Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

От притчи до мюзикла

Завершил свой 37-й сезон Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра. Чем запомнится?
01 июля, 17:33
РОМАНТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ «ДИКАРЬ» АЛЕХАНДРО КАСОНЫ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЖИССЕРА А. ЛИСОВЦА СТАЛА ПРИТЧЕЙ. НА ФОТО: АНАСТАСИЯ КАРПЕНКО (МАРТА) И АНТОН ВАХЛИОВСКИЙ (ПАБЛО) / ФОТО ЕВГЕНИЯ ЧЕКАЛИНА

Режиссер Дмитрий Богомазов спектаклем «Пой, Лола, пой!» в очередной раз впечатлил зрителя, продемонстрировав отменные вокальные и музыкальные способности труппы, в неожиданном для драматического театра жанре — мюзикл в стиле кабаре. В основе постановки — пьеса харьковского автора Александра Чепалова по известному роману Генриха Манна «Учитель Гнус». В нехитром, по сути, сюжете спектакля (а законы жанра и не предполагают иного) речь идет о морали, и ее условности, и, конечно же, о любви. Но для режиссера главной темой становится Его Величество Театр, который бывает столь же разным, как и любовь...

Конец театрального сезона — традиционное время подведения итогов. Прошедший сезон был для левобережцев, как и для всей страны, непростым, но несмотря ни на что — плодотворным: удалось выпустить восемь разноплановых премьер, которые были приняты зрителями и не остались незамеченными критикой. Так, Алексей Лисовец представил на суд публики известную пьесу Алехандро Касоны «Дикарь». В его интерпретации романтическая комедия испанского драматурга стала притчей. В спектакле четко прослеживаются аналогии между истоками зарождения фашизма в Испании 1930-х, приведшими человечество к чудовищной трагедии, и событиями нашего дня. Предостережение А. Лисовца звучит отчетливо и определенно, без полутонов, подобно черно-белой графике теней от палящего испанского солнца. А неожиданное крещендо режиссерского посыла в финале буквально ошеломляет зал. Таким завершением спектакля режисер пронзительно взывает к зрителям — помните уроки истории и будьте начеку.

По-прежнему среди приоритетов театра была поддержка молодой театральной генерации. В минувшем сезоне все увереннее звучал голос нового поколения выпускников последнего студенческого призыва Эдуарда Митницкого. Две дебютные премьеры — остроактуальные сегодня «Семейные сцены» Анны Яблонской в постановке Дмитрия Весельского и классические «Двое на качелях» У. Гибсона в прочтении Андрея Попова, прочно закрепились в репертуаре малой сцены. А совместный проект театра и актерского курса театрального университета — спектакль «Забава» по С. Мрожеку вошел в афишу театра в обновленной версии дебютных постановок молодых (шедших ранее под названием «Меня нет...»). Одна из сорежиссеров этого спектакля и дебютант прошлых лет — Тамара Антропова получила в этом сезоне возможность попробовать силы на основной сцене театра. Под руководством своего учителя — Э. Митницкого она поставила пьесу современного украинского писателя и драматурга Анатолия Крыма «Женская логика». В мягком, лирическом юморе этой комедии о любви звучат и ностальгические мотивы, и сатирические нотки из нашей реальности. Предназначенный для семейного просмотра спектакль не оставляет равнодушным зрителей всех возрастов и идет на неизменных аншлагах.

Совсем иной режиссерский подход к «вечной теме» и иной сценический язык предложила в своей премьере Тамара Трунова — самая опытная из молодой режиссерской команды (в ее арсенале уже несколько спектаклей на левобережной сцене и награды критики). Спектакль «Близость» — это «взрослые игры» по пьесе Патрика Марбера — известного автора английской новой драмы. Его текст — ироничный, жесткий, непростой и по природе конфликта, и по обнаженности столкновений, и по самой драматической структуре. Опыт прочтения режиссером этой откровенной истории про современные отношения, безусловно, заслуживает внимания, хотя и не бесспорен. А высота поставленной профессиональной планки, осмысленная и не лишенная художественных удач попытка нащупать в современном театре новые, не избитые традицией тропы, несомненно, вызывает уважение и не остается незамеченной — спектакль вызывает интерес у зрителей и имеет своих искренних поклонников.

Не остались без внимания левобережцев и маленькие зрители. Для кого-то из них, вероятно, любовь к театру начнется с веселой и мудрой сказки Вадима Бойко «Даринка, Гриць та нечиста сила». Первая работа Дмитрия Весельского на большой сцене отличается яркими актерскими работами и живым национальным колоритом. Отрадно, что удалось избежать фальшивого пафоса и заезженной «шароварщины» в разговоре с детьми на серьезные патриотические темы.

В театре, как и в жизни, радости и печали, потери и победы идут рядом. Театр начинал сезон с чувством невосполнимой потери — 16 июля прошлого года не стало Виталия Линецкого, одного из лучших артистов труппы. Вместе с ним ушли из афиши и стали частью истории «Мелкий бес» и «Немного вина... или 70 оборотов» — визитные карточки В. Линецкого. Но в память об уникальном артисте театр сохранил в репертуаре спектакли, где Виталий сыграл свои последние роли — «Карнавал плоти» и «Веселье сердечное, или Кепка с карасями». А главная театральная награда года — премия «Киевская пектораль», врученная театру за спектакль «Веселье сердечное...», стала и его посмертной наградой.

Были в жизни театра и радостные события, и знаменательные даты. Расширился список «титулованных» артистов — почетные звания «Народный артист» присвоены Анатолю Ященко и Льву Сомову, а «Заслуженными» стали Светлана Орличенко и Татьяна Круликовская. Юбилеи отметили коллеги: А. Лисовец, В. Мовчан, В. Ильенко, В. Жданов, а также спектакли-долгожители: в 200-й раз были сыграны «Майн Кампф, или Носки в кофейнике» и «Ты, которого любит душа моя...», а «Море... Ночь... Свечи...», «Корсиканка» и «Врем чистую правду» были показаны 150-й раз.

Несмотря на недостаток финансирования, были и поездки на фестивали. «Звонок из прошлого» прозвучал на юбилейной десятой «Сцені людства» — международном фестивале в Черкассах. А режиссер Т. Трунова и сценограф П. Богомазов участвовали в представительном международном театральном форуме — фестивале-лаборатории Telpa Daugavpils (Латвия), поставив там пьесу молодого украинского драматурга Оксаны Савченко «Крым». И вот 37-й театральный сезон, наполненный интенсивной работой и событиями, завершен — впереди отпускная пора. Но уже 5 сентября Театр драмы и комедии на левом берегу Днепра вновь распахнет свои двери для зрителей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать