Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Куда пойдет УАПЦ?

Альтернативы пути единения c УПЦ КП крайне проблематичны
26 февраля, 11:42

24 февраля 2015 года после тяжелой и продолжительной болезни умер митрополит Мефодий (Кудряков), предстоятель Украинской автокефальной церкви. В этот же день патриарх Филарет предложил архиереям УАПЦ начать переговоры об объединении. Присоединение УАПЦ к УПЦ КП выглядит логическим, учитывая историческую эволюцию УАПЦ, так и сегодняшнее состояние УПЦ КП. Кроме того, отношения со вселенским православием тоже способствуют именно такому сценарию развития событий.

УАПЦ — церковь, которая пережила три рождения. В 1921 году УАПЦ вырастает из движения за автокефалию украинского православия, но при этом нарушается ряд канонов. Эта УАПЦ была полностью уничтожена в 1930-е годы советской карательной машиной. В 1942 году УАПЦ возникает уже из рядов канонической Польской православной церкви, но свое существование она смогла сохранить лишь в диаспоре. В 1989 году УАПЦ возобновляет свою деятельность в Украине, но уже в 1992 году УАПЦ в Украине становится основой для УПЦ КП. В диаспоре УАПЦ в 1995-м присоединяется к Константинопольскому патриархату.

Фактически, УАПЦ, пережившая три рождения в Украине, — 1921, 1942, 1989 годы — это немного разные церкви. Прямая преемственность была лишь между УАПЦ 1942 и 1989 годов. И то, эта церковь фактически исчезла в 1992 году. До 1995 года существовала лишь микроскопическая УАПЦ во главе с патриархом Димитрием Яремой — без перспектив и надежд. В 1995 году в Киевском патриархате происходят выборы нового патриарха. Противники будущего патриарха Филарета перед выборами покидают собор и присоединяются к УАПЦ патриарха Димитрия. В действительности, это было новое создание новой УАПЦ — в 1995 году УАПЦ неожиданно возродилась как раскол от УПЦ КП.

Эта церковь в действительности была единством трех епархий — Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской. На территориях других областей приходы поддерживались за счет этих епархий, но с 1995 года до сих пор большинство из них перешли к УПЦ КП. Исключение составляют приходы, над которыми шефствовал харизматический владыка Макарий Львовский.

Отношения в середине церкви были далеки от идеальных, и аналитики часто говорили о «феодальной раздробленности» в УАПЦ. Три владыки — Мефодий Тернопольский, Макарий Львовский, Андрей Ивано-Франковский правили самостоятельно, не обращая внимания друг на друга. Тем более они игнорировали формальный центр — патриарха Димитрия и его канцлера архиепископа Игоря Исиченко.

После смерти патриарха Димитрия власть в УАПЦ в 2000 году удалось захватить митрополиту Мефодию. Он выступал с программой самостоятельного развития УАПЦ, которая противостояла завету патриарха Димитрия: присоединяться к Константинопольскому патриархату и объединяться с УПЦ в США и УПЦ в Канаде (которые, на то время, были в составе этого же патриархата). Митрополит Мефодий пользовался поддержкой некоторых серых кардиналов времен Леонида Кучмы, и УАПЦ они поддерживали по двум соображениям. Время от времени она агитировала за правильные партии (теряя при этом авторитет). И время от времени появлялись надежды, что приняв УАПЦ в свой состав, в Украину зайдет Константинопольский патриархат. Но последний выдвигал условиями вмешательства в украинские дела единство УАПЦ и УПЦ КП, и потому само существование УАПЦ теряло любой смысл все больше и больше.

Митрополит Мефодий маневрировал, и само единство УАПЦ конституировалось только потому, что он, то направлялся к единству с УПЦ КП, то вел переговоры с Константинопольским патриархатом, то просился в УПЦ. Все эти маневры создавали хоть какую-то видимость деятельности, без которой существование УАПЦ теряло смысл. В последние годы митрополит Мефодий просился в Константинопольский патриархат на любых условиях. Но патриарх Варфоломей занят подготовкой к Всеправославному собору, который должен состояться осенью 2016 года и участие Москвы в этом соборе является необходимым условием его успешного проведения.

Настроения за объединение с УПЦ КП в УАПЦ нарастают по экспоненте. Голоса за необходимость скорейшего единения были весомыми при переговорах в 2001-м, очень весомыми в 2008—2009, резко выраженными в 2012-м. Сегодня же никто в УАПЦ уже всерьез не говорит о невозможности объединения с патриархом Филаретом из-за московских анафем или еще из-за каких-то причин. Верующие УАПЦ благосклонно относятся к «филаретовцам» и от прошлых недоразумений не осталось никакого следа.

Соединение с УПЦ КП возможно как по плану-минимум, так и по программе-максимум. УПЦ КП предлагает просто присоединяться и обещает каждому епископу «кто с чем пришел, с тем и остаться». Но многие в УАПЦ хотели бы сохранить определенную автономию хотя бы как автономная «Галицкая митрополия». Также кое-кому дорого название «УАПЦ» и предлагают единой церкви принять собственным обновленным именем УАПЦ КП, или хотя бы позволить использование этого названия как варианта наряду с УПЦ КП. Действительно, сейчас в России церковь имеет два официальных названия согласно уставу: РПЦ и Московский патриархат, и в принципе навстречу прихотям архиереев УАПЦ можно было бы пойти.

Единение УПЦ КП и УАПЦ было бы свидетельством жизненной силы украинского православия, стало бы знаком надежды для целого украинского общества, заставило бы задуматься УПЦ МП о собственных перспективах в Украине. Единая УПЦ КП-УАПЦ имела бы принципиально более сильные позиции в переговорах о собственной судьбе как с УПЦ МП, так и с Константинопольским и Московским патриархатами.

В условиях войны существование двух автокефальных православных церквей — недоразумение, которое подрывает авторитет и украинского православия, и украинского общества. Присоединение более слабой во всех смыслах УАПЦ к более сильной УПЦ КП — шаг логический и необходимый. Тем более, что существование самостоятельной УАПЦ — проблемно из-за многочисленных внутренних проблем, которые не преодолеть энтузиазмом или мобилизацией сил всей церкви. В УАПЦ нуждается в обновлении, которое возможно лишь при единстве с УПЦ КП. Также и настоящие переговоры с Константинопольским патриархатом и УПЦ имеют смысл лишь когда УАПЦ присоединится к УПЦ КП, уровень дипломатии которой уже достаточно высок.

Альтернативы пути единения с УПЦ КП крайне проблематичны. Сама по себе УАПЦ имеет лишь шансы на упадок — быстрый (несколько месяцев) или медленный (несколько лет). Присоединение к УПЦ даже на условиях полной автономии просто не понял бы церковный народ, особенно после сентябрьского поворота УПЦ к следованию в фарватере послушания Москве, и из-за общей настроенности против Московского патриархата во время войны. Ожидать вмешательства Константинополя до осени 2016 года — мягко говоря, малоперспективно. Напротив, единство УПЦ КП и УАПЦ могло бы вызвать новую заинтересованность Вселенского православия украинскими делами. А это возможно — при условиях правильной религиозной политики государства — вывело бы на новый уровень и общий процесс нормализации положения украинского православия. Тогда сбылись бы полностью и мечты предстоятелей УАПЦ всех ее формаций о самостоятельной православной церкви, признанной в мире и влиятельной в Украине. В том числе, сбылись бы и мечты митрополита Мефодия, высказанные в его многочисленных выступлениях на соборах УАПЦ и в письмах к Вселенскому патриарху.

Следовательно, время действовать. А верующим — время молиться не только за сохранение государства, но и за единство православной церкви. Тогда призыв майдана, не раз направленный к религиозным лидерам «Объединяйтесь!» может претвориться в жизнь.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать