Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Национальный театр имени Ивана Франко всегда отстаивал украинские ценности»

28 января главная сцена нашей страны отмечает юбилей
28 января, 10:46
ОДНОЙ ИЗ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ЛИНИЙ РЕПЕРТУАРА БЫЛА И ОСТАЕТСЯ РАБОТА НАД НАЦИОНАЛЬНОЙ КЛАССИКОЙ. ОДНА ИЗ ПОСЛЕДНИХ ПРЕМЬЕР — ПЬЕСА «ХАЗЯЇН» И. КАРПЕНКО-КАРОГО В ПОСТАНОВКЕ П. ИЛЬЧЕНКО, ГДЕ ГЛАВНУЮ РОЛЬ ТЕРЕНТИЯ ГАВРИЛОВИЧА ПУЗЫРЯ ИСПОЛНЯЕТ АКТЕР БОЛЬШОГО ТАЛАНТА ПЕТР ПАНЧУК / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

По словам Михаила Захаревича, генерального директора, автора учебника по истории Национального театра имени Ивана Франко, юбилей растянется на пять лет! Мы вместе полистаем страницы прошлого, расскажем о настоящем и попробуем посмотреть в будущее прославленного коллектива.

—  Сейчас отметим 95-ти и  уже готовимся к 100-летию, — рассказал он «Дню». — В настоящее время, когда фактически идет война на Востоке,  не время для громких празднований, а поэтому мы решили объдинить две даты — 95-летие и Международный день театра, и проведем мероприятие на одном вечере — 27 марта. Вообще, за свою историю франковцы пройшли сквозь огонь, воду и медные трубы.

• В вихре 1920 г. родился наш коллектив — группа артистов из Молодого театра, во главе с Гнатом Юрой, приехали в Винницу, где встретились с театром, который обслуживал Галицкую армию (коллектив выступал под руководством Амвросия Бучмы), и объединившись они создали Театр им. И. Франко.

В нашем архиве сохранилась афиша, когда праздновали юбилей Петлюры (перебрасывая мостик между 1920-ми и современностью, считаю, что на месте памятника Щорсу в Киеве уместно поставить монумент Симону Петлюре, председателю Директории УНР, главному атаману войска и флота), который заложил основы независимой Украины, и вместе с ним на культурном фронте воевали знаменитые франковцы: Юра, Бучма и другие актеры, которые создали прекрасный театр.

• Знаковой фигурой стал именно Гнат Петрович. Юра привлекал к творческой деятельности лучших из лучших мастеров сцены! Мы решили к юбилею театра издать буклет, в котором не просто напечатаем все фамилии артистов, режиссеров, сценографов, но и их фото, а также небольшие справки о творчестве во франковском коллективе. Зрители смогут отдать дань уважения каждому за его вклад в развитие украинского театрального искусства.

Наш театр всегда отстаивал украинские ценности, был и является трибуной, на сцене которой утверждался украинский менталитет, язык, культура и базировалась украинская нация, а также формировались моральные ценности, дух патриотизма. Даже в бурные 1920-е театр показывал спектакли в Кременчуге, на Донетчине, выступая перед рабочими, шахтерами, солдатами...Тогдашняя власть хорошо понимала, как велика сила искусства, и поэтому франковцев «запрягли», чтобы артисты выполняли определенные идеологические постулаты советской власти, и в этой «упряжке» театр должен был существовать практически до времен независимости Украины (до 1991 г.).

• В жизни коллектива было немало трагических моментов. Работая над книгой об истории нашего театра, едва ли не впервые нашлось подтверждение, что среди когорты великих творцов, работавших с Г. Юрой, был кинохудожник  Иосиф Шпинель (он работал с Александром  Довженко, Сергеем Эйзенштейном и другими), который первым ввел  на украинскую сцену объемные декорационные формы. Потому что раньше использовались лишь расписанные задники. С франковцами его встреча состоялась на гастролях в Черкассах и впоследствии они совместно создали более десятка спектаклей!

Гнат Петрович как руководитель театра старался сохранить коллектив, имел замечательную интуицию, знал как дать возможность артистам творчески развиваться. Хотя иногда  и удивлял. Например, поставил в 1936-м  «Дона Карлоса» Шиллера (художником был Анатолий Петрицкий), а в 1937-м «Бориса Годунова» (постановка Бориса Сушкевича) —  это был огромный риск, потому что речь в спектаклях  шла о диктаторах, а в сталинскую эпоху  такая дерзость для деятелей искусств могла плохо закончиться. Можно вспомнить, что как «врага народа» расстреляли директора  театра Кирилла Гетьмана в 1937 г. Сын Юры мне рассказывал, что Никита Хрущев, секретарь ЦК ВКП(б) считал, что Гната Петровича уберегла... война, потому что трижды «петля» ареста закручивалась на шее Юры и четвертый раз его Хрущев уже не смог бы уберечь. В  1930—1940 гг. многие люди искусства пострадали, прошли через лагеря и даже погибли...

• Роком в судьбе художника стало сотрудничество с драматургом Александром Корнийчуком и приглашение  в труппу актера и режиссера Марьяна Крушельницкого, что впоследствии  сломало Гнату Петровичу творческую судьбу.

Хочу напомнить, что война застала франковцев на гастролях в Москве и театр эвакуировали  сначала в Тамбов.   Юра приложил немало усилий, чтобы объединить труппу (потому что часть труппы осталась в Киеве) и добился того, чтобы артистов и членов их семей вывезли в Семипалатинск (Средняя Азия). Напомню, что три фронтовых бригады наших актеров выступали на передовой и в госпиталях.

Кстати, когда война закончилась,  Гнат Петрович сумел убедить тогдашних чиновников не забирать из Киева театр, потому что хотели франковцев перевести в Харьков, а Театр им. Т. Шевченко наоборот  из первой столицы перевезти в Киев (это была идея Мыколы Бажана, поэта и заместителя председателя Совета Министров УССР).

• Напомню, что франковцы первыми открыли для украинской сцены пьесы: «Затопленный колокол» Г. Гауптмана, «Великаны ночи», «Призраки», «Росмерсхольм» Г. Ибсена, «Царь Эдип», «Антигона»  Софокла, «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь», «Много шума из ничего», «Король Лир», «Макбет»  У. Шекспира, «Дон Карлос» Ф. Шиллера, «Лекарь поневоле», «Жеманницы», «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера, «Борис Годунов»  А. Пушкина, «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского, «Вишневый сад», «Дядя Ваня» А. Чехова.

Одной из генеральных линий репертуара была и остается   работа над национальной классикой, по произведениям: Т. Шевченко — «Гайдамаки», «Назар Стодоля»,  «Така її доля», Леси Украинки — «Лісова пісня», «Камінний господар», «На полі крові», И. Франко — «Перехресні стежки», И. Карпенко-Карого  — «Хазяїн»,  «Мартин Боруля», а также «Енеїда», «Наталка Полтавка» — основателя украинской современной литературы И. Котляревского...

• Много лет визитной карточкой и брендом нашего театра было «Украдене щастя» И.Франко. Первая его премьера состоялась 28 марта 1940 г. в постановке Гната Юры. В его мизансценах спектакль шел до 1956 года. Премьера новой версии состоялась в 1979-м, выдержав более 300 показов, не только в Украине, но и далеко за ее пределами! Постановку  осуществил Сергей Данченко. Этот спектакль вошел в число лучших достижений сценического искусства Украины. Можно сказать, что расцвет и второе дыхание театра привнес Сергей Владимирович. Данченко  принадлежит разработка модели понятия «национальный театр». Театр высокого стиля, где откровенная театральность и вкус выступают в едином синтезе с настоящей народностью. За двадцать три года руководства С. Данченко вывел украинский театр на европейский уровень, заставил говорить о нем в мировом контексте, воспитал не одно поколение актеров — личностей, которые сегодня являются гордостью национальной культуры. Спектакли «Візит старої дами» Ф. Дюрренматта, «Енеїда» И. Котляревского, «Тев’є-Тевель» по Шолом-Алейхему  стали украшением репертуара.

• С 2001 по 2012 гг. театр возглавлял Творец с большой буквы, неординарная творческая личность, актер безграничного диапазона Богдан Ступка, который подхватил творческий флаг из рук Данченко. Ступка приглашал на постановки режиссеров с разными творческими принципами и  театральными школами (сотрудничали режиссеры из Польши, Грузии, Канады, России). Благодаря Ступке открылась экспериментальная сцена — Театр в фойе, которая представляла творческие поиски молодых режиссеров, актеров, сценографов, драматургов. По инициатив Богдана Сильвестровича открылась Камерная сцена им. С. Данченко.

Нам приятно, что критика называет Театр им. И. Франко первым в Украине. Зрители любят наш театр, а спектакли проходят с аншлагами. В настоящее время мы поддерживаем бойцов из зоны АТО (перечисляем средства), показываем концертные программы в госпиталях, планируем, что в марте «Кайдашеву сім’ю» покажем в освобожденных от террористов и российских наемников городах.

• В настоящее время в репертуаре более 40 названий на большой сцене и 14 — на Камерной. Это много, и периодически  нам нужно от чего-то отказываться, чтобы  в афише появились новые спектакли. Одна из последних новинок — «Щоденники Майдану». Этот спектакль вызывал резонанс среди публики. Кстати, 7  и 8 февраля его покажут в Гамбурге. Сейчас художественный руководитель театра,  режиссер Станислав Моисеев работает над пьесой «Эрик IV» Стриндберга — это история шведского Гамлета, о человеке, загубленном роковой необходимостью править. Премьера планируется на апрель, потому что форсировать к юбилею никто постановку  не будет. Наш коллектив принципиально не ставит спектакли под даты (период «датовых» спектаклей — это отрыжка советского прошлого, с которой франковцы без сожаления давно расстались).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать