Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Газовый рынок разделят между «своими»

Депутат: Кабминовский законопроект нарушает нормы третьего энергопакета
08 апреля, 11:29
ПРИ УСЛОВИИ СОТРУДНИЧЕСТВА УКРАИНЫ С ЭНЕРГОСООБЩЕСТВОМ ДЕПУТАТЫ ДОЛЖНЫ ПРОГОЛОСОВАТЬ ЗАКОНОПРОЕКТ «О РЫНКЕ ГАЗА» ДО МАЯ, КОГДА ПРОЙДУТ СБОРЫ РУКОВОДСТВА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОФИСА ЕБРР / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Завтра парламент должен рассмотреть во втором чтении революционный законопроект — № 2250 «О рынке природного газа». Голосование за него — одно из требований МВФ и прямое обязательство Украины в рамках имплементации европейских норм третьего энергопакета. Впрочем, легко проведя документ в первом чтении, Кабмину вряд ли удастся это сделать во втором. Почему? Депутаты говорят, что между первым и вторым чтением законопроект набрался нетипичных для третьего энергопакета норм, поэтому искажает логику европейских газовых правил. Кроме того, он может спровоцировать рост коммунальных тарифов и в итоге послужит инструментом перераспределения газового рынка между олигархами.

«Он демонополизирует влияние облгазов на предоставление услуг по обеспечению населения газом. На рынке может появиться много компаний... У потребителя будет возможность выбирать поставщика на базе лучших условий и цены», — считает депутат парламентского комитета по ТЭК, ядерной политике и ядерной безопасности Александр Ливик.

Действительно, логика документа — создать цивилизованные правила игры на рынке газа, говорит «Дню» его коллега по комитету ТЭК ядерной политики и ядерной безопасности Юрий Чижмар. Однако после внесенных в документ поправок от благой цели осталось одно название. Во-первых, рассказывает народный депутат, сегодня у многих облгазов до 60% сетей построены на средства населения и частных застройщиков высоток, промышленных объектов. Затем эти сети безвозмездно передавали в собственность облгазов. «То есть они построены не на государственные деньги и не являются государственной собственностью», — подчеркивает Чижмар. Таким образом, облгазы с одной стороны, управляют сетями, построенными на средства общества, а с другой — государственными на основании договора о верховном хозяйственном ведении. В поданных изменениях к этому законопроекту, объясняет участник комитета по ТЭК ядерной политики и ядерной безопасности, предлагается передать газораспределительные сети в пользование третьим структурам, а возможно и создать единую структуру по всей стране. Что это значит? «Одна сеть окажется в руках как минимум двух владельцев. Это вообще недопустимо. Европейское энергетическое содружество не знает этого нюанса. У них запрещено, чтобы одна труба была в двух руках. Она должна быть только в одних. Поэтому такая норма вообще нарушает норму третьего энергопакета и должна быть отменена, даже если бы они (КМУ.— Авт.) не хотели монополизировать этот рынок под одно лицо», — резюмирует Чижмар.

«В 2009 году премьер Юлия Тимошенко уже создала ГП «Энергосети». Тогда смогли закрыть две области. И то на них не хватило денег. Сегодня, чтобы создать новую структуру, которая будет заниматься газораспределительными сетями, государству нужны миллиарды гривен (на сервисные учреждения, закупку транспорта, аренду помещения). Я думаю, государство не имеет этих денег сегодня. Это нереально. Поэтому правка 213 экономически не обоснована. Создается впечатление, что Верховную Раду втягивают в борьбу определенных олигархов, которые мечтают перераспределить рынок», — допускает Чижмар. Он объяснил, что в законопроекте нет такого пункта, который бы точно определил форму собственности (частная или/и только государственная) будущей «компании-опекуна» над газовыми сетями. В условиях кризиса и хронического недофинансирования бюджета, по мнению парламентария, — это прямая дорога сетей в руки нужному олигарху.

Кроме того, законопроектом хотят изменить и форму управления газотранспортными системами — строить на базе права аренды, что означает платное пользование. Сколько придется дополнительно оплатить, продолжает Чижмар, зависит от стоимости транспортировки энергоносителей в сети, но в итоге это прибавит 3—7% к стоимости услуги теплоснабжения и природного газа для населения. Соглашаться на это в условиях роста цен не стоит, убежден он. Таким образом, Чижмар предлагает установить двухлетний срок для переоформления договоров аренды, закрепить привилегированное право аренды за действующими пользователями и на кризисный период (например, на пять лет) установить бесплатную аренду, чтобы не спровоцировать рост тарифов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать