Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как импортеры топлива отвечают на претензии правительства

19 июня, 10:40

Было время, когда украинские нефтеперерабатывющие заводы ставили в пример всей стране. Мол, смотрите, их приватизировали, и все бензиново-дизельные дефициты и кризисы отошли в прошлое. Но эти золотые годы нефтепереработки ныне канули в Лету. В понедельник Госстат сообщил неприятное известие. В январе — мае этого года производство бензина на шести нефтеперерабатывающих заводах Украины по сравнению с аналогичным периодом 2012 года сократилось на 50,4% (до 429 тысяч тонн). А в 2012 году внутреннее потребление светлых нефтепродуктов и дизтоплива сократилось до 10,2 миллиона тонн, в которых отечественная продукция составила менее 30%. Россия, которой выгоднее вывозить готовый продукт, а не сырье, наращивает пошлины на вывоз сырой нефти. В январе — апреле ее импорт в Украину сократился в денежном выражении в шесть раз по сравнению с аналогичным периодом 2012 года: с $745,5 миллиона до $128,2 миллиона. Этот процесс начался еще раньше, и в 2012 году импорт нефтепродуктов вырос почти до $9 миллиардов.

Естественно, государство пытается его зажимать. Президент Виктор Янукович в своем ежегодном послании к парламенту призвал ввести квоты на их импорт. За счет этого Минэнергоугля намерено снизить импорт вдвое, а дефицит на рынке — покрыть за счет реанимации простаивающих украинских НПЗ. Какие могут быть результаты? Похоже, в этом сомневаемся не только мы. Не случайно для сдерживания импорта придумали еще один вариант: премьер-министр Николай Азаров поручил Миндоходов контролировать качество горючего. Якобы для того, чтобы оградить украинского потребителя от так называемой бодяги...

И глава этого мегаведомства Александр Клименко с готовностью взял под козырек — на нефти можно получить немалые доходы. «У нас есть 69-я статья Таможенного кодекса, обязывающая нас классифицировать топливо. Мы можем это делать. Да, у нас одна (всего одна! — Авт.) лаборатория, но в регионах действуют отделения. Это дает нам стопроцентную возможность контроля качества топлива», — заверил министр. На самом деле, он, похоже, уверен совсем в другом — что налоговая/таможня при необходимости без труда сможет ограничить до необходимых размеров импорт нефтепродуктов, способствуя заодно росту цен на рынке и раскручиванию, как велел недавно премьер-министр, инфляции.

Неожиданно у ретивых «доходовиков» нашелся противник. Минюст вынес вердикт, что Миндоходов не должно заниматься рыночным надзором и контролем качества нефтепродуктов, ввозимых на таможенную территорию Украины, а также реализуемых на АЗС. «Министерство доходов и сборов Украины, согласно постановлению Кабинета Министров Украины № 573 «Об утверждении перечня органов государственного рыночного надзора и сфер их ответственности» от 1 июня 2011 г., не отнесено к органам государственного рыночного надзора», — утверждают в Минюсте и добавляют, что соответствующие уполномоченные органы устанавливаются только законами.

Единственным таким органом является Госпотребинспекция, настаивают в Минюсте. В этом вопросе нельзя пренебречь и мнением объединения нефтетрейдеров. «Не на границе надо бороться с фальсификатом, — сказал «Дню» президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук и обвинил в изготовлении бодяги отечественных умельцев.

Между тем импортеры нефтепродуктов, являющиеся крупнейшими операторами АЗС, отстаивая свое место на рынке, поспешили доказать, что торгуют высококачественным бензином. Сеть АЗС WOG представила журналистам итоги продаж бензина Mustang 92, который стартовал лишь 22 апреля и уже в мае на 50% обогнал А-92. Mustang разработан совместно с немецким химическим концерном BASF, производится по его технологии из базового бензина А-92 (стандарт Евро-5), поставляемого из Румынии, Греции, Литвы, Польши и Беларуси.

Вчера свою новинку — топливо ЭКТО Plus представила компания «Лукойл Украина». Оно изготавливается из импортного румынского бензина А-95 на нефтебазах в Украине. ЭКТО, по словам директора по розничной торговле Дмитрия Флоринского, за счет снижения трения в цилиндрах двигателя обеспечивает ощутимые преимущества для автомобилистов, а поэтому пользуется у них высоким спросом. О результатах исследования новинок докладывал журналистам также директор Института потребительских экспертиз Юрий Чорнобрывец.

Но «День», понимая озабоченность украинского правительства, спросил у Флоринского, можно ли брать за основу ЭКТО Plus не импортный, а украинский бензин? Топ-менеджер несколько удивился такому предложению и сказал, что украинские НПЗ, несмотря на отдельные заявления, еще не освоили выпуск топлива марок Евро-4 и Евро-5. «Если украинские будут производить качественный бензин А-95 стандарта Евро-5 и он будет соответствовать требованиям к качеству, действующим в нашей компании, то почему бы и нет», — сказал Флоринский. А «День» подумал, что нашему правительству, если оно, действительно, озабочено качеством автомобильного топлива, не следовало бы искусственно ограничивать импорт, создавать трения на границах. Возобновив производство на отечественных заводах, стоило бы позаботиться о свободной, без вмешательства государства конкуренции...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать