Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Чтобы выбраться со дна...

Народный депутат Нина ЮЖАНИНА: «Руководство государства понимает, что настало время для значительных либеральных шагов»
23 сентября, 11:37

Новая налоговая реформа началась в Украине в марте 2014 года. Однако до сих пор в экспертной среде и в политикуме идут консультации по вопросу, какой она должна быть. И даже тогда, когда мнения об инструментах реформы и необходимых изменений сходятся, возникают расхождения относительно компенсаторов. Потому что все согласны с тем, что было бы хорошо уменьшить налоговые ставки и само количество налогов. Но чем наполнять бюджет, откуда брать деньги на армию, правоохранительную систему, медицину и образование?

СТРАНА С ДВУМЯ БЮДЖЕТАМИ

Интересное мнение по этому вопросу выразил в понедельник координатор группы «Экономическая модернизация» гражданской платформы «Нова країна» Павел Себастьянович. Он уверен, что в Украине существует два бюджета. Один, по его словам,  государственный, а другой находится у силовиков, прокуроров,  налоговых милиционеров, которые способны возбудить уголовное дело против предпринимателя. Это эксперт приравнивает к приглашению в клуб. После этого предприниматель уже в бюджет ничего платить не будет. У него есть человек, который решает все его проблемы.

Себастьянович приводит статистику: в 2004 году было открыто 2,5 тысячи уголовных дел, которые потом закрывались. В 2010 году таких дел было 5 тысяч. Сейчас Роман Насиров ускорил этот процесс, и будет 10 тысяч предприятий, которые прекратили платить в бюджет,  а платят вот таким людям. И вот статистика предприятий. На 1 января 2015 года в Украине было зарегистрировано 1,2 миллиона юридических лиц. А сегодня подают отчетность и платят налоги всего 300 тысяч. Выходит, что 900 тысяч ушли в тень. Может, часть их просто закрылась, но вместо них открывались бы новые. Физических лиц-предпринимателей  было зарегистрировано 2,2 миллиона. Из них 1,3 миллиона работают и отчитываются.

«Куда делся еще почти миллион? — спрашивает активист и отвечает: — Они все ушли в тень». «Следовательно, два бюджета у нас реально существуют, — продолжает Себастьянович. —  И это видно по бриллиантовым прокурорам, по тому, что у прокуроров, налоговых генералов все родственники почему-то успешные бизнесмены. «Это второй бюджет Украины — он там», — уверен активист. А причина этого, по его мнению,  — высокие налоги. Они работают, как запорный кран, который не дает средствам попадать в бюджет. Потому что лучше заплатить прокурору, если он на этом настаивает, и это будет дешевле, чем платить налоги в бюджет. «После Майдана мы были нравственными и думали: теперь не будем платить взятки. Но это не работает в Украине. Люди будут всегда делать то, что выгоднее. Тем более когда угрожает уголовная ответственность», — говорит он.

В ЧЕМ ЖЕ РЕФОРМА, ЕСЛИ НАЛОГИ РАСТУТ?

Эксперт считает, что налоговые ставки должны быть предметом общественного договора. И если люди не согласны платить определенные ставки, то государство просто не имеет морального права применять к ним из-за этого санкции. «Возьмите Южную Корею, где рост экономики составляет более 10% в год, — добавляет Себастьянович. — И это потому, что НДС там не более 10%.  Налог на зарплату, если она меньше средней, — 8—10%, а единый социальный взнос — 9%. Таковы ставки в растущих странах. Мы же себе позволяем 20—25%. Посмотрите, что предлагает Минфин. По действующему закону налог для физических лиц у нас с 1 января 15%. Он предлагает 20%. Налог на прибыль — 18%. Минфин предлагает 20%. В чем же тогда реформа, если мы продолжаем наращивать налоги? Весь мир нам говорит: остановитесь, безумные. Все говорят, что экономика будет расти, если через бюджет  будет перераспределяться 30—35% ВВП, а у нас — 56%».

Налоговая реформа в Украине пока не выглядит успешной. Об этом свидетельствует  и опрос, проведенный Международным центром перспективных исследований (МЦПД). Рассказывая о его итогах, старший экономист МЦПД Ангела Бочи, в частности, отметила, что по мнению 30 опрошенных экспертов, налоговая реформа идет медленно, низкими темпами (56%). 12% опрошенных считают, что реформирование нужно ускорить, 32% выбрали свой вариант ответа, который по большей части характеризует темпы реформы очень негативно. А большинство отметило, что реформы не проводятся вообще, идет только имитация реформ, и все изменения, которые произошли, — это всего лишь имитация реформ.

«Нужно провести либеральную реформу, — отмечает глава комитета. — Для этого слишком много усилий придется приложить нашему государству, в котором все чиновники имеют другое мнение. Перебить эту тенденцию стало практически невозможно. И то, что на Национальном совете реформ под председательством Президента вообще была предоставлена возможность выразить мнение по налоговой реформе, которое отличалось от представленного министром финансов, — это уже само по себе хорошо. Значит, руководство государства тоже понимает, что время уже для значительных либеральных шагов», — говорит глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина.

«Сейчас мы в комитете работаем над созданием концепции, которая будет взвешенной и все-таки изменит к лучшему тенденции экономического развития в нашей стране, — рассказывает Южанина и объясняет, что означает «взвешенность: — Можно провозгласить радикальные либеральные перемены, но мы знаем, что за их воплощение будет отвечать правительство и Министерство финансов. Если людям навязывать свою точку зрения, это будет то же, что случилось с законопроектом, который позволял снизить единый социальный взнос. Они настаивали на многих поправках к нему, и с горем пополам этот закон приняли, и он немного сработал, а в результате имеем замечание (Минфину): у вас такое настроение в обществе, что никто ничего не хочет вообще платить».

ПРИНИМАЛИ ОДНО — ВНЕДРЯЛОСЬ ДРУГОЕ

«Думали, может, мы действительно тогда что-то неправильно сделали, — объясняет парламентарий. — А когда разбираешься, то видишь: столько подзаконных актов, которые выдаются органами исполнительной власти только для того, чтобы та или иная идея не сработала. Я удивляюсь, как было искажено все то, чего мы добивались и о чем говорили. Мы принимали одно, а в жизнь внедрялось совсем другое». «Кроме того, в нашем обществе сколько экспертов, столько и мнений, — добавляет Южанина. — Даже мы в комитете, профессиональные  эксперты, не можем достичь взаимопонимания и выдать одну комплексную идею, за которую бы мы все вместе отвечали и помогали ее внедрять в течение трех лет, в течение которых мы хотим наложить мораторий на налоговые перемены».

Ее также несколько удивляет позиция самых крупных и самых влиятельных бизнес-ассоциаций Украины — Американской торговой палаты и Европейской бизнес-ассоциации. После заседания Национального совета реформ они дважды приходили в комитет, рассказывает Южанина, и спрашивали, почему она возражала против реформ, предложенных министром финансов. «Я не против министра, я просто призываю ее услышать, в каком состоянии сейчас малый и средний бизнес и как им жить с такой налоговой нагрузкой», — отстаивает свою позицию Южанина и напоминает, что в зале, где проходил Нацсовет реформ, все, за исключением нескольких человек, выступили в поддержку министра финансов, а после заседания большинство министров  подошли и поблагодарили за ее позицию.

Возвращаясь к конкретике реформ, голова комитета отметила, что «обсуждается ставка налога на прибыль за минусом инвестиций в необратимые активы — 15%, 15% налога на добавленную стоимость, 10% — налог на физические лица и 20% — единый социальный взнос, который будем предлагать еще меньше — 10%. «Планируем на этой неделе закончить и дадим свою точку зрению (с деталями, которые очень важны), дадим обществу ознакомиться с нашими предложениями, — отметила глава комитета и указала: — Можно было бы предусмотреть и 5 и 8%, но не сейчас, хотя с экономической точки зрения именно сейчас такие налоги нужны стране, чтобы выбраться с этого дна. Но понимания такой позиции у правительства нет».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать