Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О чем пели скрипки?

Житомирский академический театр отважился на смелый эксперимент
27 июня, 10:24
В виденье Романтичному и Влюбленному (артист Александр Литовченко) мерещится лирический танец юной пары в сопровождении скрипок (Оксана Лысенко и Наталия Яскевич)

Музыкальная мистерия – так определили постановщики жанр новой премьеры «Пятница 13-го», представленной житомирянам областным академическим театром. Можно спорить о правомерности использования такого термина, но, по-видимому, он довольно точно характеризует суть данного сценического действа. После постановки широко известной «Ханумы» А.Цагарели новый спектакль стал второй по счету премьерой сезона, где музыка выступила не просто антуражем, а полноправным, причем в «Пятнице 13-го» одним из системообразующих факторов. При полном отсутствии вербального, то есть слов. В то же время это не пантомима и не балет, хотя танцевальные, пластичные эпизоды занимают существенную долю спектакля. Но именно музыка буквально пронизывает действие – почти от начала и до конца на сцене две скрипачки (первая скрипка и скрипка-альт) в дуэте и сольно исполняют современную и не только музыку. 

В одном из видений Романтичный и Влюбленный (артист Александр Литовченко), Хитрый и Коварный (артист Максим Мамбетов) и обе скрипачки (Оксана Лысенко и Наталия Яскевич) сталкиваются с молодежной компанией, и оказывается, что шеф не такой уж «крутой»

 

В основу положен сценарий (даже не пьеса в классическом понимании) в авторстве художественного руководителя театра Наталии Тимошкиной. Сюжет достаточно несложный (и как становится понятно по ходу спектакля, это, скорее, канва) – в офисе «крутой» фирмы один парень пытается утешить секретаршу, оскорбленную хамством хозяина и его любовницы. Собственно, определенными и, скорее, условными именами названы шеф (он значится как Хитрый и Коварный) и парень (Романтичный и Влюбленный). Последний по окончании работы засыпает на стуле и видит ряд видений.

Музыкальная мистерия «Пятниця 13-го» стала для скрипачки театрального оркестра Оксаны Лысенко (первая скрипка) своеобразным бенефисом

 

Каждое из них – это определенная хореографически-пластичная миниатюра: от современной массовой молодежной «разборки» с «чужаками», причудливого дивертисмента в стиле ХVIII века, зажигательного аргентинского танго, круга беременных женщин – символов рождения жизни – до символического аутодафе со сжиганием на кострах скрипачек. Однако отдельные виденья воспринимаются как единое целое, и именно благодаря напряженной динамической музыке, подобранной с несомненным вкусом и пониманием современных тенденций. На сцене первая скрипка (Оксана Лысенко) и скрипка-альт (Наталия Яскевич, причем в первой сцене она выступала в роли любовницы шефа) соревнуются между собой как исполнительницы и как актрисы в женских ипостасях. В ряде сцен показательную конкуренцию побеждает утонченная гармония мелодий и человеческих отношений. С точки зрения и музыкальной, и актерской исполнительницы ведут свои партии уверенно. Скрипки звучат органично, звуки льются мощно и чисто, буквально заполняя зал. Собственно основой действа, которая обусловливает его драматичность, выступает именно эта линия, а не заявленное соперничество двух мужчин, хотя они в ряде сцен вступают в прямой поединок, отображенный в пластике и танцах. Причем дважды на офисных стульях, которые должны ассоциироваться с конями на рыцарских турнирах Средневековья. 

Кто кого соблазняет – скрипачка Наталия Яскевич (скрипка-альт) или Хитрый и Коварный (артист Максим Мамбетов)? 

 

Сначала главные мужские роли исполняли артист балета Максим Мамбетов (Хитрый и Коварный) и артист драмы Александр Литовченко (Романтичный и Влюбленный). Несколько позже по различным причинам их заменили соответственно актеры Андрей Глущук и Алексей Шерпелев. В роли секретарши (она же двойник первой скрипки) выступила артистка балета Светлана Якимчук.

Идею создания спектакля рассказала автору пани Наталия Тимошкина, она вынашивала ее приблизительно год. Замысел возник именно из желания вывести на сцену очень хороших скрипачек театрального оркестра, которые были мало известны в городе, чтобы они выступили и как актрисы. Была разработана сюжетная линия, и под нее Оксана Лысенко и Наталия Яскевич подбирали музыку, которую должны были исполнять. Так в спектакле, проинформировали «День» скрипачки, зазвучали произведения известных авторов, более всего современных – Рольфа Левланда (Норвегия), Эдвина Мартона (Венгрия), Романо Мусумарри (Италия). 

По замыслу авторов скрипки должны зазвучать и посреди взбудораженного океана: партию скрипки-альта исполняет Наталия Яскевич (слева), партию первой скрипки – Оксана Лысенко (справа) 

 

Вокал, вернее вокализ, так как это ария без слов, в спектакле также присутствует. Сильный и красивый голос Янины Яремчук на удивление органично звучит именно в сцене с кругом беременных женщин – певица исполняла свою партию, будучи на последних месяцах беременности.

Кроме дуэта скрипачек, музыки, хореографических сцен, к достижениям спектакля следует отнести визуальное решение. Лаконичная, но выразительная сценография авторства пани Тимошкиной – большой мост (помост), на котором происходит ряд эпизодов и который может выступать определенным окном в фантастический мир, темный задник, значительное свободное пространство на сцене, оправданное большим количеством танцевальных и массовых номеров, использование больших цветных полотен (последнее стало для нее определенным фирменным признаком). Еще многообразие и многоцветность костюмов разных эпох и народов – от средневековых до современных молодежных. А количество платьев и костюмов самых дивных фасонов и цветов, которые сменили скрипачки, вообще подсчитать трудно. Плюс оригинальный видеоряд, проектируемый на всю глубину сцены (подбор осуществили режиссер театра Петр Авраменко и журналист Руслан Мороз), которым сопровождается почти весь спектакль. Среди самых сильных эпизодов – кадры со скрипачками, которые вдохновенно ведут мелодию на фоне галактик, разбегающихся в глубины Вселенной. Драмы человеческих судеб, чувств, устремлений к более высокому, попыток заглянуть за пределы бытия – и все в нескольких мгновенных картинах.

Музыкальная мистерия «Пятниця 13-го» стала для скрипачки театрального оркестра Наталии Яскевич (скрипка-альт) своеобразным бенефисом

 

Финал спектакля открыт – Романтичный и Влюбленный просыпается, видит около себя двойника первой скрипки (секретаршу), что дальше – на усмотрение зрителей…

Примечательный факт – в хореографических эпизодах занят практически весь актерский состав в возрасте до 40 лет, не только балетная группа, которая относительно немногочисленна. Однако ловкость и синхронность движений, динамичность, пластичность, выразительность рисунка танцев поражали. Кто-то из работников театра рассказывал, что во время репетиций артисты часами, если не днями, не выходили из танцевального зала. Безусловно, дали о себе знать умение и организаторские способности главного балетмейстера Ирины Антонюк и балетмейстера Анны Перепелицы. Причем, по мнению автора, в современном стиле постановки танцев больше чувствовалась рука последней.

Автор сценария и режиссер спектакля, художественный руководитель театра Наталия Тимошкина (в центре) принимала поздравления вместе с главными героями – скрипкой-альтом Наталией Яскевич (слева), первой скрипкой Оксаной Лысенко (справа), Романтичным и Влюбленным (актер Александр Литовченко, второй слева), Хитрым и Коварным (артист Максим Мамбетов, первый справа) и другими артистами

 

В целом спектакль представляет собой весьма оригинальный синтез разных жанров, приемов, стилей. Трудно утверждать точно, но не припоминается, чтобы что-то подобное было поставлено в Украине за последние 10–20 лет. Можно провести определенные, но ограниченные параллели со знаменитыми мюзиклами «Вестсайдская история» (США) или «Собор Парижской богоматери» (Франция). Скептики сразу заметят, что там значительное место занимает вокальная составляющая. Однако, по крайней мере в рисунке отдельных эпизодов, аналогии можно провести. Некоторые сценические решения могли быть навеяны концертами зарубежных инструментальных коллективов. Но все это так, версии. Однако утверждать, будто вся житомирская публика встретила «Пятницю 13-го» что называется «на ура», не станем – даже среди людей искусства, с опытом, отметим, нашлись персоны, которые ее жестко раскритиковали. Главные претензии – отсутствие, по их мнению, четкого сюжета и излишняя символичность действа, перенасыщенность громкой музыкой. Но судьба спектакля главным образом будет зависеть от восприятия молодежной аудиторией, на которую он в первую очередь рассчитан. Следим за житомирскими афишами...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать