинского автора печатной книги, ректора Болонского университета, которого и сегодня весьма почитают в Италии. В истории этого университета он остался под именем Джорджо да Леополи, то есть Юрий из Львова, а в украинскую историю вошел под именем Юрия Дрогобыча.

Будущий ученый родился в 1450 году в семье обедневшего шляхтича в старинном галицком городе Дрогобыче, название которого позже взял своим именем. Начальное образование Юрий получил в Дрогобыче и Львове, а для продолжения обучения 19-летний юноша поехал в Краков, который был тогда не только столицей Польши, но и центром европейской культурны, имел постоянные и довольно крепкие связи с украинскими землями Королевства Польского и Великого княжества Литовского.

Можно сказать, что интеллектуальный уровень этого выдающегося учебного и научного центра довольно заметно сказывался на всей общественно-политической и культурной жизни Украины. Планируя открытие университета, король и благословивший это мероприятие Папа Римский, ставили целью допустить к обучению и «студентов-схизматиков» (православных украинцев). Кроме наших земляков здесь учились чехи, словаки, поляки, саксонцы, баварцы. Когда профессор теологии Ян Истнер закладывал первые фундаменты общежитий, то для выходцев из Украины купил дом на улице Вишневой. Украинская молодежь с Галичины и Волыни училась здесь со дня его основания, а студенты с Левобережной Украины и киевляне появились уже в первой половине XV века. В ХV — XVII веках на кафедрах этого университета, как утверждают польские исследователи, было 13 профессоров из Украины, хотя наверное на самом деле этот список намного длиннее. Украинец Станислав из Нового Города несколько раз становился ректором. По подсчетам, сделанным на основе пересмотра студенческих списков и ректорского архива, со времени основания Ягеллонского университета в 1364 г. и до середины XVII века в нем училось 1834 украинских студента. В университетских документах упоминается, что студентов-русинов (украинцев) в Кракове чрезвычайно много, что они прилежны и наиболее дисциплинированы, на удивление редко нарушают устав учебного заведения. За два века (ХV — XVII) в актах ректорского суда зарегистрировано всего 8 нарушений устава со стороны украинцев.

Первый сохранившийся документ о Юрии Дрогобыче — запись 1469 года в книге готовившихся сдавать экзамены на факультете свободных искусств. Еще до начала своего обучения в Краковском университете молодой украинец имел прекрасное образование. Поэтому уже в 1471 году он получает научную степень бакалавра, а в 1473 г. становится магистром. Это свидетельствует об его незаурядных способностях ученого и большой настойчивости в преодолении трудностей, ведь завершали курс обучения и получали научные звания только небольшая часть спудеев. Бакалаврами в 1470/71 учебном году стали 66 студентов, а степень магистра получили в 1472/1473 учебном году только девять из них.

ПОД СОЛНЦЕМ ИТАЛИИ

Молодой украинец для продолжения учебы уехал в Италию, в знаменитый Болонский университет. Это учебное заведение слыло «матерью наук», поскольку было основано в 1119 году на базе Школы свободных искусств, которая существовала с 826 года. Здесь было хорошо поставлено изучение астрономии, математики, медицинских и юридических наук. Слава о Болонье как городе со светским, «республиканским университетом», ширилась по всей Европе. Кстати, именно под влиянием гуманистических идей, распространявшихся в университете, в Болонье впервые на европейском континенте было отменено крепостничество.

В Италии всегда училось много украинских студентов. По свидетельству польского исследователя Г. Берига в XVII в. только в Падуе было 1945 студентов из Украины, записанных в списки, а не записанных — 500. Украинские выпускники успешно заканчивали университет и почти все возвращались на родину. Но были и те, кто получив высокую научную степень, становились в своей «альма матер» профессорами. Здесь получили известность украинские профессора Григорий Керницкий и Яков Севский. Василий Русянович (из Львова) был библиотекарем университета, а русин П. Бойм — проректором. Много студентов училось и в Риме, как Феофан Прокопович — один из основоположников украинской литературы и «архитектор» перестройки государства Петра I.

Жизнь на чужбине для украинцев не была легкой. 6 февраля 1478 года Юрий Дрогобыч писал в письме краковскому знакомому Николаю Чепелю: «Мне суждено быть бедным, постоянно в заботах и нищете. Небольшой ежедневный заработок достается ценой постоянного труда и огромных усилий... Много мог бы я постичь в науке, если бы не должен был беспокоиться о самом насущном».

Но материальные препятствия не помешали украинцу получить европейскую славу. Ведь известно — если человек талантлив, ему не обязательно помогать — в отличие от бездарности он пробьется сам. Поэтому в 1476 году Юрий Дрогобыч получил степень доктора свободных искусств. В списках лекторов Болонского университета отмечается, что в течение пяти лет (1478 — 1482) он здесь читал лекции по астрономии. О высокой оценке его квалификации свидетельствует то, что Юрию определена двойная плата — двести лир вместо обычных ста. Одновременно с преподаванием астрономии украинец продолжал изучать медицину. Поэтому вскоре Юрий получил звание доктора медицины, став первым нам известным доктором медицины — украинцем.

УКРАИНСКИЙ РЕКТОР БОЛОНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Получив должность профессора Болонского университета, ученый из Дрогобыча не мог остаться в стороне от научных течений, получавших всеобщее признание в этой высшей школе. Он поддерживал связи с наиболее выдающимися тогдашними учеными — известными философами, медиками и астрономами Джироламо Манфредо и Джованни Гарцони, оказавшими большое влияние на молодого ученого.

Круг знакомств Юрия Дрогобыча значительно расширился, когда в 1481 году он занял должность ректора. Тогда ему исполнился только 31 год! Эта должность была важнейшей в высших учебных заведениях, ректор был «главой университета». Юрий следил за соблюдением университетских уставов, готовил с профессорами расписание лекций, заполнял вакансии, устанавливал порядок оплаты труда профессоров, контролировал их работу, распределял лектуры и организовывал диспуты. К тому же Юрий имел гражданскую и уголовную юрисдикцию над всеми лицами, зависимыми от университета.

В Болонском университете преподаватели астрологии и астрономии (тогда эти науки еще не различались), должны были ежегодно составлять Прогностик и Календарь-альманах о движении планет. В этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что в эпоху Возрождения интерес к астрологии значительно усилился. Это было вызвано тем, что ренессансная культура ориентировалась на абсолютизацию индивида с его сугубо личными переживаниями о собственной судьбе. Здесь и приходила на помощь астрология, претендовавшая на прогнозирование и осмысление всех перипетий человеческой жизни. Она ставила судьбу человека в зависимость от природных явлений больше, чем от Божьего промысла. Тем и объясняется факт, что такие выдающиеся мыслители эпохи Возрождения и Нового времени, как Джордано Бруно, Джироламо Кардано, Френсис Бэкон, Иоганн Кеплер и другие интересовались этой наукой. Некоторое время она преподавалась и в Острожской академии.

Время сохранило в Парижских библиотеках копии двух астрологических трактатов Юрия Дрогобыча, а в Баварской государственной библиотеке (Мюнхен) — его прогноз на 1478 г. В этих трудах проявилось основательное знание Юрием античной и средневековой литературы. По всей вероятности, ученый подготовил больше трудов, но к сожалению они для нас утрачены. Дрогобыч был весьма известен среди специалистов своими произведениями. Книги Юрия переписывали и использовали авторитетные европейские ученые того времени, в частности Гартман Шедель, автор знаменитой «Всемирной хроники» (1493 г.), Иоганн Глогер и другие.

ПЕРВАЯ ПЕЧАТНАЯ КНИГА УКРАИНСКОГО АВТОРА

7 февраля 1483 года из римской типографии Эухариуса Зильбера вышла в свет книга «Прогностическая оценка текущего 1483 года магистра Юрия Дрогобыча с Руси — доктора искусств и медицины Болонского университета». Само собой разумеется, что этот труд написан на латыни — международном языке тогдашнего образования и науки. Это первая известная печатная книга автора родом с Украины, изданная, кстати, всего спустя несколько лет после изобретения печатного станка. Наряду с его же рукописными произведениями этот трактат свидетельствует о контактах украинских земель с ведущими в то время центрами европейской науки и книжности. По содержанию и оформлению первая печатная книга, написанная украинцем, не уступает другим западноевропейским изданиям того времени.

Книга открывается стихотворным вступлением-посвящением Папе Сиксту IV, которое свидетельствует о значительном литературном даровании Юрия. Стихотворение весьма интересно своей жанровой природой. Оно начинается обращением, которое должно было бы быть началом оды. Но на самом деле это медитация с научным содержанием. Автор говорит, что ум и талант способны отвратить удары судьбы, которые предвещают звезды. Ю. Дрогобыч отмечает, что «Богом называться достоин тот, кто власть над разумом имеет». И эти слова Юрий Дрогобыч осмелился сказать, обращаясь к Папе Римскому! Видение будущего должно служить людям — это одна из ведущих идей трактата. Каждая строка стихотворения имеет лаконичную, почти афористическую форму с четко выраженным законченным содержанием. Афористическое, стихотворной формы предисловие представляет собой один из самых первых образцов латиноязычного стихосложения славянских авторов. Юрий Дрогобыч вошел в историю не только как автор первой печатной книги, написанной украинцем, но и как первый латиноязычный поэт восточноевропейского славянства.

По форме и содержанию книга является астрологическим календарем, где на основе анализа взаимного расположения небесных светил и оценки различных небесных явлений сделаны предвидения. Прогностик является важным источником для характеристики круга интересов Юрия. Кроме традиционных астрологических построений, в трактате есть сведения из разных естественных наук. В частности, определено с точностью до часов и минут время двух предстоящих лунных затмений и фаз луны на протяжении всего года, представлены определенные указания о движении планет, приводятся также сведения из метеорологии (прогноз погоды на весь год).

Юрий сообщает об определенных им координатах таких городов, как Вильнюс (Вильно), Дрогобыч, Львов, ряда городов Италии и Германии, чем проявляет основательные знания географии всей Европы, упоминая кроме этого Дамаск, Персию и Малую Азию. Прогностик Юрия в некоторой степени знакомил европейского читателя со странами Восточной Европы. В разделе «О положении Польши» он подчеркивает, что Львов и Дрогобыч принадлежат не к Польше, а к Руси, под которой понимает «Русское Королевство» — бывшие владения галицко-волынского короля Данилы. Такая характеристика тогдашней политической карты восточной Европы свидетельствует, что за границей Юрий стремился представлять именно Русь, под которой понимал, в первую очередь, Галичину.

Прогностик свидетельствует о знакомстве Юрия Дрогобыча с произведениями Аристотеля и Птоломея, но чаще всего в нем встречаются ссылки на труды Аль-Бумазара — арабского астронома, жившего в 885 — 886 годах в Багдаде. Сегодня оригиналы книг Юрия хранятся в библиотеке старинной украинской шляхетской семьи Чарторыйских в Кракове и в библиотеке Мюнхенского университета. В этом году исполнилось 530 лет со времени выхода в свет этой книги.

КОРОЛЕВСКИЙ ВРАЧ

О высоком авторитете Юрия Дрогобыча как ученого говорит тот факт, что он долгое время служил частным астрологом маркиза Монтарату в городе Касале, а также находился в Фессаре при дворе герцога Эрколе д’Эсте. Следующие несколько лет по приглашению известных аристократических семей, в качестве одного из ведущих астрологов того времени, он побывал во многих городах Италии, а впоследствии переехал в Краков, где стал профессором Ягеллонского университета.

Здесь он знакомится с украинцами, преподававшими в Краковском университете. Особенно хорошие отношения были у Юрия с православным князем Андреем Свирским — доктором философии. Вообще украинская политическая элита в те годы славилась своей образованностью. К примеру, руководитель украинских освободительного движения конца XIV века — князь Михаил Глинский в молодости уехал в Европу, где получил прекрасное военное образование, долго находился при дворе императора Максимилиана, потом служил при дворе саксонского курфюрста Альбрехта, с которым воевал во Фризии, побывал в Италии и Испании. Прославившийся походами на Московию украинский князь Христофор Збаражский закончил Падуанский университет.

С упадком украинской княжеской традиции роль национальной элиты перешла к казацкой верхушке, также имевшей чрезвычайно высокий уровень образования. Так Предслав Лянцкоронский, который вместе с Остафием Дашковичем считается одним из основателей казацкого движения, характеризовался современниками как «лицар, вишколений у рицарській штуці Європи». В книге «Sarmatiae Bellatores», изданной в 1631 году, о нем написано: «пройдя целую Европу, побывал также в Иерусалиме и других варварских странах, изучая боевое искусство европейских и азиатских полководцев». Товарищ и сподвижник гетмана Петра Сагайдачного, архимандрит Трахтемировского монастыря — военного и официального центра казаков, Иезекииль Курцевич — воспитанник университета Падуи. Знаменитый сподвижник Богдана Хмельницкого — легендарный полковник Морозенко (помните — «...Морозе, Морозенку, славний ти козаче, за тобою, Морозенко, вся Вкраїна плаче...») тоже закончил эту славную твердыню разума и знаний. Максим Кривонис (есть предположение, что он и сам по происхождению голландец) учился в Лейденском университете. Вообще, почти вся старшина Богдана Хмельницкого, который и сам восемь лет учился в иезуитской коллегии, где «был особенно ловок в поэтике и риторике», имела если не высшее, то хотя бы среднее образование. Такой уровень образования казацкой верхушки особенно поражает по сравнению с Россией, где все московские цари, за исключением Лжедмитрия, вплоть до XVII века были неграмотными.

В Кракове доктор Юрий Дрогобыч становится профессором медицины и астрономии и продолжает научную работу. Из-под его пера появляется трактат о затмениях Солнца и Луны, который хранится в Парижской Национальной библиотеке. Одновременно Юрий занимался медицинской практикой. В годы своего правления король Казимеж (Казимир) Ягеллончик назначил Юрия Дрогобыча своим лейб-медиком. Им он оставался и при дворе короля Яна Ольбрахта.

Королевский врач читал лекции студентам Ягеллонского университета по астрологии и медицине. В 1492 году Юрий был избран деканом медицинского факультета этого университета. Дрогобыч проводил также так называемые ресумпции — оплачиваемые студентами занятия, на которых с целью подготовки к экзаменам повторялся и глубже изучался под руководством преподавателя пройденный на лекциях материал. Ресумпции проходили не в университете, а в студенческих общежитиях. Преподаватели-гуманисты пользовались этой формой обучения, чтобы избежав контроля университетских властей, толковать античных авторов в гуманистическом духе.

УЧИТЕЛЬ КОПЕРНИКА И ДРУГ ФИОЛЯ

Знаменательно, что среди студентов Юрия Дрогобыча был молодой Николай Коперник. Возможно, именно Юрий бросил первое зерно идеи гелиоцентрического строения планетарной системы в душу будущего автора трактата «О вращении небесных сфер».

Интересная историческая параллель — на Волыни и Галичине конца XVI — начала XVII веков среди ученической молодежи бытовало выражение: «поеду учиться туда, где вздержано Солнце, а пущена Земля». Эта сентенция является кратким, по-народному сформированным изложением гелиоцентрической системы Коперника. Раньше считали, что Солнце вращается вокруг Земли, а теперь его «остановили» и Землю пустили вокруг него. Считается, что эту систему распространили и популяризировали у нас украинские студенты, которые в те годы в Падуанском университете слушали лекции самого Галилео Галилея. В это время там учились будущий ректор Острожской академии, грек Кирилл Лукарис и тонкий знаток языков и переводчик Куприян из Острога, а также ученый — поборник православия Никифор.

Юрий был одним из инициаторов печати первых книг на древнерусском языке в типографии краковского мещанина Швайпольта Фиоля — «Триодь Постная», «Триодь Цветная», «Осьмогласник», «Часословец». Особенно интересна последняя книга, написанная на почти чистом украинском народном языке. Исследователи староукраинской литературы утверждают, что корректорами и редакторами книг Фиоля были Юрий Дрогобыч и украинский латиноязычный поэт Павел Русин из Кросна — воспитатель целой плеяды польских поэтов, которого современники называли «украшением русских мужей и гордостью земель сурмацких».

Сохранились документы, в которых профессора Юрия Дрогобыча титулуют парохом села Холодная Вода вблизи Львова. Дело в том, что большинство профессоров Краковского университета получало вознаграждение в форме церковных бенефиций. Такие бенефиции сводились к праву на прибыли с различных церковных должностей, преимущественно каноников и парохов прибыльных приходов. Получив от совета профессоров участок земли, Юрий Дрогобыч построил дом, который после его смерти стал своеобразным общежитием для преподавателей медицины.

Постоянно проживая в Кракове, доктор Юрий Дрогобыч довольно часто бывал во Львове. Есть косвенные свидетельства, что в последний период своей жизни он поддерживал связи с родным городом. Тогдашняя европейская культура, без сомнения, оказывала большое влияние на его духовный рост, но формирование мировоззренческих концепций Юрия Дрогобыча нельзя полностью отрывать и от его родины. Здесь он родился, здесь рос, здесь созрел у него интерес к знаниям и образованию, здесь, в конечном счете, были заложены основы тех его взглядов и предпочтений, которые впоследствии повлияли на выбор профессии астронома и медика. Так, 30 мая 1491 года ученый выступал в качестве свидетеля во Львовском консисторском суде с членами совета города Дрогобыча.

Умер Юрий Дрогобыч 4 февраля 1494 г. в Кракове, где с почестями и был похоронен. В Холмском рукописном сборнике, созданном в конце XVII века учеными Острожской академии, помещены фрагменты, переведенные с латиноязычных трудов Юрия Дрогобыча. Научное наследие выдающегося гуманиста пересекло границу и достигло его Родины, в известной степени поспособствовав ее духовному развитию.

Прим. Ред. По всему тексту слово «русский» и его производные употребляются в значении «русинский», «руський (украинский)»

Владимир ЦУП, Тернополь. Иллюстрации из архива автора
Рубрика: 
Газета: 
2009-12-04 14:58:18
По всему тексту слово «русский» и его производные употребляются в значении «русинский», «руський (украинский)» №133, суббота, 2 августа 2003 А на каком основании? Где у вас референдум, Закон №, решение Парламента? Ведь в Австоро-Венгрии официально с 1848 г. зафиксировано появление новой национальности "украинці", при том, что оставалось законное и конституционное до сегодня "русины"? Почему русинам Подкарпатской Руси лишатся своего имени?
Новости партнеров