Захочеш - і будеш. В людині, затям, лежить невідгадана сила
Олег Ольжич, украинский поэт, археолог и политический деятель

Олимпиаде-2014 в Сочи — мост через Керченский пролив

В Крыму предпринимаются новые шаги по строительству этого сложного и важного объекта
14 августа, 2007 - 19:14
ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ТРАНСПОРТНОГО ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ / ТАК МОЖЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ МОСТ ЧЕРЕЗ КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ — ПО ПРОЕКТНОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ ООО «СОЮЗТРАНСПРОЕКТ»

В Совете министров Крыма подготовлено несколько вариантов проекта межгосударственного Украинско-российского соглашения о строительстве транспортного перехода через Керченский залив, которые рассматриваются в Министерстве иностранных дел Украины, — сообщил «Дню» министр промышленной политики, транспорта, связи и ТЭК Евгений Химченко. Предполагается, что его подписание должно быть готово к запланированной на осень встрече президентов Украины Виктора Ющенко и России Владимира Путина. Вопрос о строительстве моста опять встал на повестку дня в связи с тем, что Олимпиада 2014 года состоится в Сочи, и мост через Керченский пролив, который больше, чем на 400 километров сокращает путь на Кавказ, мог бы стать оживленной и востребованной транспортной магистралью и окупиться в значительно более короткие сроки. Евгений Химченко объяснил, что существует уже целая «библиотека» проектных предложений по транспортному переходу через Керченский пролив, идея которого конкретно обсуждается в Крыму с 1993 года. Однако сегодня Совет министров не может даже ни выдать проектное задание, ни объявить тендер по той причине, что прежде, чем приступить к разработке конкретного проекта следует решить несколько проблем, которые находятся в компетенции правительств и президентов Украины и России. К ним относятся проблемы пограничных переходов, таможенного контроля, формирования транспортных потоков, юридического обоснования привлечения инвестиций. Усложняет проектирование также тот факт, что в Украине и в России за время независимости приняты строительные нормы и правила (В России — СНИП, в Украине ДБН — «Державні будівельні норми»), которые значительно отличаются по своим требованиям к проектированию и строительству.

В то же время руководители Крыма не ждут, и уже подбирают и оценивают технологи для будущего сложного строительства. На днях делегация руководителей и специалистов Крыма под руководством главы парламента Анатолия Гриценко побывала в Краснодарском крае, где ознакомилась с деятельностью одного из претендентов на строительство моста через Керченский пролив — российской проектно-строительной фирмой «Спецфундаментстрой». Предприятие с 2000 года активно занимается проектированием и строительством морских гидротехнических сооружений на территории Российской Федерации, а также разработкой и внедрением новейших технологий с экспериментальным обоснованием инновационного технологического оборудования.

— Крымской делегации со стороны российских соседей был оказан очень теплый прием и продемонстрирована серьезная заинтересованность в сотрудничестве, — сообщила «Дню» пресс- секретарь спикера Алла Горева. — Руководство Крыма ознакомилось с возможностями потенциального подрядчика, а также ходом завершающихся работ по строительству гидротехнического сооружения морского терминала по перевалке аммиака и подходной эстакады, которые ведутся сегодня возле станции Тамань в поселке Волна. У крымского руководства сложилось позитивное впечатление об увиденном — фирмой разработана и внедрена оригинальная технология, позволяющая вести строительство причальных и оградительных сооружений на открытых акваториях пионерным способом, без использования плавтехсредств. Как известно, главной сложностью для будущего строительства является то, что морское дно в Керченском проливе представляет собой цепь грязевых вулканов, покрытую слоем ила толщиной 50 метров, который под действием течений «мигрирует» и то намывает «острова», то создает промоины. В силу этого ненадежное основание может стать угрозой для будущего моста, точно так, как это произошло и в феврале 1945 года, когда мост, построенный наспех из немецких конструкций, был снесен торосами льда из Азовского моря. Поэтому не удивительно, что специалисты-мостостроители сегодня ищут техническое решение именно для этой проблемы. По словам председателя Верховной Рады АРК Анатолия Гриценко, иметь надежное транспортное сообщение с Россией через Керченский пролив — давняя мечта крымчан. Если будет построен мост через Керченский пролив — сообщение между Крымом и Кубанью станет бесперебойным и беспроблемным. Тем не менее, считает глава крымского парламента, с принятием окончательного решения торопиться не стоит. «Сегодня необходимо выбрать оптимальный вариант строительства моста, у нас есть и другие предложения. По сравнению с тем гидротехническим сооружением, которое строится в Тамани, у эстакады через Керченский пролив должны быть несколько иные параметры — двустороннее автомобильное движение, ширина каждой дорожной полосы 7 метров плюс одноколейная железнодорожная линия. Потенциал фирмы «Спецфундаментстрой» позволяет вести работы по закладке свай и по монтажу морского перехода на любую глубину. Поэтому, с некоторыми замечаниями, этот российский проект вполне реален. Предварительное документальное предложение по строительству моста через Керченский пролив «Спецфундаментстрой» уже предоставило. Согласно их проекту, длина мостового полотна должна достигать 4,5 километра (без арки для прохода судов), а высота конструкций может достигать 50 метров над водой» — сказал Анатолий Гриценко. Но это опять же для транспортной эстакады, а для той части моста, которая будет служить для прохода судов по Керчь- Еникальскому каналу, высота над водой должна достигать 68 метров, для того, чтобы под ней могли проходить буровые платформы «Черноморнефтегаза», поскольку добыча топлива и дальше будет вестись как в Черном, так и в Азовском море, и мост не должен стать препятствием для этого...

Как удалось установить «Дню», российская проектно- строительная фирма «Спецфундаментстрой» зарегистрирована в 1992 году, ее направления деятельности — проектирование и строительство морских портовых гидротехнических сооружений, противооползневых и берегозащитных сооружений, а также фундаментов в сложных грунтовых условиях. Фирма выполняла такие работы, как строительство резервуаров перевалочной нефтебазы на объектах ОАО «Черномортранснефть», принимала участие в строительстве автодороги Майкоп-Туапсе и газопровода «Голубой поток» из России в Турцию, возводила противооползневые сооружения в Туапсинском районе. В числе наиболее крупных объектов, построенных фирмой, — причальные сооружения Новороссийской военно-морской базы, морской терминал по перевалке аммиака в порту Тамань Темрюкского района, причальные сооружения перегрузочного комплекса в порту Новороссийск, оградительные и причальные сооружения в порту Палдиски Северный (Эстония), причальные сооружения в порту Усть-Лага (Ленинградская область) и другие. В настоящее время фирма приступила в развертыванию работ на гидротехнических сооружениях угольного комплекса «Ванинский балкерный терминал» в районе порта Ванино по заказу компании «Дальтрансуголь». Выбранное фирмой направление по развитию пионерного способа возведения морских гидротехнических сооружений в ряде случаев не имеет аналогов в мировой практике, и сегодня вызывает интерес у многих подрядных организаций, занимающихся портовым и мостовым строительством.

К разработке части проектных заданий привлечены и украинские специалисты, в частности мостостроители Института электросварки имени Патона, которые разработали свое проектное предложение.

Однако у проектантов нет пока выработанного единого варианта строительства моста через пролив. Как рабочие пока рассматриваются пять вариантов перехода — Северный (от мыса Фонарь до косы Чушка), Жуковский (от поселка Жуковка, вблизи нынешнего порта «Крым» и существующей паромной переправы), вариант тоннеля, а также Еникальский вариант (от мыса Синягино) и вариант с использованием острова Тузла. Все они показаны на прилагаемой схеме. Окончательный выбор варианта будет определен после заключения Украинско-российского межгосударственного соглашения, завершения проектно-изыскательских работ, геологических исследований и технологической и финансовой экспертной оценки предложенных вариантов.

Глава крымского парламента подчеркнул, что приоритетами при выборе застройщика станут стоимость и сроки реализации проекта. Однако, как отметил Анатолий Гриценко, вопрос источника финансирования пока остается открытым: «У нас есть несколько вариантов — совместное бюджетное финансирование РФ и Крыма или привлечение инвестиций с дальнейшей передачей в концессию. Все будет зависеть от окончательного выполнения проектных работ, которые определят стоимость моста». По подсчетам фирмы «Спецфундаментстрой» только работы по строительству прямолинейной эстакады будут стоить $ 488 миллионов. К этому нужно добавить стоимость реконструкции прилегающих с обоих сторон моста автомобильных и железнодорожных путей, прилегающей портовой и территориальной инфраструктуры. В целом комплексный проект строительства транспортного перехода оценивается в 1,2 — 1,5 миллиарда долларов. Руководство проектно-строительной фирмы рассчитывает, что сможет выиграть у других претендентов право на строительство эстакады этого стратегически важного и социально значимого для обеих сторон объекта.

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Рубрика: 
Газета: 
2014-03-22 19:34:54
Тоннель, ей-богу, только тоннель )
2013-01-16 22:11:02
Строительство моста будет выгодно всем и удобно. Мы за мост.
Новости партнеров