Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как музейное пространство перетекает в виртуальный мир

Вскоре новые объекты из Батурина появятся на сайте «Україна Incognita», в частности и экспозиция дома, которым Петр I расплатился за уничтожение казацкой столицы. Сегодня эти стены — единственный «живой» свидетель мазепинских времен
21 мая, 11:21
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

«День» продолжает пополнять фонд виртуальных экскурсий, которые мы публикуем на сайте «Україна Incognita» в рубрике «Музеи онлайн». На этот раз мы cнова поехали в Батурин. Читателям нашего издания не нужно напоминать историю казацкой столицы и возрождения здесь национального историко-культурного заповедника. Ведь в Батурине уже побывала Летняя школа журналистики «Дня»; виртуальную экскурсию по дворцово-парковому ансамблю Кирилла Розумовского можно посмотреть на сайте incognita.day.kiev.ua. Но несмотря на это, в Батурине — еще немало интересного и нераскрытого.

Спустя некоторое время в рубрике «Музеи онлайн» появятся виртуальные экскурсии по дому генерального судьи Василия Кочубея, музею археологии Батурина и цитадели. Кстати, приехав в Батурин в эту субботу, мы попали на открытие новой экспозиции в доме Кочубея.

— Это единственный дом в Батурине, который сохранился со времен Ивана Мазепы, — рассказывает генеральный директор заповедника Наталия РЕБРОВА. По преданию, именно так Петр I расплатился с Василием Кочубеем «за услугу» — его имение не было уничтожено царским войском и огнем. — Оно является памятником национального значения и объектом, связанным с музейным делом еще с 1923 года.

По словам пани Наталии, первый музей открылся здесь в 1972 году и был посвящен основоположнику рационального пчеловодства Петру Прокоповичу. А со временем именно дом Кочубея стал первым завершенным объектом в создаваемом заповеднике «Гетманская столица».

— Тогда экспозиция музея рассказывала о всей истории Батурина, — говорит генеральный директор. — Сегодня нам сложно представить, что в 2005 году у нас был только один музей. А потом у нас друг за другом открывались другие объекты, новые экспозиции — и мы поняли, что экспозиция в доме Кочубея устарела. А потому приложили максимум усилий, чтобы создать новую.

Новая экспозиция посвящена семье Кочубеев и особенностям должности генерального судьи в казацком государстве. Конечно, Василий Кочубей — фигура противоречивая. Поэтому мы не могли не спросить, как это повлияло на формирование экспозиции.

— Этот вопрос возникал во время обсуждения. Безусловно, мы сегодня понимаем те противоречия, которые существовали во времена Мазепы. Это были действительно драматические события. Но в рамках такого маленького музейного пространства раскрыть такую масштабную тему нам показалось невозможно, — рассказывает Александр АНТОНЕЦ, дизайнер и архитектор, работавший над большинством музейных проектов Батурина. — Когда мы начали обрабатывать материал, то поняли, что должны сконцентрироваться на том, что связано с Батуриным. Наиболее ценный здесь сам дом. Хотя он не сохранился в своем первозданном виде. В частности, не сохранились своды. В целом на этом объекте можно проанализировать проблемы подобных объектов по всей Украине. В старой Европе таких проблем меньше, потому что многие объекты сохранилось в их первозданном виде. Беда Украины в том, что наши исторические сооружения были изувечены, а затем их восстанавливали по архивным источникам. Мемориальным является то, что внутри, какой-то слой кирпича. Все остальное — это наслоения. Но ценно, чтобы человек пришел сюда и задумался над историческими событиями, связанными с этим местом. Не сфальсифицировали ли мы историю, создавая экспозицию практически с нуля? Я думаю, что нет. Хотя многие историки и археологи относятся к комплексу как к новостройке. Я тоже склоняюсь к тому, что правильнее сохранять то, что было. Это европейский принцип реставрации и консервации. И несмотря на это, когда все уничтоженное в Батурине опять материализовалось, сюда одна за другой приезжают экскурсии и люди узнают ту историю, которую мне в школе не рассказывали. Поэтому материализация себя оправдывает. Материализованная экспозиция пробуждает интерес к нужным историческим темам. И в результате мы лучше осознаем себя как украинцы.

14 июня Национальному историко-культурному заповеднику «Гетманская столица» исполняется 20 лет. Накануне юбилея «День» предложит своим читателям более подробный рассказ о том, как заповедник завоевывает внимание туристов, с какими трудностями сталкивается и как их преодолевает. Пример Батурина — чрезвычайно интересный, ведь масштабный музейный комплекс расположен в маленьком городке, а поэтому его сотрудники вынуждены быть активными, приспосабливаться к требованиям времени, искать партнеров и предлагать посетителю новые и новые интересные проекты. А именно этого опыта часто не хватает украинским музеям.

Несколько фотографий из путешествия в Батурин теперь можно посмотреть на сайте «Дня».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать