Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Курс на перевооружение

Эксперты «Дня» — о том, как безболезненно реформировать ВПК и покрыть 300-миллионные убытки от потери российского рынка
27 августа, 11:58
ГОРДОСТЬ УКРАИНСКОГО ВПК, КОТОРУЮ РАЗГРЕБАЮТ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ, — 16-ТОННЫЙ БТР 3Е. ЭТА МАШИНА ДВИГАЕТСЯ СО СКОРОСТЬЮ ДО 120 КМ В ЧАС, МОЖЕТ ПЛАВАТЬ, ЕЗДИТЬ ПО БОЛОТУ. А МОЩНАЯ ВОЕННАЯ «ЭКИПИРОВКА» ДЕЛАЕТ ЕЕ ПРАКТИЧЕСКИ НЕУЯЗВИМОЙ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Украина будет перевооружать и модернизовать армию. В 2015—2017 годах на эти  цели с госбюджета направят более 40 миллиардов гривен, заявил на днях Президент Украины Петр Порошенко. «Это позволит модернизировать, закупить и поставить в войска самолеты, вертолеты, боевые корабли и катера. И это — только скромное начало», — резюмировал он на торжествах по случаю 23-й годовщины независимости Украины.

Что ж, планы по реанимации армии хороши. Давно пора было этим заняться. Но тема военно-промышленного комплекса (ВПК) отнюдь не ограничивается только госзаказами для армии и поставками продукции на внутренний рынок Украины. Как известно, одним из главных экспортных направлений продажи украинской продукции ВПК была Россия. Сейчас отечественные госпредприятия, выполняя распоряжение главы государства, приостановила сотрудничество со страной-агрессором в этом направлении. Это «Дню» подтвердил заместитель гендиректора государственного концерна «Укроборонпром» по коммерческим вопросам Сергей Пинькас: «134 предприятия прекратили сотрудничество и по экспорту, и по импорту продукции, и комплектующих».

Но есть  еще и  частные компании, такие, как «МоторСич», которое имеют большие контракты на поставку двигателей к российским вертолетам. Заместитель главы Минпромторга Юрий Слюсарь 15 июля заявлял, что поставки с этого украинского авиапредприятия в Россию не прекращались, однако украинские власти должны понимать, что найти спрос на эту продукцию вне РФ будет невозможно. Со своей стороны министр финансов Александр  Шлапак заявил, что  ему неизвестны такие факты.  «День» пытался по телефону связаться с президентом «МоторСич», нардепом от Партии регионов Вячеславом Богуслаевым, дабы уточнить, осуществляются или нет поставки  в РФ. Однако  он не отвечал на телефонные звонки.

СУММА УБЫТКОВ  — ОКОЛО  300 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ

Между тем у КМУ и  производителей в голове два вопроса. Первый — куда девать продукцию  по уже подписанным контрактам? Ведь  военное положение не объявлено, а значит — форс-мажор в этом случае не работает, и риски для предприятий перед заказчиками уже возникли. По оценкам Сергея Пинькаса, Министерство обороны Украины приостановило экспортные поставки военной техники производства предприятий госконцерна «Укроборонпром» из страны на сумму около 300 миллионов долларов. Второй вопрос — как дальше развивать сектор, и  куда переориентировать  российские поставки? Кроме того, надо быстро наладить в стране систему импортозамещения для потребностей ВПК.

С импортозамещением будет проще, уверяет в комментарии «Дню» эксперт Днепропетровского Национального института стратегических исследований Алексей Ижак. По его мнению, у нас есть все для этого. «Бронетехнику делать научились, и делаем практически сами. Есть вопросы по системе ПВО. В авиации можем делать достаточно быстро модернизацию с помощью Израиля и  западных стран», — пояснил он. 

А вот с поиском новых рынков и возмещение убытков от потери российского рынка не так все просто.

В 2008 году военно-техническое сотрудничество между двумя странами составляло 24% от общего оборота, а сейчас — не более 15%, рассказывает «Дню» статистику руководитель «Центра исследований армии, конверсии и разоружения» Валентин Бадрак. По его словам, и без ограничений торговли очевидна тенденция на снижении потребления украинской продукции Россией. «Даже если  украинские предприятия будут туда что-то поставлять, то их со временем вытеснят с рынка», — говорит он.  По его словам, в 2013 году все украинские предприятия ВПК продали  России продукции на более чем 2 миллиарда гривен. «То есть порядка 280—300 миллионов долларов приходится на Россию. Поэтому потери от этого рынка ощутимые. Но для России они гораздо серьезнее. Ведь для Украины это был внешнеэкономический бизнес оборонных предприятий, а для РФ — конкретные оборонные проекты, связанные с поставками новых вооружений в российскую армию (90% всех таких проектов)», — пояснил  Бадрак. 

Сложнее всего, по словам Ижака, будет производителям двигателей, которые исторически занимают самые большие объемы поставок в Россию. «Поставлять в Европу сложно, поскольку сначала надо сертифицировать их по европейским правилам. Можно  переориентироваться на Китай  и Индию», — говорит он. Но удастся ли? Пока непонятно. Ведь эти двигатели рассчитаны на российскую технику, а последняя имеет определенное влияние на названные страны. Как быть? Ижак предлагает тому же «МоторСич» налаживать контакты для переоборудования старой советской техники или же организовать сборку в Белоруссии, чтобы продукция изготовлялась на пространстве Таможенного союза, и таким образом избежать политических осложнений.

Действительно, переориентироваться на новые рынки будет нелегко, признает в разговоре с «Днем» заместитель генерального директора по внешнеэкономической  деятельности концерна «Укроборонпром» Денис Гурак. Но вопрос можно решить в краткосрочной перспективе — за 1—2 года, уверен он. «Все, что произведено, сохраняется, и для него можно найти пути реализации», — добавляет Гурак. По словам чиновника, украинская продукция абсолютно конкурентна. Она поставляется в более чем 90 стран мира. Наиболее всего востребованы, по его словам, бронетанковая техника, высокоточное вооружение, ракеты, двигатели для вертолетов и самолетов, стрелецкое оружие.

КУДА ПРОДАВАТЬ?

На данный момент Украина имеет кооперацию с Бельгией и восточно-европейскими странами, добавляет Гурак. Пинькас рассказал, что у Украины есть контракты на поставку вооружения с Китаем и Азербайджаном. В перспективе не исключено, что будут созданы совместные предприятий со странами ЕС или непосредственно с НАТО. «На сегодняшний день мы готовы рассматривать любые вопросы касательно технической реализации каких-либо проектов. Если говорим, например, о сотрудничестве даже с НАТО в вопросе производства продукции (что может быть интересно для «Укрооборонпрома»), то сначала готовится технический вывод, потом экономический обоснование и отчет в Кабмин на предмет возможно ли такое сотрудничество вообще. И только потом принимается решение», — объяснил Пинькас всю процедуру согласования. По его словам, Украина может изготовлять любую продукцию: есть помещения, люди, технологии, конструкторы. «Поэтому в случае необходимости можем создавать узлы, конкретные агрегаты или комплектующие данные  производить», — добавил он.

«Сейчас мы начали процесс политических переговоров со странами  НАТО относительно будущей кооперации в производстве новых технологических вооружений. Есть программа.  Все это  разрабатывается. Ведется  очень активная работа. Мы все прекрасно  понимаем,  какие перед нами вызовы, и работаем в круглосуточном режиме уже второй месяц», — рассказал «Дню» Гурак.

Будет или нет сотрудничество с НАТО, но Украина уже наметила себе план  реформирования отрасли. «Нам надо наращивать объемы производства. И сейчас проводим технический аудит предприятий, чтобы их перепрофилировать или доукомплектовать определенными сотрудниками. Один из заводов, например, бронетанковой техники, работает в три смены. Нужно обеспечить объемами другие заводы», — пояснил «Дню» Пинькас.

У экспертов свое виденье перспективных рынков.

«С Восточной Европой такое сотрудничество вполне реально, — говорит о натовском векторе Ижак. — Словакия и Польша прошли этот путь, когда на старые советские платформы ставили натовские калибры артиллерии», — поясняет он. Для частных вертолетных компаний, уверен эксперт, вполне реально создавать совместное производство с Польшей. А в целом, уверяет он, надо ориентироваться на Индию и Китай. «Это наиболее реальные рынки, потому что по технически  условиям наша продукция им вполне подходит. В Европе и США заместить экспорт практически невозможно. Там речь может идти о поиске источников импортозамещения...  Также огромная часть украинского экспорта бронетехники и техники для сухопутных войск со склада (новой  и модернизированной) идет и может увеличиваться в страны третьего  мира (в Таиланд,  Малайзию)», — подытоживает Ижак.

Перекрыть 300 миллионов убытков, по мнению  Бадрака, поможет наращивание госзаказа и работа с западными компаниями через вхождение в систему интернациональных клубов по производству вооружения. «А что касается новых экспортных площадок, то традиционно наши рынки, говорит он, находятся в Юго-Восточной Азии и в странах Ближнего и Среднего Востока. Плюс значительный процент приходился на страны СНГ (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан). В ходе реформирования ВПК эти позиции не поменяются принципиально в  ближайшие 3—5 лет», — говорит он. А вообще, уверен Бадрак, Украине стоит воспользоваться готовностью  западных компаний выступать технологическим донором, и создавать с ними совместные предприятия. «Такие проекты рассматриваются по самолетостроению, по высокоточным средствам поражения и других, в том числе и двойного назначения», — говорит он.

ПРИВАТИЗАЦИЯ ГРЯДЕТ

Между тем рассматривается еще одно направление развития отечественного ВПК — приватизация. В прошлую пятницу Кабмин подал в Раду законопроект, куда включил приватизацию пакета акций крупного военно-промышленного госпредприятия «ЗоряМашпроект». По словам Гурака, сейчас рассматривается перечень детальных объектов  на продажу. И в этом нет ничего удивительного. Ведь изначально концерн «Укроборонпром» создавался, чтобы комплексно и системно реструктуризировать предприятия,  которые приходили в упадок...  

Никуда не делась и идея об акционировании самого «Укроборонпрома». «Это логичный план развития. Весь мир так развивается», — заявил «Дню» Гурак.  По его словам, сейчас пересматривается стратегия развития оборонного комплекса Украины. Что будет на выходе — посмотрим,  подчеркнул он.

Руководитель Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак считает, что приватизация нужна. Она принесет в ВПК инвестиции, по мнению эксперта, и оживит его. Но тут главный вопрос что продавать, отмечает эксперт. «Серийные площадки можно продавать вплоть даже до 100% акций после акционирования таких предприятий. Но контрольный пакет стратегических предприятий и конструкторских бюро должен остаться в руках государства. Не более 48% акций можно реализовывать», — подытожил он.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать