Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Дума ратифицировала «большой договор» с Украиной

26 декабря, 00:00

Государственная дума России вчера наконец-то ратифицировала Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Украиной, подписанный в Киеве в конце мая 1997 года и ратифицированный Верховной Радой 14 января этого года.

Ратификацию этого договора спикер Госдумы Геннадий Селезнев обещал Президенту Леониду Кучме, председателю Верховной Рады Александру Ткаченко, министру иностранных дел Борису Тарасюку по крайней мере трижды. Но все произошло после последнего визита Ткаченко в Москву в середине декабря, когда тот чего только не наговорил российским коллегам — и о необходимости создания союза из славянских республик бывшего СССР с общими оборонной политикой и даже валютой, и о бессмысленности раздела Черноморского флота. Договор ратифицирован, но с условием, выраженным в отдельной думской резолюции: Верховную Раду Украины призывают заявить, что Украина не вступит в НАТО.

Результаты голосования в Думе — 244 голоса «за», 30 — «против» — свидетельствуют, что документ поддержали в первую очередь коммунисты. Собственно, их лидер Геннадий Зюганов давно уже заявлял о необходимости ратификации документа, не изменил он этой традиции и вчера. Самым громким противником был Жириновский — «договор не может быть ратифицированным, поскольку он является продуктом антироссийских сил» — но, очевидно, большинство «жириновцев» документ поддержали. Раньше против ратификации высказывался также вице-спикер Думы Сергей Бабурин, сторонник восстановления «великой России».

Возможно, на настроения думцев подействовали аргументы, представленные министром иностранных дел Игорем Ивановым — уклонение от ратификации договора с Украиной, выдвижение территориальных претензий к ней только усилят те украинские силы, которые выступают за дальнейшее сближение с НАТО, нанесет ущерб двухсторонним отношениям и будет нарушением норм международного права — хотя именно на нормы международного права российские законодатели до сих пор обращали внимание в последнюю очередь.

Возможно, думцы уже просто достаточно наговорились, а дальнейшая нератификация договора с Украиной означала бы, среди прочего, и серьезный удар по поддержанному парламентом правительству Примакова. Быть может, свое дело сделала международная дипломатия — не секрет, что и до подписания украинско-российского «большого» договора дело дошло только после некоторого давления на Москву. Так или иначе, дело сделано.

И ратификация «большого договора», вместе с ратификацией Думой соглашения об использовании Россией станций ПВО в Мукачево и Севастополе отнюдь не значат, что отныне отношения между Украиной и Россией будут беспроблемными. Политическое и экономическое давление, наверное, будет продолжаться — это видно и с некоторых заявлений русской исполнительной власти. Дело разграничения границ, особенно морских, будет тянуться еще долго, отношения Украины с НАТО еще долго будут дразнить Москву.

Ратификация «большого договора» на самом деле — только символ того, что Россия во второй раз (после его подписания) официально признала Украину независимым суверенным государством в ее нынешних границах.

Сергей ПИРОЖКОВ, директор Института украино-русских отношений при Совете национальной безопасности и обороны Украины считает, что ратификация украино-русского межгосударственного договора Государственной думой — это для нас очень добрые известия. Нератификация этого документа была невыгодной в первую очередь России, но она была невыгодной и для нас — ибо мы не могли развивать много вещей, которые дополняют «большой договор», например, долгосрочную программу экономического сотрудничества. Без ратификации договора было бы также очень сложно решать проблемы, связанные с распределением Черноморского флота.

Значение ратификации Думой договора — во-первых, моральное. А во-вторых, это создает правовое основание для конкретного цивилизованного сотрудничества. Ведь до сих пор было и политическое, и экономическое давление на Украину (в частности, через ее газовые долги перед Россией), что выходило за границы нормальных двухсторонних отношений цивилизованных государств. Ратификация договора, конечно, открывает широкие перспективы для дальнейшего сотрудничества.

Но я не ожидаю, что с ратификацией межгосударственного договора быстро решатся проблемы с Черноморским флотом. Подписанные по этому случаю соглашения были необходимым, но недостаточным условием для нормализации отношений.

Так же будут проблемы и с двухсторонней торговлей. Не стоит ожидать больших уступок от России — этого ей не позволит хотя бы внутренняя экономическая ситуация. Проблемы все равно будут.

КОММЕНТАРИЙ

Александр ЕМЕЦ (НДП):— Ратификация договора позитивно повлияет на украино-российские отношения. Но есть и другие нюансы этой ратификации: она свидетельствует о слабости парламентаризма в Украине и России. Тот факт, что сначала российские депутаты не поддержали «большой договор», а сегодня набрали 250 голосов «за», говорит о том, что они действовали по команде, а не с точки зрения собственной политической позиции. Я должен сказать, что ратификация договора — это дополнительные баллы А.Ткаченко, который в последнее время все активнее набирает авторитет в обществе. Нужно отдать ему должное — он способен проявлять политическую волю. Но стоит предполагать, что инициативы левых относительно отмены института президентства теперь будут пролонгироваться. Скорее всего их будет гасить сам спикер, потому что он имеет серьезные виды на президентское кресло.Станислав ГУРЕНКО (КПУ):— Ратификация «большого договора» дает надежду на серьезное продвижение в развитии отношений Украины и России. И прежде всего в развитии экономических и социальных отношений — эта линия сегодня очень опекаема в наших странах. Ну и, конечно, подписание «большого договора» существенно поднимет авторитет и рейтинг спикера Ткаченко.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать