Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Присоединение» России к Чечне

Противостояние силовиков с Кадыровым усиливается
28 апреля, 12:43
ФОТО REUTERS

Похоже, что в московских коридорах власти развернулось почти социалистическое соревнование за то, кто может считаться более воинственным в отношении соседей.

Байкеры из клуба «Ночные волки» решили совершить мотопробег  через Беларусь, Польшу, Чехию, Словакию, Австрию. Начать в Москве и закончить в Берлине. И все это, естественно, посвящается 9   мая. В Праге и Остраве российские байкеры собирались захоронить капсулу с землей с Сапун-горы, что в Севастополе. По пути предполагалась раздача флажков так называемой Новороссии. 

Интересно, что первоначально участники пробега получили визы в Польшу, Чехию и Германию. Однако после решительных протестов польских байкеров в Варшаве их визы аннулировали, аналогично поступил и МИД Германии после предложения из ведомства федерального канцлера. Со своей стороны Чехия также запретила россиянам въезд на свою территорию.

В российском МИД страшно возмутились. Назвали действия польской стороны неадекватными, байкеры заявили, что не собираются менять свой маршрут. Министр обороны Сергей Шойгу вообще написал в своем неофициальном Twitter, что «мотопробег через Польшу надо делать на танках. «Ночные волки», удачи вам!».

Когда-то Нобелевский лауреат и первый президент посткоммунистической Польши горько пошутил: «Мы, поляки, живем между двумя туристическими народами, которые исторически любят ходить друг к другу в гости через нашу страну, не спрашивая нашего разрешения...»

•  Нагнетание милитаристского угара вызвано тактическими пропагандистскими причинами. До 9 мая остается не так много времени, а народ нужно всячески будоражить. И тут запреты российским байкерам — очень удобный повод в очередной раз показать на внешних врагов, окружающих победоносную во Второй мировой войне Россию.

Однако вся эта воинственная дымовая завеса призвана несколько затушевать другой, крайне неприятный факт внутреннего противостояния между силовыми структурами на федеральном и региональном уровнях с президентом Чечни Кадыровым. На самом деле ситуация гораздо сложнее и выходит далеко за рамки обычных бюрократических игр — кто и где хозяин.

Началось с того, что МВД Чечни отказалось выполнить поручение Следственного комитета (СК) России и не позволило доставить в Москву для допроса подозреваемых по делу об убийстве Бориса Немцова. В первую очередь, речь шла о Руслане Геремееве, которого подозревают в соучастии в убийстве оппозиционного политика.

Оперативники из Ставропольского края были направлены в Чечню для задержания других подозреваемых. Дело вылилось в перестрелку, после чего Рамзан Кадыров на показанном по местному телевидению совещании приказал своим силовикам открывать огонь по оперативникам, если они будут проводить мероприятия на территории Чечни без согласования с ее властями. «Не имеет значения — будь москвич или ставропольчанин — открыть огонь на поражение. С нами должны считаться».

Последовало резкое заявление центрального МВД и ответы Кадырова. Последний назвал себя «пехотинцем Путина» и тем самым дал понять, что никого, кроме российского президента, над собой не признает. Когда следователь по особо важным делам СК Соболь при расследовании попытался взять образцы ДНК полицейских одного из подразделений в Чечне, его даже не подпустили к этим людям. И московскому важняку пришлось возвращаться в столицу несолоно хлебавши.

•  Раскручиваемый скандал внезапно оборвался на молчании Путина. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков коротко заявил, что «в Кремле ознакомились с заявлением главы Чечни Рамзана Кадырова о сотрудниках правоохранительных органов, но не станут комментировать его... По субординации органы внутренних дел Чечни, естественно, подчиняются Министерству внутренних дел России. Поэтому комментировать здесь в данном случае нечего».

После этого как в Москве, так и в других столицах для всех стало ясно, что Чечня фактически вышла из правового поля России и сохраняет формальную государственную принадлежность исключительно на личных связях Путина и Кадырова.

Как заметил журналист и историк Николай Сванидзе в эфире радиостанции «Эхо Москвы» в передаче «Особое мнение», «это феодальные вассальные отношения, в которых могучий вассал Рамзан Кадыров присягает на верность своему сюзерену президенту Путину. Вассал моего вассала — не мой вассал, как известно. Поэтому те воины, которые служат Кадырову, они служат Кадырову, а не Путину. Но Кадыров своим приказом может их заставить служить Путину... Но главное, внутри страны он претендует на всевластие в пределах Чеченской республики. Я думаю, что хотел бы даже в пределах Северного Кавказа, но здесь, наверное, не получится».

Сколько криков мы слышали из Москвы по поводу так называемых частных батальонов украинских олигархов, в частности Коломойского. При этом частная армия чеченского президента никого в российской столице не напрягала. Более того, говорят, что Путин предлагал Порошенко чеченизацию Донбасса. И вот результат. Кадыров имеет прекрасно подготовленную и хорошо той же Москвой вооруженную армию, которая подчиняется только ему и никому другому. Получается, что Чечня фактически является автономным образованием, и ее связь с Москвой исключительно финансовая в пределах, устраиваемых Кадырова и его ближайшее окружение. Образовался некий улус, и в чем-то повторяются события начала 1990-х гг. Причем ярлык на правление выдал лично Путин. Если эта связь каким-то образом оборвется, то возникнет проблема восстановления конституционного порядка. Только теперь восстанавливать его на территории Чечни будет во много раз труднее и с большими жертвами, чем раньше.

•  Путин попал во внутриполитический цугцванг. В силовых ведомствах началась крайне опасная для режима разбалансировка. Публично декларируемая самостоятельность Кадырова вряд ли понравилась очень многим серьезным людям в МВД, ФСБ и СК. И здесь любое решение Кремля только ухудшает ситуацию.

Поддержав московских силовиков, Путин неизбежно вызовет взрыв неповиновения с опасностью перехода к сепаратизму не только в Чечне, а и на всем Северном Кавказе.

Поддержка Кадырова соответственно вызовет соответствующую реакцию в центральном аппарате силовиков. Не прямо и не сразу, но обязательно и резко негативную.

Между спецслужбами всегда существует напряжение и конкуренция. МВД против ФСБ. Последние не очень любят своих «соседей»-военных из Главного разведуправления (ГРУ). Все вместе имеют претензии к СК. Тем не менее, меняются генералы, и часто возникающие сложности удается на какое-то время сгладить. Потом все возобновляется. Все это привычно и не выходит за известные пределы бюрократических игр. Если выходит, то только с разрешения политического руководства, как было во времена Андропова и Шелокова. В конце концов, это борьба равных среди равных.

Ныне совершенно другая ситуация. Фактически из повиновения вышла региональная структура, а это уже почти сепаратизм. Возникает очень важный для всей вертикали власти вопрос: кто и кому подчиняется? Кадыров — один из губернаторов или кто-то гораздо больший?

Как писал Александр Блок в своем стихотворении «Скифы»,

«Вот — срок настал. Крылами бьет беда,

И каждый день обиды множит...»

Силовики свои обиды помнят долго и никогда не прощают.

Однако сложность этим не исчерпывается. Есть и третья сторона.  

•  Буквально сразу после убийства Немцова президент «Роснефти» Игорь Сечин, тесно связанный с ФСБ, открыто назвал Кадырова «безграмотным животным». Как писалось в СМИ, в своем Twitter влиятельный олигарх заявил, что к самому Кадырову нет вопросов, но они есть к тому, кто поставил его управлять республикой. Это к Путину у Сечина появились вопросы? И Путину через какое-то время придется выбирать не только между федеральными ведомствами и своим чеченским вассалом, но и что-то решать с очень влиятельными олигархами.  

И четко чувствующий расклады в Москве льстивый Кадыров не случайно осмелел и позволил себе фактически бросить вызов могущественным силовикам.

Хотя борьба кланов в Москве на первый взгляд является внутренним делом России, на самом деле она начинает выходить на международный уровень. В первую очередь, в отношении Украины.

Партия мира, при всей условности этой категории, по мере нарастания экономических и финансовых проблем становится все более сильной. Она все активней выступает за выход из украинской авантюры. Прямо олигархи против политики Путина не высказываются, но начать борьбу с его сатрапами очень даже могут. Заметки Сечина в этом смысле весьма показательны.

Невозможно поддерживать сепаратизм в соседней стране и укреплять собственный централизм. Это взаимоисключающие политические векторы. Естественно, что московские централисты из спецслужб и стоящие за ними олигархи категорически не приемлют фокусов региональных князьков типа Кадырова. В Москве уже шутят, что это не Россия присоединила Чечню, а Чечня присоединила Россию. Для очень многих в Первопрестольной такое положение нетерпимо.

Молчание Путина наводит на мысль, что он хочет, как Понтий Пилат, умыть руки и остаться над схваткой. Пусть подчиненные разбираются между собой.

Не получится. Столкновение силовиков раскачивает всю вертикаль власти. Инцидент с Кадыровым показывает, что амплитуда раскачивания становится настолько большой, что таит в себе угрозу всей большой России.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать