Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Кому «это» выгодно?

Эксперты — о трех проблемах создания Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции
03 июня, 11:45

До конца 2015 года в Украине должно появиться Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК). Об этом сообщил министр юстиции Павел Петренко после встречи с европейскими экспертами по вопросам борьбы с коррупцией во главе с директором Всемирного банка по делам Украины, Беларуси и Молдовы Чимяо Фаном.

Этот орган, в отличие от Национального антикоррупционного бюро, не будет иметь права расследований, но он будет формировать и вести государственный реестр деклараций всех чиновников (от наименьшего до Главы государства).

По словам министра, до этого времени проведут конкурсный отбор членов агентства, а также разработают систему электронного декларирования доходов чиновников. «Должен быть мониторинг стиля их жизни, чтобы чиновники, нечистые на руку, были уволены и привлечены к ответственности. Если чиновник будет вносить неправдивые данные (в декларацию. — Авт.), то, кроме увольнения, он также будет привлекаться к ответственности», — так объяснил министр. «Украина достигла значительного прогресса в борьбе с коррупцией, но еще много нужно сделать для продолжения этой борьбы. В обществе есть большой спрос на работу антикоррупционных органов. После создания законодательной базы для борьбы с коррупцией необходимо как можно быстрее переходить к практическим шагам», — отметил Чимяо Фан.

Впрочем, похоже, пока еще бояться чиновникам ничего. Ведь, по словам представителей общественных организаций,  создание НАПК всячески задерживается  властью.  Напомним, что  главный ответственный за его появление — КМУ. В настоящее время,  рассказывает исполнительный директор Transparency International Украина Алексей Хмара, выбирают членов конкурсной комиссии антикоррупционного Нацагентства. Из восьми  кандидатов, которые и подадут правительству на утверждение пять членов НАПК, есть уже семь. Однако относительно прозрачности отбора отдельных из них есть вопросы.

Вопрос первый — не понятна до конца  ситуация  с избранием четырех представителей от общественности. Напомним, что 17 мая 51 общественная организация на инициативных  собраниях в Кабмине избрала свою четверку в конкурсную комиссию.  Из 19 кандидатов отобрали четырех — это Роман Вереш, Олег Самусь, Виктор Шлинчак и Александр Ружицкий. По словам  Хмары,  эти люди — малоизвестны в кругах  борцов с коррупцией, в то же время,  представитель от организаций, которые активно борются с коррупцией, как, например, «Центр противодействия коррупции», РПР и Transparency International не прошли в финал.

Чтобы убедиться, что все было прозрачно и у всех  исчезли вопросы, предлагает он, правительству нужно  открыть  информацию об этой 51 организации. «Абсолютно не факт, что все эти 51 организация занимается борьбой с коррупцией, потому что информации нигде никто о них не обнародовал. Абсолютно не факт, что они не были в заговоре между собой, потому что они за полчаса проголосовали бюллетенями и очень синхронно двумя третями за этих четырех человек. Как может так быть, что 51 организация, которые вряд ли активно контактируют между собой,  за полчаса выбирают четырех человек? Это похоже на сговор. Мы, как Transparency, хотим разобраться, что это за организации, какой у них опыт, насколько они между собой связаны? Нет ли такого, что они все зарегистрированы по одному адресу? Чтобы это выяснить, мы в настоящее время просим Кабмин обнародовать информацию о том, что было», — резюмирует Хмара. Также, по его словам, его организация до сих пор не получила ответ от Кабинета Министров относительно информации об организациях, которые избрали четырех членов конкурсной комиссии от общественности. Все это, по его словам, приводит к мысли, что избрание проходило непрозрачно, и представителей от общественных организаций нужно переизбрать.

Чтобы поставить точку в вопросе прозрачности выборов от общественности конкурсной комиссии НАПК, заместителю министра КМУ Роману Гребе, который курирует создание этого Нацагентства,  представители общественности предложили на круглом столе  в пятницу  открыть  информацию об  этих организациях.  Впрочем, он отказался,  сославшись на то, что все данные уже  есть в  открытом доступе.

Вопрос второй — утверждение членов рабочей комиссии по  отбору  кандидатов в НАПК фактически блокирует  Президент.  По словам Хмары,  со своими  кандидатами  формально  уже определилась общественность (хотя к ним есть вопросы),  правительство (Роман  Греба), парламент (на этом сессионной неделе Раде будут предлагать собрать 226 голосов за кандидатуру Алексея Хмары), Национальное агентство по вопросам государственной службы. Между тем Президент почти месяц, как медлит. Как рассказал Роман Греба, письма-напоминания о  подаче кандидатуры идут от правительства в Администрацию  Президента, но ответа оттуда пока еще нет. Почему  молчит Президент? Спросить было не у кого: компетентного представителя от Администрации  на собрании  не было.

Третье — пока не назначены участники  комиссии  по отбору кандидатов  в  НАПК, не  может стартовать реальная работа по подготовке деятельности будущего  Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции. Теперь известно, что в его состав войдет пять человек, подавать заявку на конкурс может каждый, кто имеет высшее образование и старше 35 лет. Но где будет работать конкурсная комиссия по  отбору кандидатов,  сколько в целом работников будет в этом Нацагентстве,  какие финансы выделят на его работу — ответы на все эти вопросы повисли в воздухе.

Единственное, в чем уверяет  Кабмин  устами  Романа Гребы — в ближайшее время будет создана целевая рабочая группа по подготовке работы Агентства, в  которую войдут представители Кабинета Министров, других органов власти и Всемирного банка.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать