Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Стоять на месте нельзя, нужно двигаться...»

Игорь Кожан, генеральный директор Национального музея во Львове — о Шептицком-благотворителе, меценатстве в Украине и развитии культуры
03 сентября, 09:36
ИГОРЬ КОЖАН: «Я СВОИМ РАБОТНИКАМ ГОВОРЮ: ЕСЛИ БЫ НЕ ШЕПТИЦКИЙ, У НАС НЕ БЫЛО БЫ НИ МУЗЕЯ, НИ РАБОТЫ»! / ФОТО РОМАНА БАЛУКА

Напомним, 2015-й на Львовщине объявлен Годом Митрополита, предстоятеля Украинской греко-католической церкви Митрополита Шептицкого (1865—1944 гг.). К 150-летию со дня рождения Владыки Андрея проходило много самых разнообразных мероприятий, наиболее ожидаемым из которых было открытие и освящение на площади Святого Юра памятника украинскому Моисею, которое собрало тысячи людей и проходило при участии Блаженнейшего Святослава (Шевчука) и Президента Украины Петра Порошенко.

Среди других юбилейных мероприятий — праздничная академия и оратория Мирослава Волынского «Я тебе кличу» во Львовском театре оперы и балета им. Соломии Крушельницкой, конференции и круглые столы, многочисленные теле- и радиопрограммы памяти Шептицкого, демонстрация кинофильмов во Дворце искусств, выставки в музеях, в частности — мемориальная экспозиция «На пошану Основнику» в филиале Национального музея, издание азбуки-энциклопедии «Шептицький від А до Я» в «Видавництві Старого Лева», шахматный турнир во «Львовской политехнике».

Особое внимание уделяли и меценатской деятельности Митрополита. Часто вспоминали высказывание Владыки «Свій до свого по своє». А особенно отмечали то, что именно Его Эксцеленция учредил во Львове Церковный музей, который впоследствии торжественным актом был передан в дар украинскому народу. И теперь это — Национальный музей имени Андрея Шептицкого. О Шептицком-благотворителе мы говорим с генеральным директором Национального музея Игорем Кожаном. Также — в беседе коснулись темы меценатства в Украине, развития музейного дела в целом и культуры как идеологии государства.

«ФИГУРА №1  В ИСТОРИИ УКРАИНЫ»

— Газета «День» всегда уделяла внимание великой личности Митрополита Андрея Шептицкого. В вашем издании была и первая публикация о беатификационном процессе, который длился несколько лет. «День» публиковал открытое письмо общественности, и я, в том числе, был среди его подписантов... Что касается фигуры Митрополита, то она такая многогранная, что за один разговор все охватить невозможно... По моему мнению, человека, который столько сделал в разных сферах для Украины в целом, в ХХ веке, кроме Андрея Шептицкого, не было, — считает Игорь КОЖАН. — Это фигура №1 в истории Украины. К сожалению, малоизученная. Празднование 150-летия со дня его рождения, все мероприятия, которые состоялись, проходили и будут проходить до конца года (надеюсь, что и в последующие годы — также), дадут возможность больше изучить роль Митрополита в той или иной сфере. Что же касается Национального музея и фигуры Шептицкого, то первые выставки его памяти мы начали делать еще в 1980-х, на волне национального возрождения. Экспозицию развернули в комплексе на ул. Драгоманова. Там впервые (еще во времена советской власти) показали наш логотип, разработанный художником Модестом Сосенко специально для Митрополита Шептицкого. Логотип содержит 4 буквы «Ш» — на все стороны света. Было много одобрительных отзывов, также — критика, мол, что же вы делаете, вы фашисты. Но время все расставило на свои места!

Собственно Национальный музей появился из церковного, который в 1905 году основал в свое 40-летие Владыка Андрей, четко осознавая, что нужно оберегать сокровища национального искусства. Мы же, по нашим экспозициям, осознаем то, что украинское искусство XIV века, Средневековья не уступает итальянскому, греческому, испанскому, французскому, немецкому. Икона тех времен является очень интересной, совершенной по экспозиции, с замечательной колористикой. К сожалению, она определенное время была мало известна в мире. Сегодня украинской иконой и искусством в целом интересуются во всем мире.

Митрополит, когда основал музей, поставил перед ним определенные цели: сохранить памятники, изучать их, пропагандировать украинское искусство и чтобы все это было основой для развития современного искусства. Чтобы не только, как говорил Владыка, «оберегать могилы», но и двигаться в современном, начала ХХ века, направлении, принимать во внимание те тенденции, которые развивались в мире, и чтобы украинское искусство не отставало. Для этого он, начиная с Модеста Сосенко, направил свою деятельность и финансовые возможности на обучение многих художников.

— Например...

— Говорю, в частности, о Михаиле Бойчуке. С этой же целью Владыка в 1910 году пригласил из Кракова во Львов Олексу Новакивского. В 1923 году, по инициативе Митрополита, создается Школа Олексы Новакивского, где Андрей на протяжении двух лет преподает историю мирового искусства. Многим выпускникам этой школы Владыка выплачивает стипендии для обучения в Кракове, Варшаве, Мюнхене и Париже. Мы сегодня имеем целую плеяду, десятки имен, которые получили образование благодаря Шептицкому. Важно, что эти люди стали учителями художников, которые работают до сих пор.

«ВСЕ УЙДУТ,  А МУЗЕИ ОСТАНУТСЯ!»

— Наверное, стоит отметить, что Митрополит сделал первые коллекции для Национального музея.

— Да, еще, будучи монахом в Добромиле, вместе с братчиками ходил в село Поляна, что неподалеку от Добромильского монастыря, где строили новую церковь, соответственно — разбирали старую деревянную. Чтобы не было надругательства над иконами, их либо сжигали, либо складывали на колокольне или прибивали вокруг церкви, а дождь и другие осадки уничтожали святыни. Известно, что еще ребенком будущий Митрополит увлекся иконой — имел к ней особые чувства. Поэтому и ставил своей целью оберегать, собирать эти памятники. Следовательно, именно иконы из старой церкви села Поляна и вошли в экспозицию нашего музея. В конце ХІХ — начале ХХ века строилось очень много церквей, соответственно, заказывались новые иконостасы. И уже в статусе Митрополита Андрей написал обращение к священникам с просьбой давать старые иконы в музей. Также Шептицкий очень уважал книгу. Когда взял Иллариона Семеновича Свенцицкого в музей (1905—1952 — директор Национального музея во Львове — Авт.), то направлял в командировку — в Москву, Санкт-Петербург, Владимир, Киев, Минск... И тот, интересуясь антикварным рынком, покупал, заказывал то, что просил Митрополит. Так формировалась библиотека, которая, вместе с другими экспонатами (более 10 тысяч единиц), была передана в 1913 году украинскому народу, — вместе с музейным комплексом на Драгоманова, 42 (тогда — ул. Мохнацкого, вилла Дуниковских — Авт.) и другими зданиями. Также Митрополит целенаправленно давал деньги на содержание музея. Такого механизма — от дарения музея украинскому народу, покупки музея не просто собрания, а всего музея, сформированного, — со штатом работников, соответственно — со зданиями, которые давали средства на содержание музея десятками лет, — в истории культуры Украины не было и нет по сей день! Государственный музей как структура — понятие вечное. Все уйдут, а музеи останутся! Такой музей, как наш, из музеев художественного профиля — крупнейший в Украине. Без упоминания о наших сборниках не обходилась и до сих пор не обходится ни одна серьезная публикация или монография о памятниках культуры Украины. То есть Митрополит создавал музей осознанно. Наш музей — не является региональным, он представляет наиболее широко памятники украинской культуры — с самых древних времен и до сих пор. Музей пережил две мировых войны. Наибольшие убытки понес в 1952 году, когда из коллекций через спецфонд были изъяты тысячи произведений, тысячи книг, и все было уничтожено, потому что не отвечало идеологии того времени. В частности, 32 портрета Митрополита Андрея.

— Сегодня в Украине — достаточно зажиточных людей. Существует ли такое понятие как меценатство в Украине?

— В Украине — много частных коллекционеров и очень много красивых и больших коллекций. Кто-то одобряет это, кто-то — нет. Я лично — воспринимаю. Мы одалживаем произведения из таких коллекций для своих экспозиций, потому что они закрывают определенную нишу, если чего-то в музеях не хватает, и дают ученым возможность шире изучить тот или иной материал. Относительно того, чтобы частные коллекционеры часто что-то дарили и передавали государственным музеям, к сожалению, нет. Есть зажиточные люди, которые в той или иной мере содействуют, помогают музеям, решая проблемы, которые государство не способно решить. Например, на перекрытие крыши в доме Свенцицких, что в музейном комплексе по ул. Драгоманова, благотворитель дал материалы (медь) и мастеров, чтобы закончить работы к 150-летию Андрея Шептицкого. Этот же человек 8 лет назад помог нам с освещением выставочных залов, и это тоже недешевое удовольствие. В прошлом году вышел альбом, посвященный нашей давней сотруднице, человеку, который родился в музее и всю жизнь ему посвятил, — Вере Илларионовне Свенцицкой (1913—1991) — все расходы также взял на себя благотворитель. Альбом из серии «Государственные сокровища Украины», посвященный Национальному музею во Львове, изданный к 100-летию нашего учреждения, тоже профинансировал благотворитель, причем — из Луганска. Два года назад мы делали хороший проект, который финансово поддержал бывший львовянин, а на то время — харьковчанин: это экспозиция Сергея Васильковского во Львове и экспозиция Ивана Труша в Харькове. То есть помогают нам не только галичане — также люди из Киева и других городов Украины, которые хорошо понимают, что такое культура. И, кстати, просят не называть фамилии, потому что не хотят лишней рекламы...

— Как пополняете коллекцию?

— За счет выставок — ставим требование художнику после экспозиции подарить нам свое произведение. Например, недавно классик украинской керамики Тарас Левкив подарил нам 12 своих вещей. Также Владимир Патык, 90-летие которого будем праздновать в октябре следующего года, подарил нам более 100 рисунков и 30 полотен. Светлой памяти график Богдан Сорока два года назад, после юбилейной, к 70-летию, выставки, все экспонируемые произведения подарил Национальному музею. То есть в наших фондах есть и коллекции современных художников, которые будем иметь возможность через год, десять, сорок или сто лет показать посетителям.

«КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО —  ЭТО ТОЖЕ ИДЕОЛОГИЯ.  А ИДЕОЛОГИЯ ДОЛЖНА  БЫТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ»

— Постоянно говорим о том, что культурой и искусством в Украине никто серьезно не занимается. По вашему мнению, почему так? И что нужно сделать для того, чтобы изменить ситуацию?

— Культуре и искусству в Украине не уделялось должное внимание ни в советское время, ни во времена уже независимой Украины. Не уделяется должное внимания и сегодня. Нет в государстве политики в сфере культуры. Я всегда говорил, что культура и искусство — это тоже идеология. А идеология должна быть государственной. Если бы у нас в государстве общий уровень культуры был высокий, то, наверное, не было бы того, что сейчас происходит на востоке Украины. Я не говорю о сугубо нынешней ситуации — речь идет об Украине от 1990-х годов до сих пор. В Украине есть много музеев, экспозиции которых почти не изменялись более 50 лет. Существует большая проблема для музеев исторических и краеведческих, а особенно — в центре и на востоке страны, которые так же показывают идеологию прошлых, 1960-1980-х годов. Много уже времени с тех пор прошло, а ментальность осталась та же. События стремительно сменяются, и это нужно показывать, делать выводы, потому что это — наша история. А теперь имеем то, что имеем. И это опять же политика государства. Что касается средств на культуру, то их не хватало, не хватает и всегда будет не хватать. До сих пор нет закона о меценатстве. Благотворительность не должна облагаться налогом, и это должно было бы быть отображено в законодательстве. Во всем мире развитие музеев (не содержание!) происходит на средства меценатов.

— Возвращаясь к началу разговора, что бы напоследок хотели сказать о Владыке Андрее-благотворителе?

— Я своим работникам говорю: если бы не Шептицкий, у нас не было бы ни музея, ни работы! Поэтому нашим работодателем является не только Министерство культуры, но и Митрополит Андрей. Думаю, что, глядя на нас с Небес, Владыка должен был бы нами гордиться, потому что то, что мы сделали за последние годы по изданиям, пропаганде украинской культуры и ее развитию — это немало. К сожалению, не почувствовали особой опеки от государства. Что же касается отдельных личностей, то содействие было. Стоять на месте нельзя, нужно двигаться, потому что застой — это гниение. Нужно искать финансирование. В конце концов, кто ищет, тот всегда найдет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать