Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Есть ли шансы?

Стратегические коммуникации против российской пропаганды
17 апреля, 17:26

Было ли это составляющей «стратегической коммуникации», пропагандистским российским «трюком» — показ 14 апреля 2014 г. на «24 канале» ряда повторяющихся каждые 30 минут интервью преступников, объявленных в розыск, бывшего президента В. Януковича, В. Захарченко и В. Пшонки. К ним был приобщен и почти полный текст выступления «голоса Кремля в ООН» В. Чуркина, в то же время достаточно фрагментарно выглядели выступления Саманты Пауэр и нашего уважаемого Юрия Сергеева.

Кого и в чем пытались убедить или проинформировать, осуществляя подобное, владельцы канала?

Этот, пока риторический, вопрос заставил меня лично углубиться в тему «стратегические коммуникации vs российская пропаганда».

Сразу скажу, что ввиду нашего политического контекста эта тема является острым вопросом нашей национальной безопасности, она заслуживает немедленной разработки и применения в нашей государственной информационно-культурной политике.

Мы начали жить в условиях холодной войны с Россией, а на Востоке Украины, к сожалению, уже не холодной... Должны знать, что холодная война, это прежде всего война образов и слов. А пропаганда — ее основное оружие.

Надо знать, что чужая пропаганда побеждает тогда, когда отсутствуют или являются неэффективными, недостаточными наши стратегические коммуникации.

Правда и то, что мы потеряли уже в этой пропагандистской войне немало позиций, дорого заплатив за это и аннексией Крыма и сейчас — сепаратистскими мятежами на Востоке Украины.

Мы действительно столкнулись с самой мощной в мире российской пропагандистской машиной, которая унаследовала всю инфраструктуру, технологии, ноу-хау еще со времен холодной войны СССР и Запада. Россия непрестанно вела пропагандистскую работу и во время всех региональных военных конфликтов с ее участием. На пропагандистскую машину России продолжают работать ФСБ, как раньше работало КГБ, и, к сожалению, не исключено, что в самой Украине на те же российские цели работает так называемая «пятая колонна».

Если сейчас многие современные политики проводят аналогии между действиями Путина и Гитлера относительно предтекстов оккупации и последующей аннексии Крыма, то совсем не удивительно, что российская пропаганда полностью взяла на вооружение геббельсовскую пропаганду. Постулаты ее хорошо описал его помощник Вильфрид фон Овен в «декалоге пропаганды». По-видимому, настольной книгой россиян стала и «Психология народов и масс» Гюстава Лебона. Геббельс в свое время говорил, что «при наличии в руках масс-медиа — он может легко превратить любую нацию в стадо свиней». По-видимому, его рецепты хорошо сработали, потому что как иначе объяснить такой уровень зомбованности большей части россиян и части наших граждан в Крыму и на Востоке?

•  Российская пропагандистская машина приобрела новые обороты в 2010 году с запуском государственной программы «Информационное общество (2011 — 2020 гг.)» общей стоимостью 40,6 миллиарда долларов. Ежегодно ее расходы на охватывание во всем мире русскоязычного люда составляли 10 % от нашего общего бюджета. Огромные расходы, которые должны были поддержать путинские имперские планы.

Ниже только несколько примеров их проектов.

В качестве антагониста CNN Путиным была поставлена на нефтяные ноги Russia Today, некоторые сотрудники которой вынуждены были увольняться в прямом эфире, оказывая сопротивление грязной лжи относительно Украины.

Путин продолжает оказывать давление на средства массовой информации, которые могут доносить правду россиянам. Несмотря на проведенный недавно «Марш Правды» в Москве с требованиями честности к прессе, из России недавно был выброшен «Голос Америки», который во время холодной войны ассоциировался с голосом свободы.

А из Крыма путинская власть выбрасывает даже «Макдоналдс» — мощнейший американский бренд в мире, чтобы уже никакие американские искушения не соблазняли «новых российских граждан» Крыма. Здесь стоит опять вспомнить «Наутилус» с его «Гуд-бай, Америка! Край, где я не буду никогда!» Действительно, к списку российских чиновников — невъездных в США, теперь добавились и крымчане со своими непризнанными в мире паспортами. И здесь, между прочим, эти вопросы пропагандой не решить.

«Русский мир» ведет наступление нагло, грубо и преступно.

Кроме Украины, целевой группой россиян является весь мир, который поддерживает демократию и свободу.

Их пропаганда не устает откровенно атаковать США, Запад, НАТО.

Несмотря на нашу временную, очень надеюсь, информационную растерянность и небдительность, мы имеем большой шанс, что наши партнеры по сохранению нашей демократии становятся с нами рядом или же иногда выступают заранее — создавая противовесы российской пропаганде, распространяя важные для нас стратегические коммуникации.

Такими ценными являются усилия посольства США в Украине с их постоянной рубрикой о фальсификациях российской пропаганды относительно Украины. Ими был создан мощный визуальный бренд «Объединенные ради Украины» (United for Ukraine). А 13 апреля этого года Государственный департамент США на своем сайте обнародовал Заявление Russian Fiction the Sequel: 10 More False Claims About Ukraine, в котором официально «разбил» 10 наиболее лживых российских выдумок относительно Украины.

Несмотря на то, что последние годы НАТО считало Россию привилегированным партнером, имея даже общий план сотрудничества, Россия выдвинула серию обвинений в адрес НАТО, которые базируются на искажении фактов сотрудничества Альянса с Украиной.

•  Ниже цитата из последнего заявления Генерального Секретаря НАТО, пана Андерса Расмуссена: «Российская пропаганда против НАТО и Запада — не что иное, как дымовая завеса, чтобы прикрыть собственные противоправные действия. Развеется дым, и правда на земле станет ясной. Россия аннексировала Крым под дулами оружия, нарушив все международные права».

14 апреля 2014 г. было добавлено, что НАТО не гарантировало России не расшириться на Восток и не строить военную инфраструктуру у ее границ.

Российская пропаганда не действует на парламентариев ПАСЕ, на большинство членов Совета Безопасности ООН.

Признавая вопросы информационной безопасности для нас приоритетными, полезно провести анализ сохранения государственности и демократии, антитеррористической борьбы других стран и, в частности, опыта использования ими стратегических коммуникаций через информационно-культурные стратегии. Ниже только несколько примеров.

Американская культура во времена холодной войны с СССР была одним из главных инструментов с развернутой инфраструктурой массовой культуры, осуществлялась под протекцией ЦРУ, с известными «Голосом Америки» и диссидентским гимном — джазом, созданием в мире сети «Американского дома», стипендиями для иностранных студентов, становившихся потом навсегда друзьями Америки, среди которых были и Мадлен Олбрайт, и Збигнев Бжезинский, и нынешний президент Афганистана. Однако рассказ об этом заслуживает отдельной статьи.

Хотелось бы коснуться некоторых событий начала ХХІ века.

После драматичных событий 11 сентября 2001 г. США предстали перед серьезной террористической угрозой со стороны исламского мира и нивелировкой американских ценностей в мире. Ответом было применение стратегических коммуникаций относительно реализации не только «твердой силы» — военной, но и «мягкой силы» — соответствующей информационной политики, публичной и культурной дипломатии.

Эксперты тогда определили, что имидж страны в мире состоит из внешней политики, торговых брендов и экспортированных культурных мероприятий. Была даже шутка, что в 2004 году такой имидж был коктейлем из «Румми» — госсекретаря Рамсфельда, Кока-Колы и Мадонны. Были переформатированы принципы внешней политики с предоставлением особого мандата информационной сфере и культуре.

•  Позже, говоря о вступлении Америки в войну с Ираком, государственный секретарь США Кондолиза Райс заявляла о необходимости увеличения, кроме военных расходов и «заангажованности целого поколения», значительных расходов на культуру, которая требовала бы, кроме денег, еще и экспертизы, времени и вдохновения.

В эти годы был создан ряд вспомогательных антикризисных органов, таких как Консультативный Совет по вопросам стратегических коммуникаций при Министерстве обороны США, Консультативный общественный Совет содействия культурной дипломатии при Государственном секретаре США, организация «Бизнес для поддержки дипломатических мероприятий» и многие другие.

•  Учитывая этот опыт, еще раз хочу отметить, что в наших условиях вопросы стратегических коммуникаций через информационно-культурную политику наряду с оборонными вопросами должны быть самыми главными сегодня.

Не только перед президентскими выборами 25 мая 2014 г., не только в контексте возможного проведения Всеукраинского референдума относительно государственного уклада Украины, а, с таким соседом, всегда.

Надо признать основополагающим, что для обеспечения национальных интересов страны, которая, к сожалению, пока находится вне системы коллективной безопасности, важно объединить эти два понятия: культура безопасности и безопасность культуры.

Вместе с тем необходимо отметить появление некоторых важных украинских проектов, которые пытаются отвечать новым вызовам. Эти инициативы появились в результате консолидации усилий гражданского общества и бизнес-сектора. Говорю прежде всего об «Украинском кризисном медийном центре», о проекте Eurolution Андрея Бондаря, о «Майдане иностранных дел» Богдана Яременко, блоге Тараса Возняка на «Украинской правде».

•  Однако вопросы информационно-культурной антикризисной деятельности должны найти свое четкое и постоянное отражение в государственной политике, именно через увеличительное стекло национальной безопасности.

Все ресурсы государства, гражданского общества и бизнес-сектора должны быть здесь соединены.

Поле для деятельности в этой плоскости является очень широким. Однако сначала нам надо выполоть сорняки с этого поля, пока они еще маленькие. Говорю о политической слепоте, инертности, преступной небрежности или непрофессионализме.

Ниже — всего лишь несколько примеров российской пропаганды, которая побеждала нас в недавнем прошлом, да и теперь.

В день последней инаугурации Путина в Национальной опере Украины мы создали все условия для празднования торжества идей «самодержавия» принятием в Киеве самой дорогой, наверное, в истории оперы «Хованщина».

Прошлым летом Украина принимала в «Мистецькому Арсеналі» со всей возможной помпезностью «Путина — Кирилла» во время празднования 1025-летия принятия Киевской Русью христианства.

Уже этой зимы в Музее Истории Киева даже через месяц после окончания выставки (!) еще висел огромный баннер Никаса Сафронова.

В Национальной опере поднимает наш патриотический дух «Борис Годунов».

Во время Майдана, да и после него, в нашем телеэфире доминировали антиукраинские пропагандистские TВ-каналы.

За пределами Киева на расстоянии 130 км можно найти часто только «Русское радио» и т. д.

Очень печальные впечатления вызывает деятельность большинства наших информационно-культурных центров Украины, действующих за границей: уровень их проектов и программ, мягко говоря, должен быть лучше, возникают сомнения относительно понятных качественных и количественных индикаторов их влияния и т. д. Не все проблемы связаны с нехваткой средств, очевидно, не хватает и того, о чем говорила К. Райс: профессиональной экспертизы, вдохновения, времени, более широкого партнерства и прозрачности.

•  Вместе с тем именно «культурная дипломатия» может иметь самый мощный голос «мягкой силы» ради достижения наших государственных интересов за границей. Вся эта сфера нуждается в обновлении через построение государственно-частного партнерства и общественно-консультативного сотрудничества.

И последнее: Институт стратегических исследований при президенте Украины, который должен был бы заниматься и этими стратегическими вопросами, до сих пор остается без директора, размещая, однако, на своем сайте прошлогоднее обращение к Верховной Раде президента Януковича — преступника, объявленного в розыск.

Зато «Шустер Live» как умеет, знает и хочет — перебирает на себя некоторые государственные функции относительно разработки и реализации стратегических коммуникаций.

Этот «горький» перечень можно было бы продолжать и продолжать.

•  В последнее время Украину сравнивают с Израилем в плане построения и сохранения государственности. Так вот, одной из самых известных киевлянок была премьер-министр Израиля Голда Меир, делом жизни которой стало добывание в борьбе этой государственности в чрезвычайно сложных условиях существования постоянно действующих внешних угроз.

Для каждого из нас это может быть хорошим напоминанием и указателем относительно совместных действий ради сохранения нашей украинской государственности и соборности.

Неопровержимым условием этого и является сегодня разработка, координация и реализация стратегических коммуникаций. Объединимся ради Украины!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать