Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Иванна ЧЕРЕДНИЧЕНКО: «Побывайте в Лондоне, Париже, Вене, Риме, Берлине — и вы сможете оценить Киев»

15 сентября, 19:40
НА СЪЕМКАХ В «ИНТЕРЬЕРЕ» КИЕВА / ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА / «День»

Первый эфир программы «Киевские миниатюры» (ТРК «Киев») состоялся 25 февраля 1996 года. Таким образом, в феврале следующего «Киевские миниатюры» (которые, кстати, летом стали лауреатом премии «Телетриумф» в номинации «Региональная программа») будут отмечать 10-летний юбилей. Немного на постсоветском ТВ найдется телепроектов, которые могут похвалиться таким почтенным возрастом. «День» предложил рассказать о подробностях биографии программы ее автору и режиссеру Иванне ЧЕРЕДНИЧЕНКО.

— Ваша программа — один из долгожителей на телеэкране. Как вы считаете, почему?

— Вероятно, мы до сих пор в эфире потому, что выходим не на коммерческом, а на киевском государственном телеканале, где у руководства есть возможность думать также и о духовном, а не только о средствах, которые, разумеется, дает реклама, ток-шоу, музыка, юмористические программы, сериалы и тому подобное. Хотя некоторое время мы шли в повторах и на канале ICTV, а также — отдельными сюжетами — в программе на английском языке для иностранцев, которая имела название «PRO UKRAINE» на телеканале «Интер».

А еще, на мой взгляд, потому передача так долго в эфире, что мы с коллегами занимаемся темой, которая одновременно является болезнью нашей творческой группы в целом и каждого отдельно. Киев имеет удивительный магнетизм. Мы действительно очень любим этот город, его историю и непонятную для постороннего глаза притягательность. Мы не зарабатываем на этой теме деньги, ведь любовь невозможно купить. Это касается и наших постоянных внештатных авторов, которые с нами все эти годы: исследователя киевской древности Михаила Кальницкого, научных сотрудников Музея истории Киева — Дмитрия Малакова, Ольги Друг, Виталия Ковалинского, а также — Музея Одной Улицы (Андреевского спуска) — Владиславы Осьмак. А также всех остальных специалистов, искусствоведов, историков, чьи комментарии зрители слышат в наших передачах. Например, наш оператор Олег Авилов, который работает на коммерческой телестудии, на нашей программе — в свои выходные дни. «Я зарабатываю на жизнь там, а здесь — работа «для души». Я думаю, что наша программа держится потому, что она — «от души» нашей маленькой творческой группы.

— А есть ли у вас сведения о том, насколько востребована ваша программа зрителем? Каким образом осуществляется обратная связь с ним?

— Руководство канала постоянно заказывает рейтинги компании «GFK- USM-Украина». Нас удивляет то, что рейтинги программы в течение длительного времени остаются высокими. Ведь передача имеет специфическую аудиторию, это преимущественно киевская интеллигенция. А ее в Киеве, к сожалению, не так много.

Был такой случай. В конечных титрах программы с целью рекламы мы писали телефон фирмы, сделавшей для нас компьютерную графику. Спустя некоторое время, оттуда звонят и просят убрать номер телефона. «Почему?» — спрашиваю я. «Понимаешь, звонят многие, но не заказчики, а какие-то очень вежливые и воспитанные люди, которые решили, что это — телефон программы. Ответить им некорректно на очередной десятый звонок язык не поворачивается, приходится объяснять, куда они звонят и к кому нужно обращаться, чтобы найти творческую группу передачи, а на это нет времени».

Зрители у нас — действительно особые, мы получаем большое удовольствие от общения с ними. Очень тактичные, вежливые и совсем не навязчивые. Многие темы были подсказаны именно с их помощью, особенно в начале нашей работы. Вспоминаю реплику на концерте Сергея и Татьяны Никитиных, когда кто-то спросил: «Почему вы не можете повлиять на фирму «Мелодия», чтобы они выпускали больше ваших пластинок?» Тогда Сергей ответил, что на фирму «Мелодия» могут повлиять только письма трудящихся. А те, кто любит слушать их песни, — не любят писать письма. Наши зрители — такие же. Они не любят звонить в редакцию и писать письма. Но если звонят, то только по очень интересному и полезному для программы поводу. Так, например, появились в эфире сюжеты о династии подольских купцов Балиных, киевских представителях грузинского княжеского рода Багратион-Мухранских, потомках выдающегося городского архитектора Павла Алешина.

— А какие трансформации формата пережила ваша программа за время своего существования? Предполагаются ли какие-то изменения в ближайшее время?

— Сначала в одной программе было несколько главных тем, она разделялась на три части — три очерка по 7-8 минут (хронометраж программы — 30 минут). Например: киевский период творчества Михаила Врубеля, Театр Соловцова — современный Франко и — в гостях у потомков старинного рода Гудим-Левковичей. Много интересной информации оставалось за кадром. Потом перешли на одну тему в программе с несколькими сопутствующими «подтемами». Как ни странно, но и сейчас немало важного не вмещается в 30 минут.

— Насколько, на ваш взгляд, телегенична история Киева? С какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться, воплощая на экране тот или иной замысел?

— Проблемы, которые мешают работать, связаны с тем, что лучшие сохранившиеся особняки и доходные дома в центре Киева стали собственностью различных учреждений и организаций, которые почему-то считают себя их единственными хозяевами, даже если на фасадах прикреплены вывески «Памятник архитектуры и истории. Охраняется государством». Особенно трудно попасть в так называемые «гостевые» дома на Печерске, на Липках, «спецособняки», принадлежащие администрации и правительству — бывшие частные дома киевских сахарных магнатов. Много сил, к сожалению, приходится тратить на организационные вопросы, связанные с получением разрешения на съемки в таких зданиях.

Относительно того, насколько телегенична история Киева — об этом можно было бы спросить у Олега Авилова, который уже семь лет снимает программу. Безусловно, талантливый оператор покажет объект намного лучше, чем он есть на самом деле. Киевская давняя архитектура преимущественно изуродована, перестроена, выкрашена в невероятные цвета. Хотя есть и удачные примеры реставрации, но их, к сожалению, очень мало.

— Очень часто любят говорить о неповторимой атмосфере Киева? А в чем она проявляется, на ваш взгляд?

— Киевскую атмосферу обусловливает уникальная историческая среда древнего города, возраст которого исчисляется десятками веков, а также люди — яркие личности, в течение длительного времени создававшие его. Уют, сформированный уникальным, стремительным и порывистым ландшафтом городских гор, роскошная зелень многочисленных парков, золотые купола церквей, малоэтажная застройка старого города, бесконечные живописные пейзажи, открывающиеся со всех верхушек киевских гор, музыка колоколов (за границей обратите внимание на звучание местных колоколов, и вы будете иметь еще один повод гордиться своим городом). На небольшой территории эта атмосфера очень коротко определена очертаниями Андреевского спуска. Как писал Виктор Некрасов — «самой киевской из всех городских улиц».

— «Киевские миниатюры» — программа не только о самом Киеве, но и о киевлянах. Кто из тех киевлян, о которых вы уже рассказывали, показался вам наиболее интересным персонажем?

— Интересных людей в программе было очень много, я искренне благодарна всем за сотрудничество. Среди них — тонкий и благородный бывший предводитель Киевского дворянского собрания, представитель древнего княжеского рода Владимир Владимирович Масальский. Изысканная и очаровательная наследственная дворянка Зоя Ивановна Лилье — дочь зодчего Суворовского училища на Печерске, чья грация и шарм вызывают восторг и уважение. Потомок выдающихся украинских меценатов, собирателей украинских древностей и шевченкианы — Ирина Михайловна Тарновская, чье чувство собственного достоинства, осознание причастности к известному роду, гордость за дела своих предков чувствуются в каждом движении, слове, взгляде.

— А какими будут темы и герои программ нового сезона?

— В ближайшее время должна выйти в эфир программа, посвященная выдающемуся киевлянину, поэту, композитору, актеру — Александру Вертинскому. Мы долго откладывали эту тему. В Киев на открытие соответствующей экспозиции должна была приехать дочь Александра Николаевича — Анастасия Вертинская. Но после того, как закрыли Музей истории Киева, дерзким образом выставив его из здания бывшего Кловского дворца, которое понравилось Верховному суду Украины, и Музей фактически прекратил свое существование для города, этот приезд не состоялся. И мы решили больше не ждать.

Планируем также передачи о Симиренко, Заньковецкой, Сикорском. О Кирилловском монастыре, здании Национального банка Украины, Южном обществе декабристов.

— А насколько сложно находить новые темы после стольких лет выхода в эфир «Киевских миниатюр»?

— Тема истории Киева неисчерпаема, как непостижима и неоценима жителями его красота. Откройте Булгакова и прочитайте: «Нет города лучше на свете, чем Киев», — писал он в Москве. Или Вертинского: «Я готов целовать твои улицы, прижиматься к твоим площадям...», — напишет он о Киеве уже после 10 лет пребывания в Париже, после Америки, Турции, Польши, Германии. Поедьте в Лондон, Париж, Вену, Рим, Берлин — и вы сможете оценить Киев. Вы будете гордиться своим городом и удивляться собственной наивности. Вы станете патриотом, ведь поймете — ничего дороже собственного дома, собственной улицы, собственного города, собственной истории нет в мире. Это не высокие слова. Это правда. Много путешествуя по миру благодаря мужу, я знаю это наверняка.

Когда у нас принимали в эфир первую программу, спросили — зачем вы все интересные темы использовали в одной программе? Что вы будете показывать дальше? Прошло почти 10 лет, и мы мечтаем успеть рассказать хотя бы о действительно самом интересном. История Киева и его жителей действительно неисчерпаема. Представьте для сравнения программу по истории Парижа. Разве всей Франции она была бы не интересна? Разве ее можно было бы исчерпать когда-то? И очень прошу не считать Киев европейской провинцией! До революции передвижение в мире было свободным, отечественные специалисты учились в лучших учебных заведениях Европы, имели пристойное образование. А киевские таланты! Здесь жили Лифарь, Булгаков, Ахматова, Сикорский, Паустовский, Куприн, Стражеско, Грабарь, Горовиц, Бердяев, Врубель, Вертинский! Киев всегда был творческим городом, который любил искусство — театр, музыку, литературу. Этому способствовала здешняя живописная природа, древняя история и творческие традиции.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать