Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Банкиры о революции и ее последствиях

29 декабря, 20:52

Никто, кроме банкиров, которые официально дистанциируются от политики, столь пристально не следит за этой сферой, и никто так искренне не заинтересован в ее предсказуемости. Поэтому «День» предложил им ответить на наши вопросы.
1. Считаете ли вы, что оранжевая революция сформировала заказ на новую экономическую политику?
2. Кто сделал эту революцию? Средний класс, владельцы «Мерседесов» против владельцев «Майбахов», или кто-то другой?
3. Похоже, украинская революция началась кризисом политическим и заканчивается экономическим спадом. Или кризисом?
4. Устоит ли в этих условиях идея ЕЭП?
5. Что вы считаете экономическим успехом, а что — провалом уходящего года?
6. Каков ваш финансово-экономический прогноз на первые месяцы 2005 года?
7. Какие, на ваш взгляд, экономические задачи следует решать новому Президенту в первую очередь?
8. Куда, по Вашему мнению, должен нанести первый зарубежный визит новый Президент Украины?

Вячеслав ЮТКИН , председатель наблюдательного совета банка «НРБ Украина»:

1. До экономики дело еще не дошло. Без сомнения, основной надеждой тех простых украинцев, кто совершил эту революцию, является избавление от нищеты. Люди искренне поверили в то, что после 13 лет сплошного обмана и казнокрадства к власти действительно приходит команда, ставящая своей главной целью повышение уровня благосостояния украинского народа. Потребуется ли новому правительству для достижения этой цели новая экономическая политика и какой она будет, мы увидим уже в ближайшем будущем.

2. Основной движущей силой ноябрьских событий, выступил, конечно же украинский народ. Отдельным политологам выгодно представить причинны происшедшего как передел сфер влияния между кланами и группировками, а также как борьбу за геополитические изменения в мировом масштабе. Роль украинского народа ими упорно не берется во внимание или просто игнорируется. За всеми явлениями им чудится тень Вашингтона или Брюсселя, чьи «козни» они склонны считать решающими факторами победы команды Ющенко. На самом же деле мы стали свидетелями неординарных событий, настоящего народного волеизъявления, глубокий анализ и оценки которого еще впереди. Народ встал с колен и, пожалуй, впервые за все так пышно отмечавшиеся годы независимости, явил себя всему миру как политическая нация.

3. В отличие от кризиса политического экономического кризиса в Украине нет. Спад налицо. Но не кризис. В то же время трудно себе представить, чтобы столь масштабные политические события, происходящие в нашей или любой другой стране, не отразились на состоянии экономики и не ухудшили ее показатели. И то, что украинская экономика такую пиковую нагрузку с честью выдержала, вселяет надежду, что у нее крепкая основа. Стране уже завтра необходимы сильный премьер-министр и четкая программа преодоления вызванных политическим противостоянием негативных явлений.

4. Реализация плана создания ЕЭП и наполнение его реальным экономическим содержанием теперь во многом зависит от Украины. Известно, что как и сам Виктор Ющенко, так и его ближайшие соратники приняли этот план что называется в штыки. В то же время украинский парламент еще в апреле его ратифицировал. Как поступит правительство Ющенко? Думаю, это обстоятельство во многом будет определять содержание двусторонних отношений на ближайший год. 5. Экономический успех года — вступившие с 1 января 2004 года новые правила налогообложения доходов физических и юридических лиц, вызвавшие вывод из теневого оборота огромных денежных средств и способствовавшие укреплению среднего класса. Многие успехи украинской экономики в уходящем году напрямую связаны именно с этим шагом. Все основные провалы начались в сентябре, когда предвыборная борьба вступила в решающую фазу и популистские решения правительства сделали экономику заложницей политики определенного круга лиц, находившихся у власти. К одному из главных провалов уходящего года я бы отнес ущерб, нанесенный репутации банковской системы.

6. Это будут самые трудные месяцы для нового правительства и президента. Своеобразный испытательный срок для команды Ющенко. Уровень инфляции будет самый высокий в первые три месяца до периода стабилизации. Возможны, хоть и незначительные, но колебания курса национальной валюты. Замедлится рост ВВП и приток иностранных инвестиций, подорожают кредитные ресурсы, а объем их вложений в экономику уменьшится. Словом, естественная, защитная реакция экономики. Важно, чтобы этот период был максимально коротким.

7. В первую очередь будет необходимо преодолеть спад в экономике. Заявления оппонентов о жесткой оппозиции — не пустой звук. Нужно отдавать себе отчет в том, что каждый шаг нового правительства будет под самым пристальным и отнюдь не дружественным вниманием. И, к сожалению, только специалисты будут понимать насколько ослабленную и истощенную политическими баталиями, экономическим популизмом и тремя турами выборов экономику получила команда Ющенко от правительства Януковича. Первые 3—5 месяцев, начиная с февраля, дадут ответы на многие вопросы.

8. Мне кажется, что Ющенко свой первый зарубежный визит нанесет в Россию (это сделал бы в случае победы и Янукович). Видимо, психологически сделать это будет непросто в силу того, что российские власти не скрывали своих симпатий по отношению к Януковичу и всеми доступными способами стремились не допустить избрания Ющенко. Однако, я уверен, что чем быстрее стороны смогут преодолеть возникшую напряженность в двусторонних отношениях, лучше понять друг друга и сделать шаги на встречу, тем больше выиграют наши народы.

Жак МУНЬЕ , председатель правления банка «Калион банк Украина»:

1. Последние события показали, что многие украинцы готовы подняться и сказать свое твердое «Нет». Демократическое государство должно уважать народную волю. По той же причине следует ожидать, что новым украинским властям придется с гораздо большей осторожностью подходить к уважению верховенства закона, что, очевидно, приведет к большей прозрачности в экономике и в вопросе структуры собственников компаний.

2. По моему мнению, это сделал народ.

3. На сегодняшний день нельзя сказать, что политические события привели к экономическому кризису. Безусловно, в ближайшие месяцы, вследствие вероятных изменений в руководстве страны, будет существовать некоторая неопределенность, которая может вылиться в снижение темпов роста в Украине. Но 2004 год был рекордным по показателям экономического роста, который превысил 12%. В любом случае, нельзя ожидать, что такой темп может сохраниться.

4. Несмотря на активную поддержку прежних украинских властей, развитие ЕЭП выглядит похожим на все обещания, сделанные после 1991 года украинскими политиками в их отношениях «любви и ненависти» с российским соседом. Участие в ЕЭП следует рассматривать как жест доброй воли в сторону России и своеобразный пиар- ход. Насколько мне известно, ничего существенного не было воплощено, чтобы проект ЕЭП превратился в реальность. Вдобавок, воплощение ЕЭП противоречит или по крайней мере затрудняет возможность Украины убедительно говорить о ее потенциальном присоединении к ЕС. Вполне вероятно, что развитие ЕЭП будет заброшено, но о таком шаге не будут трубить, чтобы российский сосед мог сохранить лицо.

5. Как уже было сказано, 12-процентный рост — огромное достижение, безусловно, спровоцированное экспортом. Из-за приближающихся выборов в течение 2004 года не было предпринято фактически никаких существенных шагов для улучшения регулирования и контроля экономики, что сделало бы ее более приемлемой для инвесторов.

6. Как говорилось выше, если выборы 26 декабря приведут к избранию кандидата от оппозиции, то может возникнуть период неустойчивости, который продлится как минимум несколько месяцев. Можно предположить, что владельцы финансовых и промышленных групп Украины должны будут определить свою позицию по отношению к новой власти, а последняя — по отношению к ним. Но спрос на украинский продукт, как внутри страны, так и на внешнем рынке, будет существовать и производство не сократится.

7. Новый президент должен будет укрепить или восстановить доверие. Поскольку народ проявил свою волю, потребовав уважения определенных принципов, новому президенту следует как можно скорее назначить на ключевые посты чиновников, которые будут уважать принцип верховенства закона, бороться с коррупцией и получат необходимые полномочия, чтобы налагать санкции за коррупцию и нарушение законов. В то же время президент должен будет обеспечить существование или укрепление доверия в таких сферах, как экономика, банки, лидеры. Но новое украинское руководство должно направлять этот процесс таким образом, чтобы предотвратить неудачи, которые могли бы иметь системный характер.

8. В зависимости от того, кто будет избран президентом, его первый [международный] визит будет в Польшу или в Россию.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать