Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В шаге от глобальной войны

23 июля одновременно — в Верховной Раде пройдут слушания на тему обороноспособности Украины, а в Конгрессе США представят концепцию помощи нашей стране. Пришло время решительных действий
22 июля, 18:26
СЕЛО СЕМЕНОВКА / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Владимир Путин подошел к критической точке военного противостояния с Украиной. Бегство Виктора Януковича из Украины, неоправдавшиеся ставки на разведчиков-диверсантов на востоке Украины и представителей так называемой местной элиты Донбасса, ослабление пророссийского блока в Верховной Раде, ощутимые позитивные изменения в украинском секторе безопасности и перспектива тотального обновления парламента — это звенья событий, вследствие которых Украина стала реально ускользать из-под влияния Москвы.

Россия заметно нарастила масштабы провокаций: переход использования артиллерийских бомбежек «Градами» до кровавой авиабомбардировки городка Снежное в Луганской области и применения своей боевой авиации для борьбы с самолетами ВС ВСУ уместился в неделю. Завершенную беспрецедентным уничтожением пассажирского самолета с почти тремя сотнями пассажиров. Даже в благополучной Европе заговорили о том, что президент Путин приблизился к роковой черте.

ПОЛНАЯ ГОТОВНОСТЬ

С момента нашествия «зеленых человечков» на Крымский полуостров Украина никогда не была так близка к масштабной войне с Россией, как в настоящий момент.

По версии некоторых американских аналитиков, состояние напряжения (с поступательно нарастающими провокациями, военными диверсиями и преступлениями против мирных жителей) при полной готовности российских войск к массированной атаке может поддерживаться до конца августа, само же глобальное вторжение может состояться во второй половине августа. Но может и не состояться, если задачи по срыву парламентских выборов и дальнейшей дестабилизации обстановки будут решены менее рискованным путем — тайной подрывной войной. Следует ожидать проникновение на украинскую территорию большого числа разведывательно-диверсионных групп РФ, военной техники, осуществление артиллерийских обстрелов и точечных авиаударов. Кремль будет добиваться роста числа жертв среди мирного населения, усиления паники и недоверия к власти, и по возможности превращения потока беженцев в гуманитарную катастрофу. В какой-то степени эту стратегию Путина можно назвать настойчивым вынуждением к большой, официально объявленной войне. Или к переговорам с террористами, созданию из Донбасса такой же зоны, как Приднестровье. Любой вариант сжигания Украины изнутри Путина вполне устраивает.   

Военный аргумент России внушителен. Ко второй половине июля у границ мобилизованы многочисленные российские резервы. Уже к 1 июля стало ясно, что временное оттягивание войск от границ Украины имело целью лишь перегруппировку и замену «легких частей» (преимущественно спецподразделений с легкой бронетехникой) на «тяжелые» механизированные, с организацией всесторонней поддержки, от подготовки воздушных ударов до логистики. Например, согласно данным американских спецслужб, к указанному моменту в составе стянутых Россией войск было лишь 9 и 13 батальонов спецназа соответственно в 1-м и 2-м эшелонах против 15 и 32 танковых, и 24 и 68 механизированных. То есть, на смену бравому продвижению подразделений спецназа на броне легкой техники запланирована война иного типа, с применением авиации и тяжелой артиллерии. Есть мнения, что в настоящее время российский Генштаб тщательно изучает ведение операций во время второй мировой войны и намеревается на случай масштабной войны максимально учитывать как вопрос формирования направлений и очередности ударов, так и особенности местности. Американские аналитики не исключают в первую очередь ударов на юге Украины (включительно из территорий Приднестровья и Крыма) и на севере (включительно из территории Беларуси). А также масштабных бомбардировок украинских авиабаз. Для этого вблизи границ Россия подготовила значительные силы бомбардировщиков, включительно дальней авиации (бомбардировщик Ту-22М3 с крылатой ракетой Х-22 и дальностью пуска до 500 км способен работать на значительном удалении и достичь точности до нескольких метров). Против Украины действует и фактор потери в Крыму около 25%  сил и средств ПВО и 17% — ВВС.

В то же время, многие специалисты по вопросам безопасности (как иностранные, так и украинские) уверены, что не так страшен московский зверь, как его малюет Кремль. В рисунках обнаруживается слишком много фарса, напоминающего о заявлении министра обороны РФ Павла Грачева захватить Грозный «за два часа». И в настоящий момент ходят упорные слухи о подготовке к десантированию на территорию Украины псковской воздушно-десантной дивизии. Командующий ВДВ РФ Владимир Шаманов, как утверждают сами российские десантники, жаждет попасть в историю в качестве организатора первого успешного боевого десантирования.

Специалисты же отмечают необходимость оперативной организации обороны. Среди прочего указывают: направление каждого вероятного удара российских войск предполагает преодоление не менее трех водных преград, которые нужно основательно подготовить. А также, используя технологию «без разрушения магистралей», «подготовить» мосты (танк, в частности, не способен преодолеть десяток автомобилей, поставленных в ряд).

При условии реальной помощи со стороны западных государств (оперативно включенные обширные санкции и военно-техническая помощь прежде всего) таких действий может оказаться достаточно для потери российской стороной военно-политического преимущества.

К сожалению, даже вполне определенные успехи украинских сил в войне с поддерживаемыми Кремлем террористическими группировками не создают новых возможностей для проведения переговоров с Москвой. Да и сами переговоры такого формата совсем не устроят Путина, поскольку в этом случае ему пришлось бы официально признать наличие на карте мира независимого государства. Потому Путин вместе с армией дипломатов активно убеждает Берлин и Париж в том, что отношения Москвы и Киева — соседская проблема. Президент Франции Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель уже согласились на позорные рукопожатия. Двойные стандарты главных европейских столиц в данном случае ни что иное как тихое предательство Украины, потому что может легко конвертироваться в молчаливое поощрение дальнейшей агрессии Москвы. Впрочем, дипломатическая игра еще не сыграна до конца — Запад еще не выбрасывал козыри. И потому Путин колеблется — инстинкт самосохранения ему подсказывает, что в случае промаха он окажется в роли офицера из кафкинской «исправительной колонии».   

Впрочем, не исключено, что Путин блефует, бряцая оружием. Но для нас тут, как в «пари Паскаля»: если подрывная террористическая война России против украинцев не перерастет в глобальную, это станет приятным мазком в чудовищной картине кремлевского художника.

В СМЕРТЕЛЬНЫХ БРАТСКИХ ОБЪЯТИЯХ... 

Противостояние украинской армии поддерживаемым Кремлем террористам стало ключевым фактором победы. Американские и европейские санкции на этом этапе не стали действенным ассиметричным оружием. К слову, не случайно авторитетное издание Business Insider заметно подняло планку украинских ВСУ в рейтинге наиболее мощных армий мира.

До переломного момента еще явно не близко. С военной точки зрения он возможен после реального «закрытия» границы и прекращения каналов переброски оружия и российских боевиков на территорию Украины. Сделать это можно лишь путем привлечения значительных сил и средств, созданием специальных мобильных групп на наиболее опасных направлениях, немедленным оснащением их современными системами обнаружения, наведения и поражения. И вооружения ударных средств из боевой авиации. В любом случае Киев подошел к пиковой ситуации, когда слишком медленно принимаемые решения и затягиванием с их реализацией могут привести к необратимым последствиям для государства.   

Кроме немедленного обеспечения индивидуальной защиты военнослужащих на востоке страны, эксперты в области безопасности предлагают безотлагательно организовать поставки цифровых станций закрытой связи (как через «Телекарт-Прибор», так и за счет военно-технической помощи), средств ночного виденья и тепловизоров (преимущественно в рамках военно-технической помощи или закупок за рубежом). Специалисты убеждены в возможности обеспечить все структуры АТО новыми средствами спутниковой навигации отечественного производства, а также электронными картами местности (тут может быть подключено смелянское предприятие «Оризон-Навигация»).

Войска на востоке остро нуждаются в автономных современных ПТУР и ПЗРК. Важными закупками могут оказаться новые тандемные выстрелы «Комбат» для бронетехники и ПТРК «Стугна-П» — разработки ГККБ «Луч». А для обнаружения противника можно воспользоваться РЛС «Малахит» и РЛС ближнего действия «Барсук», «Лис» (их производит киевская ХК «Укрспецтехника»).

Необходимо срочно наладить закупку модернизированных вертолетов Ми-24 и Ми-8, обеспечив оснастку вертолетов Ми-24 новой ракетой «Барьер-В» (задача для Конотопского завода «Авиакон» и ГККБ «Луч»). Обеспечить защиту вертолетов  можно проверенными системами «Адрос» разработки НПФ «Адрон».

Специалисты считают актуальной срочную упрощенную модернизацию около 600 имеющихся БРДМ (замену или ремонт двигателей и расширение люков для десантирования), чтобы все подразделения АТО получили бронетехнику. Необходима и новая колесная техника и легкая бронетехника, включая БТР-4, БТР-3Е1, Дозор-Б и КрАЗ-АСВ (можно подключить мощности ХКБМ, Завода имени Малышева, АвтоКрАЗа и ряда бронетанкоремонтных заводов).

Кроме того, важно продолжить модернизацию и ремонт техники Воздушных сил. Боевых самолетов на Львовском, Одесском, Луцком, Запорожском заводах. ЗРК С-300 и «Бук» — на ГП «Укроборонсервис». Целесообразной будет закупка управляемых бомб (разработка НПФ «Адрон») и прицелов для ведения боя ночью (НПФ «Адрон»). Есть смысл воспользоваться и старыми модернизированными системами ПВО — «Укроборонпром» готов оперативно поставлять  усовершенствованные ЗРК С-125.

Для создания сил сдерживания из программ-«долгостроев» ныне можно оставить лишь проект боевой ракеты (например, крылатой ракеты, которую уже выводят на серийную орбиту). Возможно, проект создания национального вертолета, если позиция генконструктора Вячеслава Богуслаева не будет, мягко говоря, непатриотичной. Есть острая необходимость закупки авиационных ракет «воздух-воздух» Р-27, которые производит ГАХК «Артем».

Это лишь штрихи к вопросу перевооружения; в любом случае, с реальными возможностями предприятий ОПК Украины, приоритетности и очередности программ закупок у своих и иностранных предприятий не разобраться без восстановления работы Госкомиссии по вопросам ОПК. 

Кроме того, крайне необходимо срочно внести изменения в системы закупок. Чехарда с закупками оружия у предприятий не окончится, пока не будут отменены тендеры, а гособоронзаказ не станут рассматривать на два-три года сразу.

Однако, несмотря на важность усиления «железом», идеологический фронт, возможно, остается самым важным. Потому что в такой войне, как развернутая Кремлем, воюет даже не армия, усиленная подразделениями СБУ, МВД и ГПС, а весь народ. Вопрос патриотизма и его поддержки остается ключевым для новой украинской власти. И, откровенно говоря, главной зацепкой Путина. Принят и подписан Закон «О предоставлении участникам АТО статуса участников боевых действий». Но этого мало.

В идеологической плоскости до сих пор остается нерешенным важнейший вопрос — стимулирования патриотизма. Уже известно о росте недовольства воинов АТО невыполненным обещанием Президента Порошенко — в части уплаты 1000 грн за каждый день АТО с 26 мая этого года, а также в части страхования жизни людей с оружием на 1 млн грн. Создание мотивационных установок для военнослужащих пока осуществляется факультативно и спорадически. Если у государства не хватает ресурсов в казне, возможно, необходимо привлечь крупный бизнес, финансовые учреждения, административный ресурс. Награды, бесплатное образование, ранняя пенсия, бонусы при приобретении жилья, просто высокие денежные вознаграждения — все это должно стать неотъемлемой частью военного противостояния Кремлю. Кстати, очень реальным выглядит формирование за внушительное денежное содержание специальных штурмовых групп из бывших специалистов спецназа высокой квалификации, ВДВ и антитеррористических подразделений. Такие отряды крайне необходимы для очищения Донецка и Луганска от террористических формирований.

ВТОРОЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ФРОНТ 

Сбитый лайнер «Малазийских авиалиний» реально может стать водоразделом кровавых событий, инспирированных Кремлем. Наглость террористов и беспринципность Кремля не просто возмутила мир, но может превратиться в фактор объединения Европы, которая была слабым звеном в борьбе против Путина. Во всяком случае, давление внутри Европы со стороны политиков и общественности на канцлера ФРГ Меркель и президента Франции Олланда в дни после трагедии можно назвать беспрецедентным. Есть мнения, что Лондон созрел для решительного сопротивления московской экспансии. Многие наблюдатели небезосновательно говорят о том, что если бы действия Берлина и Парижа оказались синхронизированы с намерениями Вашингтона, Вена, Рим и Афины быстро вернулись бы в русло реального противодействия Москве. Присутствуют, правда и опасения, что слишком ожесточенные попытки загнать Путина в угол, учитывая особенности его реакции на внешние раздражители, могут ускорить нежелательный военный сценарий. Косвенно об этом свидетельствует и отказ Кремля признать причастность контролируемых им террористов к гибели 300 ни в чем не повинных пассажиров. И все-таки решительные действия западного сообщества еще могут спасти мировой порядок, экономические убытки способны стать преградой глобальной войне. Жесткие санкции и изоляция — вот реальное, ассиметричное оружие Запада. И затягивание его применения поистине смерти подобно.    

К сфере дипломатии прямо относится вопрос военной помощи и военно-технического сотрудничества (ВТС) на высоком уровне. Специалисты настаивают: необходимо в срочном порядке вынести на переговоры высшего межгосударственного уровня вопрос снятия ограничений для закупки Украиной новейших стрелковых комплексов и систем передачи данных — хотя бы для специальных подразделений («Альфа» СБУ, Управления специальных операций СВР и некоторых подразделений МВД). Ситуация выглядит трагикомично: Украине европейцы отказывают в закупке снайперских комплексов, а стране-агрессору России готовят к поставке корабли-убийцы «Мистрали». 

В области военно-технической помощи и ВТС пока последовательны лишь США и Канада. Так, Украина может получить 20 канадских самолетов CF-18A, а Пентагон подготовил партию оборудования, включительно тепловизоры и приборы ночного видения. Для развития успеха на поприще дипломатии военного времени Киеву, как утверждают сами представители американских мозговых трестов, необходимо в срочном порядке представить два списка. Первый — относительно необходимого оборудования и летальных вооружений. Есть мнения, что в ближайшие дни как минимум Барак Обама согласится с аргументами в пользу поставок Украине оружия прямого поражения. Первым этапом военного ленд-лиза наряду с нелетальным оборудованием с американского континента могут оказаться оперативные поставки Украине постсоветских вооружений из Центральной и Восточной Европы — взамен за некие американские поставки этим государствам. На втором — нечто более серьезное.

Многое, считают американские аналитики, может зависеть от второго списка — в нем должен оказаться перечень возможностей в отношении компенсации Украиной усилий западного мира. Кроме отказа от ВТС с РФ в будущем тут целесообразно выказать готовность к широкому военно-политическому взаимодействию с Западом, в первую очередь, с США. Например, рассмотреть возможность участия в производстве ракет-мишеней для НПРО США, а, может быть, и предоставить территорию для размещения ракет-перехватчиков (тогда Украину прикроют и мощные американские ракеты Patriot). Интересными могут оказаться и военно-экономические проекты, как то использование Яворовского полигона для маневров западных войск, или создание тяжелого модернизированного транспортника Ан-124 («Руслан») с американскими двигателями. Разумеется, это первое приближение списка, многое обсуждаемое может быть отброшено. Но именно так, указывают заинтересованные американские политики, Украина могла бы получить статус союзника — не члена НАТО.  

Одним словом, пришло время оперативных и решительных действий, изменения сценариев развития государства. Чтобы отстоять будущее Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать