Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Львов: еврейский узел-2»

Что на самом деле осуществляется для сохранения культурного наследия. Иной взгляд
18 июня, 11:29
ФОТО С САЙТА VGOLOS.COM.UA

21 мая 2013 года в газете «День» была опубликована статья под названием «Львов: еврейский узел». В этой статье израильский журналист Шимон Бриман, пообщавшись с представителями местной власти и еврейской общины, представил свое видение, как во Львове относятся к сохранению еврейского культурного наследия. Предлагаем читателям взгляд на эти проблемы представителя еврейской общины Мейлаха ШЕЙХЕТА, который 25 лет занимается вопросами сохранения еврейского наследия.

Евреи гордятся историко-культурным наследием в Украине, здесь была цветущая еврейская культура со всеми характерными чертами жизни. Выдающийся историк Ярослав Дашкевич писал: «в Украине наряду с короткими периодами лихолетья были довольно продолжительные периоды жизни плечом к плечу евреев с украинцами, здесь была создана уникальная иудейскяа культура, которую необходимо сохранить, взаимопроникновение культур нуждается в тщательном изучении и обнародовании». Мы вместе пережили темноту и жестокость советских и нацистских пыток, уничтожение бесценного человеческого материала и нашего совместного духовного богатства. В Галичине было много хорошего в отношениях между украинцами, поляками, иудеями. Было и много злого, что искусственно привносилось третьими политическими силами.

Для иудеев понятие «культурное наследие» неразрывно связано с обрядовой, традиционной духовной жизнью. А во Львове это:

n старое еврейское кладбище на ул. Шпитальной. На этом кладбище почивает плеяда выдающихся раввинов «Турей Захав» — Давид Галеви Сегал, Хахам Цви и другие гиганты, авторы бессмертных философских религиозных трактатов. По своей святости старое еврейское кладбище во Львове стоит на одном уровне со святыми местами в земле Израиля. Чиновники Львовского горисполкома вопреки законам писаным и неземным отдали участки захоронений под базар;

n иудейский участок, который находится в центре города в зоне ЮНЕСКО «Исторический Центр Львова». Согласно законам и требованиям ЮНЕСКО запрещается любое строительство, лишь восстановление и реставрация сооружений. Однако чиновники Львовского городского совета, не имея права на распоряжение землями государственной собственности, отдали ее под застройку гостиничному комплексу на ул. Федорова, уничтожив исторические артефакты, уникальные археологические находки деревянного периода Львова. Безо всякого согласования было начато самовольное строительство гостиницы. При этом была уничтожена средневековая система водоотвода, что стало причиной затопления подвальных помещений домов и привело к образованию трещин в соседних домах. Проект не был согласован ни с областным управлением охраны культурного наследия, ни с Министерством культуры, ни с ЮНЕСКО. Возведение гостиницы заблокировало бы вход к средневековому комплексу сооружений синагоги «Турей Захав» — «Золотой Розы» в части Миквы и Шхиты и привело бы к их разрушению.

Пока строительство гостиницы удалось частично приостановить благодаря вмешательству Правительства Украины и Посольства США. По гранту Посла США в Украине были проведены археологические исследования на участках Бейс Мидрашу. Международная общественность в 2008 году провела во Львове конференцию, посвященную надлежащему сохранению еврейского культурного наследия во Львове. Но этого не хотят владельцы многочисленных ресторанов, которые считают эту часть города своей собственностью. Ведь им нужна территория для алкогольного досуга клиентов. Не вложив ничего в историю этой части исторического центра Львова, они стали ее владельцами и считают, что могут диктовать свои условия. Международных Соглашений и Законодательства Украины для них не существует.

Трагическая история Холокоста евреев во Львове, где погибло около 500 тыс. жертв немецкого нацизма, связана с Яновским лагерем, концлагерем «Шталаг-328» около Цитадели, концлагерями в Сокольниках, Чвартакув, тюрьмой на Лонцкого и другими местами. Но из перечисленных выше мест трагической Совместной Памяти лишь Яновский лагерь был включен в международный конкурс, причем без обозначения мест расстрела, братских могил и других особенностей «фабрики смерти» во Львове, созданной немецкими нацистами для целой Европы. В концлагере «Шталаг-328 на Цитадели в башне смерти погибло 20 тыс. евреев. В настоящее время в этой башне создана гостиница-ресторан. Правительство Украины в 2012 г. признало концлагерь «Шталаг-328» около Цитадели историко-культурным памятником Украины национального значения. Однако городская власть постоянно настойчиво предлагала строительство 22-этажного комплекса с развлекательными объектами по типу Лас-Вегаса на самой территории концлагеря — территории «фабрики смерти».

Наконец горисполкому Львова стало понятно, что что-то нужно делать. Чтобы урегулировать интересы бизнеса, которому мешает подлинность еврейского культурного наследия во Львове, на руинах которого раскрутился ресторанный бизнес, горисполком решил скрыть их «решение» в «Международном открытом конкурсе для благоустройства мест, связанных с еврейской историей в г. Львов с целью побуждения к переосмыслению и представления важных мест в г. Львов, связанных с историей еврейской общины, как части многокультурного наследия города». Звучит привлекательно, но ...Горисполком Львова поручил проведение этого конкурса Центру городской истории Центрально-Восточной Европы. Интересы совпали — австрийский Центр как раз захотел принять участие в сохранении еврейского историко-культурного наследия, ведь на еврейских темах можно заработать не только материально, но и получить политический капитал. Сегодня австрийский Центр городской истории позиционирует себя в качестве исключительно единственного защитника еврейского культурного наследия и в то же время обеспечивает коммерческую деятельность немецкого общества GTZ.

Условия Международного конкурса были созданы вопреки интересам украинской и еврейской общин, о чем остро говорили ведущие украинцы и евреи на общественных слушаниях, но ничего из этого не было принято во внимание. Не обошлось без насмехательской политики: говорилось о том, что власть никогда не выделит средства на возрождение еврейского культурного наследия, а украинцы этого будто бы не хотят, откуда же евреи возьмут деньги, а вот немецкое общество даст, потому что решило в интересах бизнеса забетонировать сакральные места еврейского квартала и ждать, когда львовяне научатся уважать свое историческое наследие, а пока еще пусть на этих местах продается баварское пиво...

Международные эксперты, члены жюри и архитектор Львова пан Ю. Криворучко протокольно поребовали согласования результатов конкурса с раввинами и еврейской общиной, но этого не случилось...

Напомним, что полного восстановления синагоги «Турей Захав» — «Золотой Розы» требует Постановление Кабинета министров Украины, ЮНЕСКО и воля украинской общественности, а также Американо-украинское Соглашение 1994 г. «О сохранении культурного наследия». Именно благодаря этой синагоге Львов звучит на устах религиозных иудеев в разных уголках Мира. Для сохранения культурного наследия нужна искренность, преданность, диалог, конкретные действия. В деятельности Львовского горисполкома отсутствуют все 4 компонента.

Постоянно предлагается и одобряется мэрией суррогат, завернутый в красивые слова, в основном культурное наследие разрушается, вместо него предлагается камуфляж привлекательного характера. Примеров более чем достаточно. Понятно, что западные «профи», которых ресторанный бизнес подталкивает к воплощению «суррогатов», никогда бы не сделали в своих странах ничего из того, что они предлагают во Львове.

Если говорить об отсутствии государственного финансирования, то известно, что Львовский горисполком за годы независимости получил 276 млн. гривен (из справки областной Прокуратуры) на сохранение культурного наследия. Кто-то бы мог ответить, куда эти деньги были потрачены, если вокруг такая разруха?

Господину Шимону Бриману нужно было бы ознакомиться с настоящим положением вещей и не пользоваться высосанными из пальца фактами...

Мейлах ШЕЙХЕТ — руководитель религиозной общины «Турей Захав» — «Золотая Роза», директор Представительства Американского Объединения комитетов для евреев, директор БО «Еврейское Возрождение», директор научного Центра исследования коллекций Иудаики в музеях Украины  проф. Ф. С. Петряковой, директор Квартиры-музея Фаины Петряковой

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать