Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Бензин вне закона

Эксперт: «Десять тонн горючего может превратиться в пятнадцать или двадцать — если с ним «правильно» поработают»
18 июля, 10:37

Количественный показатель — продажа горючего через сеть автозаправочных станций — в июне даже несколько вырос. Этого не скажешь о качестве. Киевский клуб автомобилистов инициировал его проверку. Как оказалось, все десять проб бензина А-95, отобранных автомобилистами на киевских АЗС, не соответствовали ДСТУ 4063-2001 «Бензины автомобильные. Технические условия». Такой вывод сделали в лаборатории Украинского научно-исследовательского и научного центра химмологии и сертификации горюче-смазочных материалов и технических жидкостей Национального авиационного университета.

Глава клуба Максим Головин подчеркнул, что это исследование носило потребительский характер. Автомобилисты хотели уяснить, где можно заправляться, а где нежелательно. И были огорчены результатами экспертизы, поскольку они показали, что на всех АЗС, выбранных в случайном порядке, есть отклонения по октановому числу (установлено моторным и методом). Как отмечается в заключении лаборатории, в результате нарушаются эксплуатационные качества двигателя, он перегружается, а его мощность снижается. Головин назвал компании, владеющие проверенными АЗС, но затем, как говорится, сдал назад и подчеркнул, что речь не идет о соответствующих торговых марках.

Казалось бы, локальная проверка. Но в результате обсуждения ее итогов завязался серьезный разговор. Напомним, что Минэнергоугля подготовило проект «Технического регламента по требованиям к автомобильным бензинам, дизельным, судовым и котельным топливам». Согласно этому документу, который не успели своевременно обкатать в бюрократической машине правительства, действие стандартов качества нефтепродуктов, соответствующих требованиям Евро-3, предлагается продлить до 31 декабря 2015 года, Евро-4 — до 31 декабря 2017 года. Полный переход на стандарты качества топлива Евро-4 и Евро-5 уже неоднократно откладывался. В частности, действие старых стандартов, соответствующих требованиям Евро-2 и Евро-3, было продлено в июле 2011 года, в январе 2012 года и в июле 2012 года. Министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий 26 июня сказал журналистам, что правительство в течение месяца определится в вопросе продления срока действия стандарта качества топлива Евро-3. Но решать нужно было быстрее. Из-за проволочек теперь возникла серьезная коллизия.

Независимый энергетический эксперт Валентин Землянский подчеркнул, что с 1 июля регламенты, по которым проводилась проверка, уже не действуют, поскольку правительство не продлило срок их использования. Соответственно, все топливо, соответствующее стандартам Евро-2 и Евро-3 и еще продающееся на заправках, на сегодня уже вне закона. АЗС не имеют права его реализовывать. Об этом, по словам Землянского, говорилось в обращении экспертно-аналитической группы при Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ), которая теперь уже тоже, к сожалению, нелегитимна. По его словам, решения и рекомендации этой группы на рынок уже не влияют. По данным эксперта, 30% рынка горючего в Украине «находятся в сером либо в теневом сегменте». «Бодягой» наш рынок насыщают, — как считает Землянский, — мини-заводы. Их бизнес, при акцизе 198 евро за тонну 95-го бензина, достаточно выгодный и прибыльный».

Землянский призывает правительство обратить внимание на контроль качества горючего непосредственно на АЗС, «прямо у пистолета». Он допускает, что даже качественное топливо, завезенное трейдерами из-за рубежа и проверенное украинской таможней, не обязательно реализуется в таком же виде. Оно может быть продано на внутреннем рынке, и никто достоверно не знает, что происходит с ним далее. Эксперт допускает, что «десять тонн может превратиться в пятнадцать или двадцать в зависимости от того, как с ним «правильно» поработают».

Эксперт уверен, что суть проблемы в отсутствии финансирования Госпотребинспекции, на которую возложен контроль качества горючего. Он уверен, что необходимые суммы легко можно было бы найти, поскольку они «не критичны». От 0,5 до 1% от уплаченного в прошлом году акциза (12 миллиардов гривен) было бы достаточно, чтобы обеспечить контроль качества бензина на всех 7,5 тысячах АЗС страны. А если напомнить еще и о потерях бюджета в связи с реализацией теневого горючего (4 миллиарда гривен), то, отмечает эксперт, каждый увидит, что эти цифры просто несопоставимы, а финансирование этого ведомства в полном объеме очень выгодно государству. Есть у Землянского и второй вариант. Если дать импортерам какие-то налоговые послабления, тогда они, по его мнению, могли бы взять финансирование контроля качества моторных топлив на себя. Пока же эксперту совершенно не понятно, как дальше может работать рынок нефтепродуктов...

Директор по маркетингу компании WOG Виталий Леончук считает, что инициатива клуба автомобилистов объединяет интересы потребителей и крупных сетей АЗС. «Мы в первую очередь страдаем от низкого качества нефтепродуктов, продающихся мелкими сетями. Они имеют возможность продавать по низким ценам. Соответственно потребитель выбирает низкую цену — получает низкое качество, а по отношению к нашей компании и всему рынку формируется мнение, что здесь сплошное «некачество», сплошной обман». «Мы тратим большие деньги на контроль качества нефтепродуктов, — продолжает Леончук, — но этого недостаточно для оповещения потребителя. Если клуб вместе с нами возьмет этот процесс в свои руки и придаст ему публичности, то все потребители смогут убедиться, что в крупных сетях на 99,99% с качеством все нормально. Мы готовы предоставить для этого свои мини-лаборатории».

Геннадий Рябцев из научно-технического центра «Психея» уточняет, что объем «бодяги», продающейся на украинском рынке, можно оценить по разнице объемов нефтепродуктов, проданных на АЗС, и официально произведенных и официально импортированных в страну. Таким образом, если у нас всего было реализовано 9 миллионов тонн светлых нефтепродуктов, то из них 1,5 миллиона тонн, взявшихся ниоткуда. Теперь их всего за полгода больше 1,5 миллиона. «Эти цифры появились в связи с тем, что сейчас компании массово не платят акцизный сбор и НДС, — утверждает Рябцев. — Но почему-то считается, что если кто-то не платит, то необходимо усилить давление на легальных импортеров, которые платят все налоги в полном объеме». Эксперт утверждает, что правительство лукавит, когда рассказывает, что был усилен контроль качества ввозимых в Украину нефтепродуктов на границе. «Таможня как контролировала соответствие завезенного топлива в таможенном классификаторе, так и контролирует. Никаких мер там не было принято. Просто все марки бензина сейчас облагаются налогом. Другое дело, что не все его платят». «Вот на это и нужно обратить внимание!» — предлагает Рябцев таможне и налоговой.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать