Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Между героизмом и прекрасным

В издательстве «Наш Формат» увидел cвет художественно-культурологический проект «Майдан. (Р)Еволюція Духу»
26 ноября, 17:05

Майдан — это история миллионов, и она не может быть присвоена. У многих из нас есть свой ответ на то, где каждый находился осенью 2013 — зимой 2014 года. Художественно-культурологический проект «Майдан. (Р)еволюція Духу», который подготовил Антин Мухарский (традиционно совместно с Орестом Лютым), показывает, что Майдан никем не может быть присвоен. Майдан — феноменальное явление мировой политики, потому что наряду с любовью и милосердием, которые господствовали в сердцах людей Майдана, был смех, который возвышал над абсурдом. А там, где есть смех, рождается искусство, которое поднимает человека к Прекрасному, в то же время именно порожденное Возвышенным.

Евген Сверстюк, один из голосов альбома, в своем эссе вспоминает анекдот:

« — Как это Путин напал на Украину?

— Я его попросил, — сказал Янукович.

— А как вы до этого додумались?

— Он меня попросил.

Оба они еще в рядах коммунистической партии усвоили утилитарное циничное отношение к народу, который одобряет и Сталина, и Хрущева, потом Брежнева — и анекдоты на него» (С. 138).

У художественных фото (трудно назвать искусством окровавленные тела и израненные души, восставшие против Зла, однако от всех фотографий чувствуешь особый подъем, а, следовательно, по Канту, искусство) есть трагедия, борьба, но нет агрессии и отчаяния. Майдан стал той силой, внутри которой зародились милосердие, понимание, ощущение братского плеча. В то же время со стороны беркутовцев — ненависть и животный страх от того, что добро таки может победить. Наряду с нападением всегда скрыта слабость, которая возносит тирана в глазах своего окружения-плебса. Тот, кто любит, кто смеется в глаза врагу, кто готов прийти на помощь, не может проиграть. Герои не умирают, потому что не умирает любовь.

На этих фото нет политиков, которые бы произносили речи со сцены. Майдан творили люди и люди привели к власти тех, кто сегодня сидит на Банковой. Антин Мухарский зафиксировал под одним переплетом украинский дух сопротивления, взяв для собственного текста в книге меткое название «Мистецтво спротиву». Майдан в альбоме является искусством — этот дух,  борющийся со Злом, прекрасен. Апокалиптические картины, которые могли бы быть иллюстрацией к голливудскому фильму о войне с «Чужими», — made in Ukraine. Они созданы не по сценарию, но отвечают какому-то высшему замыслу, к которому приобщилась Украина. Теоретики Франкфуртской школы в свое время сказали, что после Освенцима поэзия невозможна. Поэзия — как извечное проявление духа и прекрасное, но также как один из самых действенных факторов борьбы. Фотографии в этом альбоме — это поэзия. Поэзия, которая таки возможна во время борьбы с античеловеческим режимом и его кровавыми солдатами-зверями.

А. Мухарский собрал не только фотографии. Издание содержит пять блоков (бесспорно, сами фото — это ключевой компонент издания): 1) Очевидцы. Участники Майдана; 2) Майдан. Аналитика; 3) Литературный Майдан; 4) Мистецький Майдан; 5) Революционная поэзия. Наряду с фото, которые не могут оставлять эмоционально безразличными, есть попытки аналитических интерпретаций, философско-культурологических осмыслений того, что произошло. Среди авторов эссе, колонок, интервью Юрий Андрухович, Дмитрий Булатов, Тарас Возняк, Михайло Гаврилюк, Сергей Жадан, Ирена Карпа, Андрей Любка, Орест Лютый, Антин Мухарский (sic!), Мустафа Найем, Михаил Ходорковский, Андрей Портнов, Владимир Парасюк, Тарас Прохасько и др. Каждый имеет свою историю. Однако для многих временем Ч стало 30 ноября — первое проявление зла и первой крови ради спасения страны.  Юрий Андрухович признается: «На евромайдан в Киев я приехал 1 декабря, в день одной из самых мощных протестных манифестаций, вызванной беспрецедентно (тогда еще — беспрецедентно) звериной расправой над мирными активистами в ночь на 30 ноября. На грубое и кровавое запугивание столица, да и вся страна, ответила миллионом протестовальщиков. Мне было очень нужно найти себя среди них» (С. 159).

Культуролог Вадим Скуратовский дал достаточно точную формулу: «Европейский выбор — это выбор ценностей» (С. 135). Евген Сверстюк добавляет: «Майдан — это прежде всего восстание против могущественного властелина» (С. 144).  Мыслители правы: «Все московские пропагандистские клише о коричневых, о бандеровцах, о фашистах на Майдане вызывали только смех. Людям не верилось, что это не выдумка глупых, а обычная в России система официальной лжи, унаследованная с древних времен» (С. 138). Неправда была преодолена чем-то человеческим и тем, что начало новую историю Украины. Это новый дух, в котором наряду с героическим, есть что-то прекрасное. И потому альбом стоит, чтобы мы еще раз пережили катарсис. Искусство возвышает. И поражения в Украине не будет до тех пор, пока Майдан будет в нашем сердце как мерило всех политических вещей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать