Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Юрий СЕРГЕЕВ: Мы показали миру, кто такая Россия

И призвали всех: сделайте теперь свой вклад в нашу общую систему безопасности
03 марта, 10:39

В прошлую пятницу в СБ ООН прошло очередное — 31-е заседание, посвященное украинскому вопросу. Его особенностью было то, что оно состоялось через год после первого заседания, на котором рассматривался вопрос территориальной целостности Украины на фоне российской агрессии, в частности, незаконного захвата Крыма. «День» обратился к Постоянному представителю Украины в ООН Юрию СЕРГЕЕВУ с просьбой прокомментировать это заседание и рассказать, существуют ли пути ограничения права вето России или вообще исключения государства-агрессора из СБ ООН.

«ЕСЛИ БЫ РЕАКЦИЯ МИРА В ПРОШЛОМ ГОДУ БЫЛА ТАКОЙ, КАК СЕЙЧАС, ТО, ВОЗМОЖНО, ЕЩЕ ТОГДА ЭТО ОСТАНОВИЛО БЫ РОССИЯН»

— Это было рутинное заседание, не предусматривавшее дискуссий. Мы выслушали информацию, которую представили глава миссии ОБСЕ в Украине Эртугрюль Абакан и член контактной группы Хайди Тельявини. Они сделали свои доклады о ситуации на месте, о выполнении Минских соглашений.

— И, по вашей оценке, насколько их доклад отвечал действительности или реальному положению дел на Донбассе?

— Они рассказали свою точку зрения. Сказали, что хотели бы иметь больше информации, что процесс идет медленно, но мог бы быть ускорен. Поскольку в СБ ООН не было дискуссии, то после этого заседания я сделал комментарий для ооновской прессы. Я сказал, что мы обеспокоены в связи с тем, что существует угроза Минским договоренностям, а поддерживаемые Россией сепаратисты постоянно провоцируют и пытаются сорвать их. И сегодня (27 февраля. — Авт.), когда шло заседание СБ ООН, продолжались обстрелы. Только за эти сутки погибло двое и ранено семеро украинских солдат. Нет очевидных признаков, что террористы готовы к отведению своей техники. Вместе с тем нас волнует, и мы обратили внимание на это мирового сообщества, что начинается концентрация войск в направлении Мариуполя. Поэтому сегодня мы через прессу опять же призвали мировых лидеров и ООН повлиять на Путина, чтобы он повлиял на своих людей в Донецке и Луганске, чтобы они выполняли свою часть обязательств. Следовательно, это было чисто информационное заседание, но мы воспользовались тем, что, во-первых, сегодня фактически канун первого заседания СБ, посвященного Украине, которое состоялось год назад, 28 февраля. Именно тогда мы начали озвучивать факты агрессии России на территории Украины. И потому на сегодняшнем заседании, которое называлось «Территориальная целостность Украины» и состоялось при участии первого заместителя главы Верховной Рады Андрея Парубия, представителей государств — членов ООН, послов и заместителей послов, политологов, лидеров украинского общества, говорилось о том, что год назад наша страна оказалась под оккупацией. Часть территории аннексирована, существует угроза дальнейшей эскалации, дальнейшего захвата. И главный мотив выступлений заключался в том, что мы сделали все, что от нас зависит, мы показали миру, что можем защитить себя, мы показали миру, кто такая Россия, и призвали всех: сделайте теперь свою часть вклада в нашу общую систему безопасности — европейской и глобальной. Ведь российская агрессия фактически сломала и разбила все, что было после Ялты и Потсдама, то есть весь послевоенный уклад, и это вызов не только нам — относительно нас он конкретный, но и весь мир стоит перед вызовом.

— Вы правильно сказали, относительно России не может быть политики умиротворения. А можете описать, какова в целом тенденция в реакции ООН на российскую агрессию по отношению к Украине, продолжающуюся уже год?       

— Она не такая, как нам бы хотелось, и если бы реакция мира в марте прошлого года была такой, как сейчас, то, возможно, это еще тогда как-то остановило бы россиян. Но мы помним, что санкции были постепенными, некоторые из них вызывали даже шутки, но потом они стали нарастать и сделали свое дело. Однако все понимают, что они являются болезненными для России, но не решающими в том, чтобы остановить ее. Ведь там, в России, есть запас терпения, а если точнее — запас рабства, когда люди будут готовы идти на все, не есть, не пить, если они чем-то объединены. Вспомните, что в Советском Союзе объединительным фактором всегда был внешний враг, страна в опасности.

«ТОТ УРОВЕНЬ ПОДДЕРЖКИ, КОТОРЫЙ ПОЛУЧАЕТ ПУТИН ОТ НАСЕЛЕНИЯ, ОПАСЕН ДЛЯ ВСЕХ»

— Но мы знаем, что часто заводы или фабрики горели из-за того, что кочегар или кто-то другой заснул на работе, а все равно в СМИ говорилось, что это дело внешнего врага.

— Действительно, сначала внешний враг, а потом находится внутренний, это взаимосвязывается, начинают уничтожать и тех, и тех, продолжая объяснять людям, мол, смотрите, все еще есть враг. И вопрос в том, что тот уровень поддержки, которую получает Путин от населения, опасен для всех. Потому что ему постоянно нужно поддерживать этот уровень. Но для этого нет другого механизма — только продолжать агрессию. Вот проблема.

— Господин посол, а какова перспектива лишить Россию права вето хотя бы при голосовании по некоторым вопросам?

— Это маловероятно.

— Но некоторые СМИ цитировали вас, что это возможно.

— Нет, нет, это цитировали те, кто не понял, что я имел в виду. Я имел в виду обойти право вето. А лишить Россию права вето практически невозможно.

— Почему?

— Дело в том, что те механизмы, которые заложены процедурой ООН, полностью защищают постоянных членов СБ ОНН. Это значит, есть статья 27 и пункт 3, где говорится, что, если страна является стороной конфликта, она не имеет права голосовать по вопросу там, где она присутствует. Иными словами, пункт-то есть, но для того, чтобы СБ ООН принял такое решение, она (эта страна) должна голосовать. А Россия имеет право вето, и, таким образом, это непроходная тема.

«СУЩЕСТВУЕТ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫГНАТЬ РОССИЮ, КОТОРАЯ НЕ СОВСЕМ ЛЕГИТИМНО ПОЛУЧИЛА СВОЕ ЧЛЕНСТВО В СБ И ООН»

— То есть выхода из этой ситуации нет? 

— Да, нет. В этом контексте это не сработает. Причем, не сработает не только по отношению к России. Ведь, закладывая такой принцип, некоторые члены СБ имели и себя в виду, что никто нас не тронет. Таким образом, это сложная тема. Так же, как существует теоретическая возможная, но вряд ли проходная тема выгнать Россию, которая не совсем легитимно получила свое членство и в Совете Безопасности, и в ООН. Или можно даже сказать, что совсем нелегитимно.

— Объясните это.

— Устав ООН говорит о том, что новых членов — а Россия была новым членом — избирают путем принятия решения Совета Безопасности и голосования Генеральной Ассамблеи ООН. Россия не прошла весь этот путь. А Сербия, оказавшаяся в таком же статусе, прошла этот путь. И потому, сравнивая, можно это все эксплуатировать. Но согласится ли в конечном итоге, когда этот вопрос снова вернется на рассмотрение в Генеральную Ассамблею, весь мир исключить ее за нарушение — это большой вопрос.

— Что-то можете сказать конкретное о направлении миротворцев в Украину, учитывая то, что в понедельник в ООН с визитом был министр иностранных дел Павел Климкин?

— Он приезжал для того, чтобы провести консультации и искать механизмы формирования будущего мандата. То есть это были лишь консультации, как это может быть, в какой форме, в какой комбинации, но это вопрос на длительное время.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать