Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Желаю, чтобы ваши трудные дни поскорее прошли»

Елена Камбурова, певица и актриса, — о том, как в нынешней ситуации россиянам и украинцам не очерстветь душой
31 июля, 10:45
ЕЛЕНА КАМБУРОВА: «ВСЕ В МОИХ ПРОГРАММАХ — О ВЕЧНЫХ ИСТИНАХ И О СОКРОВЕННОМ» / ФОТО МАРИИ ЗУЗАК

Над гладью озера в Друскининкае лился голос удивительного тембра и красоты. Пела Елена Камбурова, ее выступление открывало II Международный театральный фестиваль Vasara (Литва). На специально выстроенной сцене на берегу большого городского озера в центре Друскининкая собралось огромное количество зрителей. И хотя шел дождь, никто не расходился, все стояли под зонтами, заворожено слушали и словно ждали, когда исполнится то, что звучало в ее песне: «После дождичка небеса просторней, голубей вода, зеленее медь».

Наша беседа с Еленой Антоновной состоялась на следующий день.

— Елена Антоновна, как  оказались в Друскининкае?

— Это все благодаря Римасу Туминасу. Мы с ним знакомы достаточно давно, но как-то в последний год получилось тесное общение, встречаемся, смотрю его спектакли. Вспоминаю, как когда-то Римас пришел к нам в театр и посмотрел  мой спектакль «Капли датского короля», после чего сказал: «Вы даже не понимаете, что это такое, этот спектакль, как важно, чтобы люди видели и слышали это». Спектакль по поэзии Окуджавы, о его жизни, с той особенной атмосферой Булата, добротой, светом его души. И Римас не просто выразил свое отношение, он пригласил нас в Вильнюс, в свой театр. Была чудесная обстановка, и нам было уютно и тепло.  А когда Римас  переехал в Москву, мы продолжили общение. В начале его прихода в Вахтанговский театр ему было чрезвычайно трудно, и актерский состав, особенно старшее поколение, и службы, и руководство сопротивлялись его новациям.  Диву даешься, как он сумел утвердиться, ведь сегодня, кого ни спроси, критиков, зрителей, все единодушны — первый режиссер — это Туминас. Римас очень хорошо ко мне относится, а когда пригласил на фестиваль, то наш театр музыки и поэзии решил поучаствовать в нем  со спектаклем «P.S. Грезы».

— Постановщик спектакля Иван Поповски из Македонии давно сотрудничает с вашим театром?

— В нашем репертуаре есть четыре спектакля в постановке Ивана, кроме «Грез» по произведениям Шумана и Шуберта,  такие, в которых главным действующим лицом является музыка — «Времена... Года...» по произведениям Чайковского, Вивальди, «Абсент» по французской музыке и «Земля» с музыкой Баха. Из всех наших совестных работ восторг публики вызвала «Земля» — очень необычный спектакль. У Ивана удивительная фантазия и умение ее воплотить  в условиях и пространстве нашего театра.

—  Как сегодня живет Театр музыки и поэзии?

— В ногу со временем. Я счастлива, что мы завоевали свою публику, приходят и новые зрители, два наших камерных зала всегда полные. В репертуаре более 20 спектаклей различных жанров. Мне кажется, чем жестче время, тем больше люди тянутся к спектаклям, которые пронизаны гармонией, чувством чистоты и  светом. Это и «Капли датского короля», и «Снился мне сад». Это особый спектакль для меня, он  долго рождался. Хотела, чтобы  в постановке присутствовала атмосфера начала ХХ века, будто люди где-то за городом живут на даче, готовятся к семейному событию и хотят сделать концерт, где разговоры перемежаются чудесными романсами. И этот день заканчивается... Мы выбрали 3 июля, день смерти Антона Чехова, потому что признано, что его смерть,  а затем уход Льва Толстого — это грань между ХІХ веком с его ценностями и сумасшедшим ХХ ст. В финале врываются звуки революций, войн, соединяются времена, и становится особенно пронзительной тема хрупкости мира.

— Какая главная тема вашего творчества?

— Главная тема — разбудить в человеке человека. Она вообще проходит красной линией по всему моему творчеству. Сейчас в России решили праздновать на государственном уровне 100-летие Солженицына, и мне подумалось, сделать спектакль о ГУЛАГе, о том времени...

— Когда вы последний раз были в Киеве?

— Прошлой осенью, когда уже ощущалось начало последующих политических событий. Но концерт был очень теплый, проникновенный, киевляне — замечательные зрители. А затем наступила зима, которая  изменила Украину, а дальше поменялось отношение стран, людей...

— Вы провели детство и юность в Украине, долгое время живете в Москве...

— Я внимательно  слежу за всеми событиями и понимаю, насколько сейчас все нестабильно, просто вся планета дрожит... Какая прекрасная идея — Европа с едиными принципами гуманизма, взаимного сотрудничества, обмена ресурсами... Кажется, так легко договориться, ведь у человечества сколько проблем, болезни, смерть, казалось бы, что нужно — живи красиво, посади дерево, украшай землю, нет — войнам, недоразумениям, разногласиям! Украину считаю своей родной страной, тут прошли мои детские и юношеские годы, важные для всей последующей жизни, когда закладываются устои, формируется мировоззрение.  Поэтому я очень люблю Украину и желаю, чтобы ваши трудные дни поскорее прошли и страна расцвела...

И в этом поможет искусство. Как говорит героиня спектакля «Снился мне сад»: «Наступил новый век, и только искусство способно держать нас»! Только искусство, музыка. Почему не организовывать встречи, концерты, прозвучать в Киеве песне «После дождичка...»? В этом можно найти точки соприкосновения!

Вспоминаю, как я в 1986 году, через 15 дней после Чернобыля, приехала с концертами, сама позвонила в филармонию и попросилась приехать, какие это были встречи, как люди слушали и воспринимали! Все в моих программах — о вечных истинах и о сокровенном. Поэтому в нынешней ситуации, думаю, концерты уместны, я хотела бы приехать в Киев. Уверена, что когда говоришь о вечном (и в мирные дни, и во время военных противостояний), искусством можно достучаться до сердец людей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать