Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Люди в любом возрасте должны жить, а не прозябать»

Народная артистка Украины Татьяна Стебловская отметит юбилей премьерой
16 декабря, 17:31

18 декабря известная актриса сыграет роль пани Конти в спектакле «Соло для часов с боем» (популярную пьесу Освальда Заградника поставил Игорь Славинский в Киевском академическом Молодом театре). Это будет бенефис Татьяны Владимировны, подарок почитателям ее таланта и самой себе (17 декабря Стебловская отметит юбилей).

В творческом активе актрисы несколько десятков разноплановых ярких образов, созданных в разных театрах Украины. Ее семья — одна из самых знаменитых театральных династий страны. Ныне спектакли Молодого театра с участием Татьяны Владимировны всегда проходят с аншлагами («Афинские вечера», «Дядя Ваня», «Empty trash»)... А вскоре этот список может пополниться «Соло...».

— В драме Освальда Заградника поднимается тема одиноких пожилых людей. Существует некий «островок» для стариков, дом Абеля Франтишека, где они встречаются по пятницам. Ведь и им необходимо общение, внимание, любовь, забота. Эти люди трогательно относятся друг к другу. Они умеют шутить, смеяться, прощать друг другу ошибки. Люди в любом возрасте должны жить, а не прозябать. В том числе и на закате солнца, — рассказала Татьяна СТЕБЛОВСКАЯ:

— Для меня каждый новый спектакль — это ребенок, которого долго и мучительно вынашиваешь. Так получилось, что в постановку я сложила часть своих личных средств, хотя и театр очень помог в организации работы. Например, предыдущий спектакль — «Афинские вечера» — я практически делала «на свои». Меня иногда спрашивают: «Если автор получает авторские, а режиссер проценты, то, что получаете вы, актриса?» Отвечаю: «Я получаю аплодисменты и благодарность зрителей». Для кого-то важнее купить шубу или еще что-то. А для меня важнее сделать спектакль — подарить радость коллегам, театру, зрителям.

— Ваша мама была примадонной Киевской оперетты, тетя и бабушка — знаменитые певицы, а ваш папа — один из театральных деятелей, в свое время был директором театров имени Ивана Франко и имени Леси Украинки. Вы с детских лет осознали, что принадлежите к известной театральной династии?

— Причастность к искусству ощутила еще с пеленок! Впитала музыку, театр еще с молоком матери — примадонны Театра оперетты Ольгой Юровской. Я росла за кулисами театра. Меня передавали из рук в руки, пока мама была на сцене. В школе участвовала в самодеятельности, во всевозможных кружках, писала сценарии. Ну а потом училась в Театральном институте у прекрасного педагога Николая Рушковского. Затем работала в театрах Самарканда, Днепропетровска, Николаева, Киева.

— После путешествий по театрам Украины вы все-таки вернулись в Киев...

— В 1980-м я вернулась домой. Меня приняли в Театр эстрады, который тогда возглавлял 25-летний Виталий Малахов. Он был самым молодым главным режиссером в бывшем СССР. В Театре эстрады работали талантливые вокалисты, был прекрасный оркестр, балет, драматические артисты, каскадеры. Репетиции проходили в Детском музыкальном театре, так как своего помещения у нас не было. Играли и в Театре Франко, и в Доме художника. Словом, на разных площадках. И вот впоследствии образовался Театр на Подоле... и снова у них проблемы с помещением, которые тянутся уже 20 лет!

Мы с коллегами хотим спросить нового вице-премьера по гуманитарным вопросам Вячеслава Кириленко: «Почему никто не спрашивает мнения самих артистов? Как они относятся к инициативам некоторых новоизбранных депутатов? Да, возможно, в званиях есть элемент чего-то устаревшего... но это  моральная поддержка нашим мастерам, небольшая прибавка к нашим мизерным зарплатам (особенно это касается артистов, которые работают не в национальных театрах, а в муниципальных). Да, понятное дело, при прежних руководителях страны начали раздавать эти самые звания  направо и налево, в особенности некоторым бездарным эстрадным артистам. Но тут вопрос уже в честности власти...

Знаете, задаю себе вопрос: почему в стране серьезно не занимаются культурой? За годы независимости у чиновников находились средства на казино, рестораны, но только не на театры! Я убеждена: если перестанут финансировать культуру, будут финансировать тюрьмы.

— Вы сыграли более сотни разноплановых ролей...

— Я была задействована в разных жанрах и амплуа. Это формирует актера как личность. Ведь часто у актрис переход от молодых героинь к возрастным сопряжен с определенными сложностями. У меня не было такой проблемы. Может потому, что режиссеры видели во мне характер? Например, в «Дяде Ване» играла сначала Елену Андреевну, сейчас с большим удовольствием — няню Марину. В «Сивильских заручинах» играла Луису, а потом — Дуэнью. В «Фантазии» Фарятьева вначале Александру, а потом — Тетю. Так что все идет своим чередом...

— Кто на вас оказал наибольшее влияние в плане становления личности, в формировании характера?

— У меня были очень нежные и теплые отношения с отцом (Владимиром Стебловским). Безусловно, мама имела огромную роль в воспитании. Но вот папа... Это что-то особенное! Не могу не вспомнить свою бабушку, Екатерину Юровскую. Кстати, именно она первая исполнила знаменитую песню «Синенький скромный платочек» (она пела на фронте), впоследствии эта композиция вошла в репертуар Клавдии Шульженко.

— Ваш сын Владимир Бегма также избрал театральную стезю. Сегодня он работает в столице России — «Театре Луны». Можно представить, что вы испытываете, когда смотрите телевизионные новости о сегодняшних трагических противоречиях между Москвой и Киевом.

— Володя поступил в Театральный институт на курс к Н. Рушковскому. Впоследствии продолжил учебу в Москве, во ВГИКе на курсе С. Бондарчука и И.Скобцевой... Что вам сказать? Действительно, очень переживаю из-за теперешнего конфликта между Россией и Украиной. Сегодня из-за этого страдают и рушатся семьи. Гибнут люди... Сердце сжимается, когда видишь наших бесстрашных воинов на востоке, там же — бездомных женщин, голодных стариков, беспризорных детей... Ужас! Зачем развязали эту войну? В чем виноваты наши люди, замечательные украинцы? Вся мировая общественность должна повлиять на ситуацию, чтобы Россия, наконец, прекратила агрессию...

Многие актеры и режиссеры нашего Молодого театра были активистами Евромайдана, т.к. не могли стоять в стороне от таких важных событий. После спектаклей и репетиций шли на Майдан. Я носила в Михайловский собор продукты. Сердце кровью обливалось, когда увидела раненых майдановцев.

Вообще не укладывается в голове, как в Украине такое могло произойти? Сколько уже полегло наших людей на востоке, и почему этот кошмар все продолжается...

— Одна из ваших первых ролей на сцене Молодого театра была в спектакле «За двома зайцями». Эту постановку можно занести в Книгу рекордов по продолжительности показов.

— Я очень любила этот спектакль. Постановку называли «визитной карточкой Молодого». Очень легко вошла в уже готовый спектакль, долго играла в нем Секлету. Мне жаль, что «За двома зайцями» уже нет в репертуаре. Режиссер Виктор Шулаков делал постановки «на века». У нас до сих пор идет его «Сватання на Гончарівці». Уже второе и третье поколение молодых актеров поменялось, постоянно вводят новых, но спектакль — живее всех живых!

Вообще, несмотря на все сложности жизни, репертуар нашего театра — разнообразный, интересный. Сегодня, как бы ни было трудно людям, залы переполнены на спектаклях «Коварство и любовь», «Загадочные вариации», «Афинские вечера» и других. Два года назад к нам в Молодой пришел новый художественный руководитель Андрей Билоус. Теперь у нас есть три сцены, включая новую «Микросцену» (поле для экспериментов молодежи). В прошлом сезоне театр выпустил рекордное количество премьер — одиннадцать. При этом наш худрук живет в Василькове и в любую погоду ежедневно ездит в театр... Хочу обратиться к мэру Виталию Кличко, чтобы нашел возможность решить этот квартирный вопрос.

— Вы — народная артистка Украины. Сегодня очень активно обсуждается тема возможной отмены званий нашим культурным деятелям. Как вы к этому относитесь?

— Мы с коллегами, а это знаменитые люди и гордость Украины, хотим обратиться к новому вице-премьеру по гуманитарным вопросам, а также к министру культуры Вячеславу Кириленко: «Почему никто не спрашивает мнение самих артистов, как они относятся к инициативам некоторых новоизбранных депутатов? Да, возможно, в званиях есть элемент чего-то устаревшего... но это моральная поддержка наших мастеров, небольшая прибавка к мизерным зарплатам (особенно это касается артистов, работающих не в национальных театрах, а в муниципальных). Артисты практически нищие!.. Да, понятное дело, при прежних руководителях страны начали раздавать эти самые звания направо и налево, особенно некоторым бездарным эстрадным артистам. Но тут вопрос уже в честности власти... Ведь, например, драматическим артистам получить звание всегда было очень трудно. Хотя заслуживают многие. Я рада, что недавно стали «заслуженными» Владимир Кузнецов и Сергей Бойко из Театра на Подоле. Это прекрасные актеры!

И вообще хочется, чтобы наше новое правительство хотя бы на три четверти повернулось лицом к культуре... Это не потому, что нам так хочется, в этом жизненная необходимость.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать