Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Чего ожидать Украине от Рижского саммита

Доктор Аргита ДАУДЗЕ: «Для успеха нужна очень четкая стратегия и тактика, а также сотрудничество людей»
19 мая, 10:55
НЫНЕШНЕЕ ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕВРОПЫ ПОКАЗАЛО, ЧТО ИДЕЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ УКРАИНЫ В ЕВРОПУ НАЧИНАЕТ ПРИОБРЕТАТЬ РЕАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. СОГЛАШЕНИЕ ОБ АССОЦИАЦИИ ПОДПИСАНО, ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО ЕГО ПОЛНОСТЬЮ ВОПЛОТИТЬ В ЖИЗНЬ И ЗАТЕМ, ПРИ ДОСТИЖЕНИИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ КРИТЕРИЕВ, ПОДНИМАТЬ СЛЕДУЮЩИЙ ВОПРОС — ЧЛЕНСТВА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Через несколько дней в Риге состоится очередной саммит «Восточного партнерства». Сейчас существует много спекуляций относительно результатов этого форума, в котором вместе с лидерами ЕС будут принимать участие главы государств шести стран: Украины, Грузии, Молдовы, Азербайджана, Армении и Беларуси. И связано это с разными чаяниями стран Восточного партнерства, ведь первые три из перечисленных выше государств уже подписали Соглашение о ратификации. Чего же реально можно ожидать Украине от этого саммита? Об этом «День» расспросил у Чрезвычайного и Полномочного Посла Латвии в Украине доктора Аргиты ДАУДЗЕ, сразу после торжественного открытия Дня Европы в Киеве.

«ЕВРОПЕЙСКИЙ ВОПРОС СТАЛ ЕЖЕДНЕВНОЙ ИСТОРИЕЙ В УКРАИНЕ»

— День Европы является своего рода символическим маркером, которым украинцы хотят показать, что Европа имеет значение для Украины и наоборот — Украина важна для Европы. И в то же время это — мессидж. На мой взгляд, европейский вопрос стал ежедневной историей в Украине. С одной стороны, Европа — это географическое понятие, а с другой стороны — политическое. Мы можем смотреть на Европу под разными углами зрения, а не только как на политическую организацию — Европейский Союз, членом которого является Латвия, сейчас председательствующая в нем. Существует также другая организация — Совет Европы, членом которой Украина является уже 20 лет. Поэтому Европа — это широкое понятие. Я думаю, что теперь Европа в ежедневном смысле для Украины связана с реформами. Когда речь идет о глубоких всеобъемлющих реформах в Украине, то в первую очередь мы говорим о борьбе с коррупцией. Ваша страна уже определила свою повестку дня реформ и работает над изменением законодательства. Но впереди очень серьезная работа — это имплементация. Разумеется, это занимает время и умение и касается возможности и готовности каждого гражданина Украины работать ради этих перемен.

В прошлом году на Майдане гражданское общество четко показало, что оно не довольно положением дел в Украине. Поэтому некоторые изменения произошли и, к сожалению, для этого оказались необходимы большие человеческие жертвы. Но в настоящий момент главная задача в Украине — сохранить темп перемен, темп реформ.

«БЕЗ ГЛУБОКИХ ПЕРЕМЕН И ГОТОВНОСТИ МЕНЯТЬСЯ ОЧЕНЬ ТРУДНО БУДЕТ ДОСТИЧЬ РЕЗУЛЬТАТА»

Видите ли вы прогресс в реформах?

— Я думаю, что украинцы сами демонстрируют свое виденье темпов реформ. Судя по тому, что я могу прочитать и услышать в разговорах с украинцами, то нет большого удовлетворения по этому вопросу. Это, конечно, связано с фактом, что у людей не очень много терпения. А с другой стороны, это зависит от элиты и ее возможности организовать структуры, ответственные за имплементацию реформ. А это культура управления, административная возможность имплементировать реформы. И здесь бюрократический аппарат является той стороной, которая может поддерживать или блокировать реформы. На мой взгляд, это очень большой вызов, но фактически без глубоких изменений и готовности меняться очень трудно будет достичь результата. Это будет почти невозможно.

Пани посол, вы, видимо, заметили, что в своем видеообращении, которое транслировалось на украинском языке, президент Европарламента Мартин Шульц сказал: «Мы не можем позволить себе испытать неудачу на этом пути». Что вы думаете по поводу этого предостережения-пожелания?

— Да, я поняла его выступление. На мой взгляд, это предостережение подавалось с позитивным значением. Мы в Латвии знаем, как трудно проходить через перемены, меры жесткой экономии. Но это должно быть четко понятно. Мы столкнулись с финансовым и экономическим кризисом в Латвии в 2008-ом и 2009 годах, но нам удалось возобновить экономику. Это было сделано благодаря большим жертвам всех нас. И реакция на меры, которые мы применили, чтобы вернуться к нормальному состоянию в нашей бюджетной ситуации и обеспечить экономическое развитие, была нормальной. Мы понимали, что такие шаги необходимы. И сейчас мы успешно возрождаем экономику, потому что правительство, руководство страны принимали правильные решения. И эти решения в определенный момент стали ключом к успеху. Разумеется, речь не шла о немедленном успехе, а через определенное время. А для успеха нужна очень четкая стратегия и тактика, а также сотрудничество людей.

Я думаю, что в Украине это понятно для большей части общества. И в вашей стране люди требуют перемен. Элита должна их осуществить, сделать четкие правила игры, особенно для бизнеса, чтобы развивался средний и малый бизнес. И именно это, на мой взгляд, очень важно.

«МЫ ГОТОВИЛИСЬ К ЭТОМУ САММИТУ С ЧЕТКИМ ПОНИМАНИЕМ, ЧТО ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ РЕАЛИСТИЧНЫМ»

А каковы ваши ожидания от саммита «Восточного партнерства», который состоится 21—22 мая в Риге?

— Мы готовились к этому саммиту с четким пониманием, что он должен быть реалистичным, и мы должны достигать реалистичных целей. Поэтому главным результатом Рижского саммита будет четкое виденье, как будет развиваться политика Европейского Союза относительно «Восточного партнерства». Мы видим, что с европейской стороны существует желание рассматривать страны «Восточного партнерства» как соседей, с которыми мы хотим развивать политику с большим индивидуальным подходом. Это так называемая индивидуальная подогнанная политика относительно стран «Восточного партнерства». Украина, Грузия и Молдова подписали Соглашение об ассоциации с ЕС, и соответственно политика Евросоюза относительно них будет развиваться на другой основе, чем со странами, которые имеют отличные отношения с евросообществом.

На саммите также будут обсуждаться достижения в политике мобильности. И это будет означать новый элемент в политике ЕС относительно стран «Восточного партнерства». Мы ожидаем, что делегации из всех стран-членов Евросоюза и стран «Восточного партнерства» будут представлены на наивысшем уровне. И это будет действительно очень важное собрание группы больших стран Европы.

Есть ли уже согласие со стороны Германии и Франции, что эти страны на этом саммите будут представлять соответственно канцлер Ангела Меркель и президент Франсуа Олланд?

— Остается пять дней до саммита «Восточного партнерства». Еще не все подтвердили свое участие в этой встрече. Но насколько я знаю, лидеры Германии и Франции собираются приехать на этот саммит.

«ОТМЕНА ВИЗОВОГО РЕЖИМА ЗАВИСИТ ОТ УКРАИНЫ И от РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМ»

На прошлой неделе на встрече министров иностранных дел скандинавских и балтийских стран пан Ринкявичюс сказал, что на Рижском саммите должен прозвучать четкий сигнал мобильности для Украины и Грузии. Можете прокомментировать это заявление детальнее?

— Вы правы. Наш министр Эдгарс Ринкевич очень четко заявил, что мы должны отметить очевидный прогресс, которого достигли страны «Восточного партнерства» в исполнении плана по либерализации визового режима. Ожидается, что на саммите будет признано достижение в этой сфере. Очень важно отметить, что либерализация визового режима — это процесс, в котором определяющей является техническая готовность страны для отмены виз с ЕС. Несомненно, в будущем для Украины визы будут отменены, но для этого необходимо быть технически готовым. А оценить эту готовность могут лишь эксперты. До конца года в Украину прибудет миссия экспертов, которая проведет соответствующую оценку, и тогда будет понятно, выполнены ли условия для отмены виз. А Рижский саммит и не назначался для того, чтобы на нем было объявлено соответствующее решение. Поэтому, как по мне, сейчас невозможно сказать, что на саммите в Риге будет объявлена четкая дата для Украины, когда будет объявлен безвизовый режим с ЕС. Это действительно не зависит от Латвии или европейских политиков. Отмена визового режима зависит от Украины и реализации реформ.

«Я УБЕЖДЕНА, ЧТО СТРАНЫ ЕС РАНО ИЛИ ПОЗДНО ПРИДУТ К СОГЛАШЕНИЮ ОТНОСИТЕЛЬНО РАСШИРЕНИЯ ЕС»

Пани посол, вы, наверное, слышали о том, что на встречах с европейскими лидерами украинский президент, другие высокопоставленные должностные лица, дипломаты заявляют о необходимости получения перспективы членства в ЕС на Рижском саммите, не говоря о точной дате отмены визового режима. Что в Латвии думают по поводу таких требований Киева, которые, по словам некоторых европейских дипломатов, являются контрпродуктивными, потому что ЕС не воспринимает такого агрессивного тона и ультиматумов?

— Каждая страна выбирает способ, как относиться к той или иной проблеме в отношениях с другими странами, а в данном случае — с группой стран. Я могу заверить вас, что члены Европейского Союза заинтересованы развивать долговременные активные отношения с Украиной. Соглашение об ассоциации, которое было подписано в прошлом году, сейчас находится в процессе ратификации странами-членами ЕС. И это четкий знак в подтверждение такой политики. Страны-члены ЕС солидарны с Украиной, и мы видим, что такое развитие отношений является стратегическим, долгосрочным. И отношения между Украиной и ЕС должны развиваться постепенно. ЕС — политически ответственное объединение, которое состоит из 28 стран. И решение по некоторым важным вопросам является единодушным решением. Достижение такого единства среди 28 стран также требует времени. Я убеждена, что страны ЕС рано или поздно придут к соглашению по поводу расширения ЕС. Но в данный момент, в частности, этот саммит — это не то время, чтобы такое решение было принято.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать