Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Герт ВАЙСКИРХЕН: Запад должен исправить ошибки по отношению к Украине

12 мая, 00:00

Член комиссии ОБСЕ по правам человека Герт Вайскирхен, недавно посетивший Украину, уверен, что Европа в целом и Германия как катализатор процессов должны на деле подготовить «европейскую перспективу» Украины для ее постепенного, шаг за шагом продвижения к Европе. Германия же, считает Вайскирхен, который в течение многих лет был депутатом Бундестага от социал-демократической партии Германии, членом комитета по иностранным делам и руководителем группы Германия—Украина, долджна стать «защитницей» украинских интересов. Что же касается Украины — то немецкий политик верит, что она сможет пойти по «хорошему пути», особенно если Запад, помогая ей, исправит собственные ошибки.

— Господин Вайскирхен, какое на вас впечатление произвело все, что вы здесь увидели?

— Украина сейчас находится в очень трудной внутриполитической ситуации, и я могу только надеяться, что в ближайшее время будет найден компромисс, при котором президент, премьер-министр и основные политические силы попытаются найти общую позицию, чтобы страна не сползла в глубокий политический кризис.

— Президент Кучма и премьер- министр Ющенко тоже говорят, что Украина сделала «европейский выбор», что для Украины важны «европейские ценности». А что может и должна сделать для Украины Европа? Как вы оцениваете перспективы отношений Украины с Европой?

— В каждом кризисе обнаруживается и большой шанс, и я очень надеюсь, что ЕС такой шанс не упустит. Очень важно подготовить для Украины европейскую перспективу. Это значит: нужна не только стратегия на словах, но и конкретные предложения, чтобы Украина постепенно, шаг за шагом все-таки в долгосрочном плане имела перспективу сближения с Европой.

— Какую роль смогла бы сыграть в этих отношениях Германия?

— Германия могла бы быть катализатором во всех этих процессах. Кроме этого, Германия могла бы помочь экспорту на Запад некоторых видов промышленной продукции Украины. Недавнее соглашение по текстилю — хороший знак в этом отношении, но нужно , чтобы и другие украинские товары получили шанс на европейском рынке. ФРГ должна, как мне кажется, стать «защитницей» интересов Украины.

— Как вы оцениваете положение средств информации на Украине? Можно ли сказать, что в Украине нет свободы прессы, свободы слова?

— Без сомнения, есть ободряющие инициативы, примеры хорошей, демократической, профессиональной журналистики. Пока это маленькие попытки, но их надо поддерживать, им нужно дать шанс. Не хватает, однако, разумных структур, которые должны быть подкреплены и законодательно. Я надеюсь, что украинские законодатели примут соответствующий закон, чтобы эти инициативы нашли свое место.

— Но люди в правительстве и в парламенте говорят: «У нас есть законы, но у нас нет денег на создание всего этого»...

— Да, это, конечно, сильный аргумент. Но, в первую очередь, надо создать хорошее, либеральное, прозрачное законодательство. Если его создадут, то я могу предположить, что тогда поступит и помощь — ведь есть фонды поддержки демократии при Совете Европы, а, может быть, найти источники финансов поможет уполномоченный по масс-медиа ОБСЕ для того, чтобы с помощью Западной Европы украинские средства информации получили и финансовые возможности для самореализации.

— Десять лет назад в Киеве было много западных журналистов — теперь их стало значительно меньше. Западные журналисты почти не знают Украину, они не знают, что происходит в регионах — не в Киеве, где центры власти, а по стране в целом —как Вы думаете, почему это так?

— Да, вы правы. Журналисты больших газет со всей Европы не уделяют должного внимания Украине. Из Москвы, из Варшавы, или из Праги, или из Вены Украину нельзя по-настоящему увидеть, нет, надо быть здесь, в стране, причем не в Киеве — Украина ведь в самом деле очень разнообразная страна с разными регионами. Но в этом я вижу и большое преимущество Украины. Внутреннее напряжение показывает, что это живая страна с большим будущим, и я очень надеюсь, что большие газеты, наконец, откроют эту страну как настоящую европейскую страну, которая сейчас находится в трудном положении, но, надо надеяться, сможет пойти по хорошему пути.

— Чем, как Вы полагаете, отличается Украина от России? Ведь Вы часто бываете и в России?

— Я думаю, что в Украине проблемы, которые заметны и в России, проявляются гораздо более концентрированно. Если мы посмотрим на проблемы взаимоотношений политической и экономической власти, внутренней демократизации, регионализации, то увидим: почти все , что происходит в России, можно заметить и в Украине, с одной разницей: Украина, в отличие от России, не имеет больших энергетических ресурсов, и, конечно, зависит от внешних поставок. Подобные проблемы есть и у других европейских стран, но другие европейские страны смогли их разрешить, и Украина, я надеюсь, с этим тоже справится.

— Как вы думаете, есть ли действительно причины говорить: «Украина будет либо с Россией, либо с Западом»? Нельзя ли обойтись без подобного противопоставления?

— В долгосрочном плане иного решения просто нет. Европейский путь подразумевает: хороший сосед — это хороший сосед хорошего соседа. Это тайна успехов Европы. Для России и Украины в этом — общая перспектива. Россия не может прожить без остального мира, без Запада, а Украина не может прожить без России и без Европы. Мы все вмести несем на этом континенте ответственность друг за друга. И мы не можем отгородиться друг от друга, тем более не можем и не должны идти на конфронтацию.

— Какую роль могла бы играть в Украине ОБСЕ- в ближайшей и более длительной перспективе?

— OБСЕ — это самая крупная международная организация из тех, которые могут стабилизировать Украину, показать ей дорогу в стабильное будущее, позаботиться о том, чтобы политические конфликты разрешались мирно, чтобы в борьбе за власть политические силы не шли ради достижения власти на конфронтацию, а двигали страну вперед. Разные, в том числе и противоположные, точки зрения — само собой разумеющийся компонент демократии, пока эти противоречия не превращаются в бой с политическим противником. Надо искать вместе с политическими противниками путь в будущее, и если это получится — тогда, можно сказать, OБСЕ выполнила свою важнейшую задачу.

— Чего можно ожидать от Совета Европы?

— Я могу только надеяться, что коллеги проявят достаточную чувствительность и понимание, чтобы правильно оценить ситуацию на Украине, не закрывать ей дорогу, а наоборот оставить двери открытыми.

— Как Вы считаете, какие упущения и просчеты за последнее десятилетие после «коммунизма» в отношении Украины допустил Запад, что недооценил, что переоценил?

— Переоценена была способность Украины самостоятельно решить все свои проблемы — эту способность все мы очень крупно переоценили. Недооценили того, что мы должны были прежде и должны сделать сейчас значительно больше для положительного развития внутренней ситуации на Украине. Здесь Запад совершил серьезные ошибки, и остается только надеяться, что они будут быстро исправлены.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать