Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Побеждать силой разума

Почему буксует оборонная реформа?
20 октября, 19:20
ФОТО REUTERS

Много разговоров продолжается вокруг современной политики безопасности и обороны Украины. Раздаются разные, даже кардинально противоположные предложения, как построить систему обороны Украины и реформировать Вооруженные Силы. Это является свидетельством того, что существующие ранее противоречия между разными подходами к построению системы национальной безопасности никуда не делись  — они только заострились в это непростое для нас время. Сегодня в Украине можно выделить по крайней мере пять групп, каждая из которых имеет свое виденье относительно построения обороны и безопасности нашего государства:

Первая — это группа бывших и действующих военных, являющихся носителями советских идей и подходов. Они живут в измерении прошлого века, «воюют» механизированными и танковыми дивизиями, являются сторонниками сохранения срочной службы и старой школы ведения войны. Должен констатировать, что их влияние в обществе является достаточно существенным.

Вторая — это преимущественно те, кто во времена СССР начинали службу, но старшие и высшие офицерские звания получили в независимой Украине. Значительное количество активных представителей этой прослойки считает, что ситуация относительно безопасности в Украине уникальна и нуждается в особых решениях, что нельзя копировать западные подходы и стандарты в сфере обороны и безопасности.

Третья — это бизнес-группа, которая включает лоббистов предприятий оборонно-промышленного комплекса государства. Их цель — прибыль. Ради нее они готовы обосновать все что угодно, даже если оно вообще не нужно вооруженным силам.

Четвертая — это добровольцы, волонтеры, блогеры и другие преимущественно невоенные по образованию люди, которые имеют свое виденье построения обороны Украины. В этих подходах, в частности, есть политические аспекты, связанные с будущими парламентскими выборами.

И пятая — это те, кто имеет хорошее западное образование и опыт службы в международных штабах, участие в операциях, понимает важность внесения евроатлантических стандартов в сектор безопасности и обороны Украины, и главное — как это можно осуществить. Они выступают за более скорую отмену внеблокового статуса Украины, построение функциональных и качественных вооруженных сил, интенсификацию практического сотрудничества и максимальное сближение с Альянсом.

Все выглядит непросто. Особенно для тех, кто никогда с этим не сталкивался. Вместе с тем наши граждане требуют от власти не бумажных и вчерашних реформ, а эффективных и современных, в частности в отрасли безопасности. Гражданское сообщество в Украине быстро движется в Европу. И требует этого от государства. Поэтому я оптимист относительно пятой группы.

Любая кризисная ситуация решается на основе новых идей, необычных в традиционном понимании подходов и решений. Это естественно — именно традиционные подходы, нерезультативность их приложения вызвали кризис в Украине и дали ему возможность развиться до серьезных масштабов.

Это, в первую очередь, вопрос функциональных изменений. Они назрели давно. Не только структурных — они, безусловно, важны, но вторичны. Изначально необходимо изменение функций и задач, но такие изменения возможны только через людей, ведь они являются носителями прагматичных идей и подходов. Мне пришлось побывать во многих странах и видеть, как небольшие нации без полезных ископаемых и значительных природных ресурсов построили общество счастливых людей. Потому что сами люди это сделали. Все начинается с людей, являющихся носителями идей, и ими завершается.

Принципиальным является качественный подход, то есть на базе разумного использования человеческого потенциала, технологий и ресурсов государства. Что это может значить на практике? В первую очередь, это проведения оборонных трансформаций, которые позволят создать совершенную и эффективную оперативно боевую систему, способную переигрывать противника в идеях и действиях. То есть создание профессиональных возможностей сектора безопасности для опережения и побед, а не для генерирования бумажек и констатации того, что уже состоялось, или того, что «нельзя».

Важным является формирование новейших высокотехнологических оборонных возможностей. Технологии — это преимущества. Но это не имеет ничего общего с подходом «все и сейчас». Нужны четкие приоритеты — это то, с чем у нас часто проблемы (см. группы). Не надо смотреть на военную организацию государства как раньше. Все довольно динамично. Когда-то воевали дирижаблями, потом самолетами, сегодня дронами, телекоммуникационными средствами и автоматизированными системами. Меньше становится оружие, эффективно работают хорошо оснащенные, подготовленные и скоординированные по секундам малые группы — это уже современные технологии вооруженной борьбы. Именно поэтому в первую очередь необходимо создать профессиональные Силы специальных операций (слово «профессиональные» должно иметь преимущество перед словом «мощные», а «создать» будет означать создание, а не разговоры об этом), развивать разведывательные возможности для получения точных координат целей на полную дальность применения существующих средств поражения, повышать оперативность (мобильность) и эффективность реагирования на угрозы, формировать эффективные стратегические коммуникации и возможности информационно-психологического противодействия.

Технологическое доминирование, которое предоставляет преимущество в бою, является крайне важным для остановки не только этой войны, но и прекращения кровавого карнавала агрессивных действий России, который начался не в этом году. В этом контексте особого внимания требует военно-техническое сотрудничество с западными компаниями. Следует иметь в виду, что, например, изготовление дрона в Украине будет стоить в два раза дешевле, чем в Европе. То есть западные технологии и инвестиции, соединенные с возможностями украинского ОПК могут обеспечить Украине продвижение в направлении технологического доминирования в гибридном силовом противоборстве. Это будет выгодно и западным партнерам.

Действительно, сегодня существует огромное поле для военно-технического сотрудничества с западными странами — от двусторонних контактов в рамках Комиссий по ВТС до участия в Конференции национальных директоров по вооружению НАТО. Вопрос в том, чтобы лучше использовать спектр существующих возможностей и расширять его. Вместе тем, если мы посмотрим на «Укроборонпром», то мы увидим его out приоритеты. То есть брать из ВСУ по остаточной стоимости вооружение и технику бывшего СССР и продавать их за рубежом по рыночным ценам. Или торговать за рубежом продукцией отечественного ОПК. Надо контроверсионно изменить такой порядок, концентрироваться на in — на наших оборонных возможностях и выстраивать под это целесообразную международную кооперацию. Это непросто — проще брать и продавать. Но будущее именно за кооперацией — глобализацию невозможно остановить, вместе с тем позитивные ее грани открываются в совместных проектах, в новациях и взаимном интересе. Для основания реальных, а не бумажных военно-технических проектов надо не много: желание, переговорщики-менеджеры и взаимное доверие.

Вместе с тем нельзя противодействие гибридным рискам возлагать только на Вооруженные Силы — Кремль демонстрирует образец всеобъемлющей и многоуровневой войны, к которой привлекаются политические, дипломатические, экономические, информационные, социальные, военные, правоохранительные и другие активы. Идентификация этого нуждается в нетрадиционном мышлении, учете волнообразного характера стратегии такой войны, большем внимании к скрытой фазе и процессам, происходящим в ней, понимании особенностей действий малых групп и целесообразном противодействии негативным сценариями на ранних этапах действиями правоохранительных и специальных органов, а также подходах, которые позволяют получить стратегический эффект тактическими действиями.

Следует посмотреть и на новейшую историю кризисов и конфликтов, чтобы лучше понять украинскую современность и целесообразные шаги вперед. Безусловно, они в плоскости управления рисками с быстрым принятием решений на всех уровнях (за минуты, а не часы или сутки), использовании латентных технологий, быстрого развертывания и действий на опережение и постоянного политико-военного взаимодействия, сочетания усилий разведки разных ведомств.

Мы видим, насколько оперативными и эффективными являются волонтеры — они производительно делают свое дело с использованием сетевой логистики. Вместе с тем насколько медленна и неэффективна военная система обеспечения. В сущности, все просто — потому что такие люди и такие методы! Потому что на должностях находятся те, которые неспособны принимать быстрые решения, сохраняют устаревшую и неработоспособную систему разделенного материального и технического обеспечения войск, как священную корову.

Это в условиях, когда существуют проверенные жизнью логистические решения (на базе современных программных оболочек), которые позволяют в online режиме получить заявку от любого тактического командира (в кодируемом виде) и осуществить быстрые поставки необходимого непосредственно в определенный район. Но внедрение этих решений блокируется.

Безусловно, нам надо быть оперативными, ведь скорость изменений заставляет нас ускоряться, чтобы выживать. Нам нужны лучшие менеджмент, координация и приобщенность. Вместе с тем без построения нужной синергии между молодостью и мудростью привнести целесообразные изменения и решить существующие проблемы будет трудно. Такие люди нужны именно на ключевых должностях, ведь распыленные по вторичным направлениям кадры ничего не изменят и ничего не принесут. Это уже проверено — в Минобороны за пять последних лет за рубежом подготовлено 325 профессионалов с лучшим западным военным образованием. Среди них есть много носителей уникальных знаний и опыта. Но ни один из них за последние семь месяцев не занял ключевую должность, не создана критическая группа из этих специалистов ни в одном структурном подразделении. Выглядит, как достаточно «грамотный» карьерный менеджмент, учитывая прошлые события... К сожалению, письменные обращения к Министру остаются без внимания. Это надо изменить — опыт Грузии, Эстонии, Польши, Чехии и других стран убедительно свидетельствует в интересах сказанного.

Важной является ментальность. Действительно, традиционных для нашей культуры ментальных стереотипов с корнями из прошлого достаточно много. Принципиальным является то, что они являются тормозом развития Украины. Например, ментальность украинской бюрократии. Она построена на большой удаленности чиновника от граждан, его закрытости, генерировании бумажек, больших и маленьких (это называется замечательным словосочетанием «руководящие документы»), всевозможных ограничениях и запрещениях там, где в действительности все может быть решено быстро и качественно. Эта бюрократическая система, в частности, построена на страхе перед принятием решений и безответственности — поэтому она жестко привязана к «руководящим документам», которые сама же создает (эти документы, в сущности, являются набором постулатов и правил, которые являются почвой самосохранения бюрократии и исключают процесс мышления — все по шаблону). Например, «нельзя» присвоить офицерское звание сержанту с высшим образованием, который де-факто руководит взводом и водит подчиненных в атаку, ведь он не имеет военного образования (так выписано в «букваре» о прохождении воинской службы), или также «незя» стать офицером парню, который с группой добровольцев-десантников брал Савур-могилу и пролил кровь в бою за Украину. Или нельзя взять на контрактную службу того, кто добровольно готов защищать Украину на передовой, но в прошлом был уволен за невыполнение условий контракта. Даже если его уволили с такой формулировкой: «за несогласие с коррумпированной системой». Нонсенс. Такая система достаточно быстро работает «наверху» и безразлична к тому, что происходит «внизу», то есть в подчиненных структурах. Бюрократ в ней не видит конкретного человека — только толпу. В ней аргументированная критика, умная инициатива и творчество воспринимаются как угрозы самой системе со всеми вытекающими негативными последствиями для носителей этих качеств. В сущности — путь в никуда.

Кстати, с этим можно достаточно успешно бороться — делегировать максимум полномочий вниз (не надо этого бояться), скопировать западные решения, эффективность которых проверена годами, внедрить централизованный карьерный менеджмент и упростить регуляторные процедуры (все — для солдата/офицера боевых частей, а не для удобства чиновника), сделать максимально прозрачными оборонные закупки (например, в Грузии только 16 % оборонных закупок являются закрытыми). Надо прекратить и бумажный вал — внедрить электронный документооборот, обеспечить передачу открытой служебной информации через e-mail, ввести согласование общих решений по умолчанию, вместо длительных служебных совещаний внедрить систему мозговых штурмов с привлечением специалистов.

Почему этого не происходит, почему оборонная реформа буксует? Потому что многое зависит от лидерства и людей. Лидерство — на первом месте. Другими словами, лидер должен иметь волю на внедрение изменений и видеть center of gravity. Лидер — это не тот, кто имеет лучшее образование. Это тот, кто мудро использует полученные знания. Ум мудрого человека дает ему силу осуществлять преобразования ради людей. Это, в свою очередь, создает возможности для формирования групп мотивированных профессионалов и преумножает их совместные усилия для достижения цели.

Нам говорили, что реформы будут после выборов Президента. Сегодня снова говорят: подождите, после парламентских выборов мы начнем такие мощные реформы в армии, что все проблемы будут решены. И так уже восемь месяцев. Но в направлениях и указаниях относительно путей реформирования национального войска доминируют бывшие советские подходы. Это пустая трата времени и ресурсов: другая общественно-экономическая формация, иные политико-военные механизмы и иной образ жизни. Плохо, что перечисленные предложения закрыты от общества, экспертный круг и общественность к участию в этом не допускаются. Иностранная совещательная помощь забалтывается и блокируется.

И это в условиях, когда необходимые для проведения реформ профессиональные кадры с хорошим западным образованием, убеждениями и энтузиазмом у нас есть. Именно они являются мощным вызовом для бюрократии. Им надо дать шанс, а не только говорить об этом. Именно шанс — остальное они сделают сами.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать