Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Приказано – не стрелять

Игорь КАБАНЕНКО: «Украина должна работать на опережение, выявлять активированные угрозы на самых ранних стадиях, нейтрализовать, локализовать и ликвидировать их»
26 ноября, 19:28
ФОТО REUTERS

С 25 ноября Украина вводит режим прекращения огня в одностороннем порядке в зоне АТО. Леонид Кучма, который представляет нашу страну в Минске, отбыл в Екатеринбург, чтобы вместе с Путиным и Медведевым открыть «Ельцин-центр», а боевики «ЛНР» впритык подвели к линии разграничения тяжёлое оружие. Такая странная диспозиция военного вопроса на Донбассе сложилась на средину этой недели, к которой добавилось ещё и накопление российских вооружённых сил в Крыму на границе с Херсонской областью.

На брифинге Общего центра по контролю и координации огня с ОБСЕ, руководитель украинской группы СЦКК генерал-майор Борис Кременецкий сообщил, что с нашей стороны представители СММ ОБСЕ и российская сторона СЦКК проинформированы, что согласно распоряжению начальника Генштаба — Главнокомандующего ВС Украины со среды украинским войскам запрещено открывать огонь. Напомним, что недавно во время эскалации конфликта, руководители ВСУ и даже сам Президент неоднократно заявляли, что нашим военным дан зелёный свет для решительного ответа на атаки боевиков. Подчеркнём, что в настоящее время украинская сторона первая заявила о прекращении огня подразделениями ВСУ и попросила российскую сторону тоже прекратить активизацию боевых действий. То есть сейчас огонь в ответ на провокации боевиков открываться не будет, но в случае угрозы жизни, «боец имеет право открыть огонь». Правда, официально не уточняется, как украинские военные должны отличать провокации от атаки — по факту собственных погибших или наугад.

В свою очередь, группа «Інформаційний спротив» сообщает, что боевики «ЛНР» продолжают перебрасывать через Антрацит и Красный Луч пополнения в район Алчевск — Стаханов. В отчёте, в частности, отмечено, что «за двое суток переброшены три единицы 120-мм САУ 2С9 «Нона». Кроме того, переброшено и 16 единиц автотранспорта с боеприпасами и снаряжением, 8 единиц другой боевой техники. Отмечается, что и сейчас 2С9 «НОНА-С» является уникальной артиллерийской системой, которая совмещает в себе свойства пушек разных видов и предназначена для непосредственной огневой поддержки подразделений воздушно-десантных войск на поле боя.

Вместе с тем Россия накапливает вооруженную силу в Крыму, непосредственно около границ с Херсонской областью. Так, очевидцы свидетельствуют о перемещении техники с упомянутыми установками «НОНА-С» под Джанкоем в северном направлении. Колонна передвигалась по трассе Джанкой-Чаплинка. Такие манипуляции начали происходить сразу после недавнего инцидента с обесточиванием Крыма. Таким образом, Россия усиливает напряжение, пытаясь взять в тиски нашу территорию с востока и юга. В этом плане повышается вес вопроса возможности прорыва российских войск в направлении Мариуполя для установления контроля над материковым доступом к полуострову. Здесь, правда, для России существует проблема не только военного и политического характера (скрыть в этом плане явную агрессию будет невозможно), но и проблема контроля над оккупированными территориями. Ведь в настоящий момент существуют физические границы даже между «ЛНР» и «ДНР», где бандитские группировки распределили сферы влияния и даже поставили «блок-посты» между собой. Более того, для такого наступления нужен и формальный повод, а именно имитация атаки украинской стороны не только в сторону террористических группировок, но и против самой России. Стоит вспомнить слова бывшего председателя СБУ Валентина Наливайченко, который сообщал, что летом прошлого года, когда российскими террористами был сбит малазийский «Боинг», над той же территорией должен был лететь российский самолёт. Скорее всего, атака из «Бука» предполагалась именно для российского рейса, после чего Россия могла открыто начать наступательную операцию. Возможно, именно поэтому Украина приняла решение закрыть воздушное пространство для российских авиалиний.

При этом, как уже говорилось, Украина подчёркнуто заявила об одностороннем прекращении огня. Ряд экспертов отмечают, что ожидается новая волна активизации боевиков с нового года. Кое-кто даже пророчил такую активизацию на декабрь, если погода позволит создать благоприятные условия для проходимости почвы. Скорее всего, украинская сторона всячески хочет продемонстрировать миру свою принципиальность в соблюдении Минских соглашений, особенно после недавнего инцидента с подрывом опор и прекращением поставок электроэнергии в Крым. Напомним, что это дало повод некоторым СМИ на западе называть данный факт «терактом», что ставило в невыгодную позицию Украину в дипломатическом плане. Другое дело — можно ли назвать дипломатическими приёмами участие на банкетах агрессора представителей Украины в Минске.

Игорь КАБАНЕНКО, адмирал, эксперт по вопросам обороны и безопасности:

— К сожалению, геополитическая турбулентность снова повышается. Хотя волна гибридной войны пошла вверх в сторону открытых акций, в то же время, нужно понимать, что большинство событий по подготовке к прямым столкновениям происходят в скрытом, непрямом формате с применением разных механизмов, сил и средств, как невоенных, так и военных.

Относительно открытых действий, следует заметить, что ротационный цикл и перегруппировка противника ещё не завершились, продолжается подготовка личного состава, призванного в вооруженные силы РФ осенью. В то же время, в ближайшее время, возможно в середине декабря или после новогодних праздников, большинство подразделений, которые сконцентрированы на мариупольском направлении, завершат в целом боевое слаживание и будут готовы к наступательным акциям (действиям) в составе батальонных тактических групп. Усиление группировки в Крыму за счёт подготовленных профессиональных частей быстрого реагирования свидетельствует о том, что угрозы растут и на этом направлении. Ситуация в целом нестабильная и нуждается в тщательном анализе и адекватном усилении нашего сдерживающего потенциала на важных направлениях, что должно убедить противника отказаться от интенсивных наступательных действий.

Если вести речь о скрытом формате, то он продолжается в виде информационных операций, экономических, в частности, энергетических акций, действий сил специальных операций и разведывательно-диверсионных групп. В этом контексте считаю, что нужно больше внимания уделять морскому пространству, где существует целый ряд скрытых активированных угроз.

В этих условиях на юге Украины и в районе Мариуполя могут быть созданы дестабилизирующие факторы. Не хочу сейчас рисовать все возможные сценарии, но такие риски существуют. Мы уже имеем уроки Крыма и Донбасса по использованию Россией сил специальных операций, наёмников под видом местного населения и «зелёных человечков» для дестабилизации ситуации, чтобы прийти туда якобы «на помощь». Поэтому, по-моему, много сейчас зависит от согласованной и скоординированной деятельности подразделений Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и правоохранительных органов Украины и в целом всего государственного и негосударственного сектора. Речь идёт о работе на опережение, возможность обнаруживать активированные угрозы на как можно более ранних стадиях, нейтрализовать, локализовать и ликвидировать их, не ожидая перерастания в высокоинтенсивные вооруженные столкновения.

Относительно закрытия воздушного пространства для российской авиации, то это целесообразно было сделать раньше для того, чтобы сделать невозможными её полёты над территорией Украины под видом чего-нибудь, в том числе с десантниками или оружием на борту и т. д. С другой стороны, а)      — запретив такие полёты, нужно б)       — иметь быстрые механизмы реагирования на инциденты в воздухе (Rules of Engagement). Турция показала России и всему миру, что не может быть компромиссов, когда речь идёт о суверенитете и территориальной целостности страны, в такой ситуации реакция должна быть мгновенная и адекватная.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать