Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Приднестровье как судьба Крыма

Ситуация в пророссийском анклаве заметно ухудшилась
25 июля, 15:38
ФОТО REUTERS

О том, что аннексия Крыма и российская агрессия на востоке Украины больно ударит по Приднестровью, было ясно еще в марте. В Тирасполе с тревогой наблюдали за маневрами Януковича вокруг подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Затем на короткий период времени вздохнули с облегчением, но уже в феврале непризнанную республику охватило уныние. С тех пор оно все больше усиливалось и теперь перешло в отчаянье.

Начнем с того, что так называемая Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) существует только за счет экономической и финансовой помощи России. В частности, Тирасполь уже многие годы не платит за потребленный российский газ. Долг исчисляется уже в миллиардах долларов.

Конфликт в Донбассе больно ударил по ПМР. Ее хрупкая экономика серьезно зависит от импорта украинских товаров, а также от экспорта в Россию, идущего через украинскую границу. Как заявила глава правительства ПМР Татьяна Туранская, импорт снизился примерно на 30%. Уменьшился экспорт, пошли вниз и показатели доходов. Премьер пожаловалась, что «С апреля мы видим недопоступления в бюджеты всех уровней, сегодня правительство принимает ряд непопулярных решений, которые должны стабилизировать экономическую ситуацию в республике».

Хотя в отличие от молдавской продукции приднестровская может без препятствий идти на российский рынок, ситуация в экономике непризнанной республики близка к кризисной. В московской «Независимой газете» депутат Верховного совета Приднестровья, председатель Союза приднестровцев Украины Дмитрий Соин отметил, что «разговоры про приднестровские коньяки и вино, которым не закрыт доступ на российский рынок и которые всех спасут, – миф». Более «80% продукции Приднестровья до сих пор шло в Украину, Молдову и страны ЕС и только 19,8% – в Россию». По понятным причинам «В настоящее время украинский рынок для приднестровской продукции закрыт, в связи с подписанием Кишиневом соглашения с ЕС закрывается и молдавский, а также европейский, ситуация в регионе усугубляется, и осенью может произойти социальный взрыв».

Речь идет о том, что с июля власти были вынуждены на 15% урезать зарплаты бюджетников, их переводят на неполный рабочий день. С августа сокращение составит уже 20%. И это еще далеко не все. На практически остановившихся предприятиях людей либо увольняют, либо отправляют в неоплачиваемые отпуска. Счастливчиков переводят на неполную рабочую неделю с соответствующим сокращением зарплаты.

Россия, на которую значительная часть населения ПМР всегда надеялась и куда так стремилась, стала присылать меньше денег. По свидетельству Дмитрия Соина, «недавно было перечислено 8 млн долл. – для выплат пенсионных надбавок. Власти в Тирасполе, судя по всему, надеялись на большее». Бесплатный газ положение не спасает.

Существенную нервозность в Тирасполе вызывает неопределенность с Оперативной группой российских войск (ОГРВ) в ПМР, выполняющей миротворческие функции. В действительности эта группировка прямая военная угроза южным регионам Украины. Снабжение ее через нашу территорию проводится на основе соглашения об организации межгосударственных военных перевозок и расчетах за них, а также соглашения о транзите через территорию Украины воинских формирований России, временно находящихся на территории Молдавии».

В молдавской прессе появились сообщения о том, что Украина готовит срыв миротворческой операции на Днестре. Украинские власти якобы намерены денонсировать соглашения с Россией, обеспечивающие условия для пребывания российских миротворцев в Приднестровье, и тем самым добиться их ухода из зоны конфликта. Ссылаясь на свои источники, СМИ сообщили, что «начиная с июня нынешние украинские власти с подачи своего Министерства обороны прорабатывают вопрос о денонсации соглашений с Россией, обеспечивающих условия для нахождения российских миротворцев в Приднестровье.

Проблемы с перевооружением ОГРВ возникали еще при предыдущей власти. В августе прошлого года Россия попыталась ввезти в Приднестровье семь вертолетов для патрулирования ее миротворческими силами границ зоны безопасности на Днестре. Киев согласия не дал и российские вертолеты не попали  в Тирасполь.

Скорее всего, о полной блокаде Приднестровья речь не идет, так как это грозит гуманитарной катастрофой там. К тому же в ПМР примерно треть жителей имеют украинские паспорта и Киев обязан о них заботиться. Что касается ОГРВ, то прекратить транзит для ее снабжения и товаров двойного назначения вполне можно. Если Россия ведет против Украины войну, то было бы странно помогать ее военным формированиям вблизи Одессы и Винницы.

 В любом случае проблема Приднестровья быстро растет в размерах и Кремль так или иначе должен ее решать. Здесь у Киева открываются определенные возможности для маневра. И не только.

Можно на примере ПМР построить некоторые модели в отношении Крыма. Полной аналогии быть не может. Хотя бы из-за наличия общей границы полуострова с Россией. Пусть пока только морской. Тем не менее, сложности для оккупантов возникают каждый день.

Главы государств и правительств стран ЕС уполномочили Еврокомиссию и внешнеполитическую службу ЕС подготовить предложения по блокированию иностранных инвестиций в экономику Крыма. Это означает, что в случае принятия такого решения, компании, осуществляющие инвестиции в Крым, будут автоматически попадать в «черный список» ЕС. Даже сегодня желающих инвестировать в экономику Крыма со стороны российских компаний не так уж и много. Очереди не наблюдается.  Ужесточение со стороны ЕС приведет к тому, что многие крупные инвестиционные проекты Крыма, в частности, строительство моста через Керченский пролив, строительство глубоководного порта в западном Крыму, разработка шельфа Черного моря если и будут осуществляться, то на государственные деньги. Бизнес будет уклоняться. В российском бюджете с деньгами напряженка. Не Крым и Приднестровье явно не хватает.

Немаловажным сдерживающим фактором являются санкции против чиновников, отвечающих за работу с сепаратистами-террористами на востоке Украины и в Крыму. Применение таких запретов и ограничений приводит к напряжению в российской бюрократии относительно возможных назначений. Многие кадровые чиновники всех уровней не хотят ехать работать на полуостров, чтобы потом не иметь проблем в посольствах и консульствах стран ЕС. Все это приводит к проблемам с профессиональными кадрами в Крыму.

Аннексия Крыма и фактический крах проекта Новороссия породил и продолжает порождать все сложнее преодолимые для Кремля проблемы. В российской националистической прессе много рассуждают о том, что Донбасс сдала российская власть и это ей никогда не простят. Пока кризис в Приднестровье и внутреннее напряжение там остается где-то в тени кризиса в Донбассе. Однако это не более чем временно. По мере успехов АТО внимание будет переключаться на берега Днестра и Черного моря. Причем обе проблемы практически неразрешимы при нынешнем политическом курсе Кремля.

Осенью в Приднестровье может начаться социальный взрыв. Будет попытка переложить вину на Украину. Но от этого жителям региона легче не станет. Ситуация быстро переходит в бинарное состояние. Или Россия возьмет регион на полное финансовое обеспечение, или этот сепаратистский проект прекратит свое существование.

Если это произойдет, то и Крым станет в очередь. 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать