Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«В мусорник...»

Евгений ГОЛОВАХА: «Будущий парламент является временным на период войны. Когда ситуация изменится, возникнет вопрос создания новой стабильной Рады»
24 сентября, 13:01
ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Летом этого года Институт социологии НАН Украины провел всеукраинский соцопрос. Его результаты были презентованы буквально недавно. Они показали, что политическим партиям не доверяют 71,9% респондентов, судам — 69,1%, прокуратуре — 67,8%, милиции — 76,7%, Верховной Раде — 65,3%, банкам — 61,1%, правительству — 53,3%, местным органам власти   — 49,4%, профсоюзам — 49,1%, СМИ — 45,4%, Президенту — 34,8%.

Как взрывоопасную и критическую ситуацию в Украине оценили 55,4% опрошенных, как напряженную — 40,8%, как спокойную         — 1,9%. Материальное положение своих семей как «среднее» оценивают 52,3% граждан, как «бедное» — 40,1%, «нищенское» — 6,3%, «зажиточное» — 1,1%.

На вопросы в интервью «Дню» подробнее отвечает заместитель директора Института социологии НАН Украины Евгений ГОЛОВАХА.

«ВПЕРВЫЕ В НАШЕЙ СТРАНЕ РЕЙТИНГ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ СУЩЕСТВЕННО ПРЕВЫШАЕТ РЕЙТИНГ ПУТИНА»

Результаты вашего соцопроса показали, что в обществе существует большое недоверие к институтам власти и неудовлетворение собственным уровнем жизни. В связи с этим, какие возникают угрозы?

— Понятно, что недоверие есть, и оно всегда существовало. Но сейчас ситуация даже лучше, чем раньше — показатели недоверия после Майдана немного уменьшились.

Нашим Институтом разработан показатель дестабилизационности протестного потенциала. В настоящий момент он высок — по уровню близок к периоду Оранжевой революции и 2012 года. Поэтому в обществе сохраняется серьезный потенциал для протеста, учитывая политическую и экономическую составляющую. Власти нужно учитывать этот фактор, если она собирается принимать непопулярные решения. Если не учтут все риски, это может накопить взрывоопасный потенциал.

С другой стороны, есть факторы, которые тормозят возможность такого рода протеста по отношению к власти. Во-первых, достаточно высокий рейтинг Президента Петра Порошенко. Исследования показывают, что его рейтинг существенно превышает рейтинг Путина в Украине (вопрос: «Как вы оцениваете деятельность Президента?» — Авт.), ведь за все годы наблюдения у нас наиболее популярным политиком был именно президент соседнего государства. В настоящий момент существует достаточное доверие к новоизбранному Президенту, потому что остается надежда, что ему удастся изменить ситуацию. Но стоит заметить, что в такие сложные времена настроения могут изменяться очень быстро.

Есть еще один механизм сдерживания протестных настроений. Существуют показатели уровня цинизма, деморализованости населения, и они, по сравнению с 2012 годом, уменьшились. Люди почувствовали определенное достоинство, подъем патриотических настроений. Хотя ситуация крайне сложная и уровень тревожности у людей очень высокий — даже в наихудшие 1990-е годы такой тревоги у населения не было. Это и понятно, ведь идет война.

Сегодня России выгодно, чтобы общественно-политическая ситуация в Украине была нестабильной. Насколько влиятельным является внешний дестабилизирующий фактор?

— Россия подстрекает эти настроения, ведь кроме военных, пропагандистских и экономических факторов используется фактор общественно-политической дестабилизации. Ей уже удалось это сделать на Донбассе. Ведь главной тенденцией, которую мы наблюдаем, является то, что южный регион по своим ориентациям приблизился к западу и центру Украины. А Донбасс так и остался с ориентациями времен Януковича, то есть он не изменился, — даже в тех районах, где нет оккупационного режима и не проходили военные действия. Например, аннексию Крыма беспрекословно осуждает подавляющее большинство украинцев из всех регионов, кроме Донбасса. И именно это используют внешние силы.

Вообще, в России достаточно выборочная политика — она не очень хочет подорвать позиции Порошенко, потому что там боятся более радикальных антироссийских настроений. Порошенко является представителем умеренных сил, которые не хотят продолжения войны «любой ценой». А для России война «любой ценой» может очень плохо закончиться. Это является очень опасным и для самой Украины — может стать войной на уничтожение с обеих сторон. Но ресурсы России не являются бесконечными — из-за этого и двойственность их политики, с одной стороны — дестабилизировать, а с другой — не влезть в войну так, чтобы самой сильно не пострадать. Мы уже видим, что общественные настроения в РФ после первых сотен погибших начинают изменяться. И там уже поддержка прямого вторжения в Украину является невысокой, хотя еще месяц-два назад была достаточно значительной. А если русские жертвы будут идти на тысячи, то это вызовет мощное сопротивление. Режиму Путина не удалось полностью задурить россиян и среди них есть много людей, которые бы не хотели войны.

Россия подрывает в первую очередь экономическую ситуацию в отдельных регионах, ведь на всю Украину они не имеют влияния. Конечно, они будут пытаться усилить этот фактор, и будут ставить на экономические трудности украинцев. Вообще, главный расчет РФ, — что украинцы сами не выдержат экономических трудностей. Эта пауза в войне является попыткой законсервировать нестабильное положение, чтобы украинцы выступили против своего выбора, ради улучшения Россией их состояния. Но украинцы свое материальное положение оценивают так же плохо, как во времена Януковича. И то, что оно ухудшается, было понятно еще два года назад.

«ТО, ЧТО НОВЫЕ СИЛЫ РАСПЫЛИЛИСЬ ПО ПАРТИЙНЫМ СПИСКАМ, ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗНАКОМ ТОГО, ЧТО ЭТО ВСЕ — ПИАР-АКЦИЯ»

Как «минские договоренности» отразились на взглядах украинцев и поддержке власти?

— Вообще-то, общественное мнение в канун этих событий уже склонялось к перемирию, потому что ситуация в Иловайске воспринималась как реальная угроза потерять не только отдельные территории Донбасса, но и значительную часть Украины, включая юг. Опрос центра «Социальный мониторинг» подтвердил то, что люди поддерживают перемирие из-за существенной изможденности наших военных. Поэтому само перемирие у подавляющего большинства граждан не вызовет изменений в отношении к власти. Но, гипотетически, негативные настроения может вызвать закрытость процедуры, по которой принимались данные законы.

Насколько я понимаю, лидеры общественного мнения — командиры добровольческих батальонов восприняли это перемирие достаточно негативно, ведь они считают, что нельзя договариваться с террористами. Вообще, военные не верят Путину и считают, что только военными средствами можно разрешить конфликт. Но военные люди прошли суровую школу, потому склонны решать все силовыми методами. Конечно, их мысль важна и ее нужно учитывать    — они отражают мнение около трети населения, которая выступает за продолжение АТО. Если бы военные не попали в сложную ситуацию и не понесли тяжелые потери, можно было бы более внимательно прислушиваться к ним. Но проблему войны и мира должны решать не военные, а политики, которых избирает подавляющее количество людей. В то же время на нас давит западный мир, который нас поддерживает, но не хочет продолжения большой войны. А без его помощи мы обречены на проигрыш, потому что в настоящий момент наш военный потенциал несопоставим с российским.

Сегодня в партийные списки ведущих украинских партий вошли командиры добровольческих батальонов, военные, общественные активисты, журналисты, волонтеры и молодые лидеры. Насколько существенным для граждан будет этот фактор во время выборов?

— То, что их распылили по партийным спискам, является признаком того, что это все    — скорее пиар-акция. Если бы новые силы, которые возникли в результате последних событий, смогли договориться друг с другом и создать единую платформу, которая бы могла конкурировать с существующими партиями, то о них можно было бы говорить как о мощной политической силе. Но в настоящий момент это просто рекламная кампания других политических сил. И все же есть слабая надежда, что эти люди не будут поддаваться искушению, которому поддавались все молодые и талантливые люди в течение многих лет, когда проходили романтиками, а становились откровенными циниками. Есть надежда, что эти люди существенно будут отличаться, потому что они демонстрировали лучшие черты. Но здесь нельзя дать гарантий. Волонтеры, которые демонстрируют собственную активность в решении важных общественных вопросов, — это естественная основа для изменения кадров в нормальной демократической системе.

Так за кого же сегодня будет голосовать избиратель — за лица, за названия партий или за программы?

— У нас есть очень интересная категория избирателей, которые всегда голосуют за действующую власть. Особенно, если власть не разочаровала избирателя, как это было во времена Ющенко. Поэтому около 1/3 будут всегда голосовать за пропрезидентские силы — так оно и было. У нас очень сильное персонифицированное отношение к любой власти — если есть первое лицо, то она просто за это получит поддержку. В обществе есть люди, которые побаиваются, что без поддержки власти в стране будет полное безвластие.

Есть и часть радикально настроенных избирателей — оппозиционно к президентским политическим силам. Это около 20—25%. И на этом фланге есть несколько политических сил, среди которых «Радикальна партія», «Батьківщина», «Громадянська позиція», — это, собственно, те, кто выступает за продолжение военных действий на Донбассе.

Все другие проценты будут распылены: есть «Народний фронт» Яценюка и Турчинова, есть силы, которые возникли на обломках Партии регионов, есть коммунисты.

Молодым политикам, волонтерам и другим не хватило времени, чтобы создать единственную консолидированную политическую силу — слишком быстро были объявлены выборы. Война — не то время, когда можно заниматься спокойным партстроительством. Людям нужно собираться, находить расхождения и общий язык, строить партийные ячейки и так далее. Кроме этого, все эти люди занимаются своим делом — военным или общественным. И у них просто нет времени для политической деятельности.

Но будущий парламент является временным на период войны. И я надеюсь, когда ситуация существенно изменится и установится определенная стабильность в стране, возникнет вопрос создания новой стабильной Верховной Рады. И тогда молодые независимые политические игроки уже бы могли создать новую консолидированную перспективную политическую силу.

«ВЛАСТЬ ДОЛЖНА ДЕЙСТВОВАТЬ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ И ПРЕДЛОЖИТЬ РЕФОРМЫ»

— Что сегодня должен сделать Президент для сохранения Украины и собственной поддержки внутри государства?

— Безусловно, нужно проводить реформы, но в условиях спада промышленного производства это делать очень трудно. Главное, что должна делать украинская власть, — разработать амортизационную систему, которая бы могла смягчить неотвратимое ухудшение уровня жизни рядовых граждан. И прежде всего, нужно хоть как-то стабилизировать ситуацию на востоке, а это уже зависит не только от действий Украины. Иначе можно получить существенный общественный всплеск, учитывая высокий уровень протестного потенциала.

Фактическая война и быстрое падение экономики предусматривают то, что должны быть сделаны первые шаги к реформам, ведь, конечно, быстро провести их невозможно. На этом этапе власти нужно продемонстрировать готовность к этому — выйти с какими-то планами и стратегическими программами, которых мы до этого не видели, — это наше извечное горе. Нужно показать, что есть не только желание выпутаться из сложностей, но и определенные стратегии, предусматривающие реформирование экономики и  четкое очерчивание того, на что людям нужно рассчитывать в связи с ухудшением экономической ситуации и что государство может сделать, чтобы смягчить негативные последствия этого. Нужно расписать все шаги, разработать и принять для этого соответствующие законы, а не под давлением улицы принимать отдельные решения — как это было с Законом «Об очищении власти». Под давлением улицы могут вообще приниматься законы, которые пойдут не на пользу, а во вред.

Как вы оцените последние гражданские акции, во время которых государственных чиновников и народных депутатов выбрасывали в мусорники и которых уже в народе окрестили Trash Bucket Challenge?

— Это достаточно странные события. Вообще, в мусорник бросить нужно систему, а не отдельных депутатов, ведь суть системы от этого не изменится. В ином случае есть угроза охлократии, ведь все вопросы не могут решаться подобными акциями. Нам уже нельзя жить Средневековьем. Да, у нас была подобная старинная традиция, но в ХХІ веке к ней нельзя возвращаться. Поэтому программа реформ от власти — это не только пакет экономических изменений. Они должны касаться и области политики — усиления представительской демократии и поиска средств преодоления охлократических тенденций как бесперспективных орудий политической борьбы, которые могут разрушить Украину. Поэтому должны быть разработаны законы по ограничению охлократических форм решения политических проблем.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать