Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Морской старт» продлится, если не будет никаких политических козней»

Эксперт — о последствиях для Украины аварии на космодроме в Тихом океане
12 февраля, 11:57

Причиной аварии украинско-российского ракетоносителя «Зенит-3SL» с американским спутником связи Intelsat-27 на борту, произошедшей 1 февраля над водами Тихого океана, мог оказаться сбой в работе агрегата, разработаного на днепропетровском КБ «Южный» и произведенного на ПО «Южмаш». Об этом говорят российские специалисты, изучавшие обстоятельства аварии Sea Launch. К слову, за всю историю проекта это уже третья катастрофа.

«Все крутится сейчас вокруг блока бортового источника мощности (БИМ) первой ступени (руководит направлением ракеты — управляет соплами и вектором тяги. — Ред.). А вот что повлияло на его работу, какой именно агрегат отказал — сейчас устанавливаем», — сказал глава российской Ракетно-космической корпорации «Энергия» им. Королева Виталий ЛОПОТА. По его словам, в настоящее время продолжается анализ работы системы узлов ракетоносителя, технической документации по ее изготовлению, возможных причин отказа БИМа. «Наша задача — выявить конкретную причину аварии, разработать и реализовать меры по исключению отказов, чтобы продолжить пуски ракетоносителя «Зенит» и минимизировать их задержки», — сказал он. При этом В. Лопота поспешил «откреститься» от возможной вины за причины аварии. «Двигатель первой ступени, изготовленный российским НПО «Энергомаш», «точно не является причиной аварии», — подчеркнул глава РКК «Энергия».

В КБ «Южное», которое разрабатывало «Зенит-3SL», с заявлениями не спешат. Как сообщил руководитель пресс-службы организации Юрий Мошненко, окончательные выводы делать слишком рано. «Наша задача — определить точную причину, чтобы она не повлияла на дальнейшие старты», — сказал он.

Тем временем, по сообщениям СМИ, на космодроме Байконур приостановлена выгрузка блоков ракеты-носителя «Зенит-3SLБ». Ее запуск по параллельной программе «Наземный старт» был запланирован на нынешнее лето. Блоки доставлены в Казахстан с завода-производителя ПО «Южмаш». Теперь не исключается, что их придется возвращать в Днепропетровск для дополнительных исследований.

Среди язвительных комментариев, появившихся в мировой прессе, были и такие: россияне и украинцы отправили американский спутник исследовать морские глубины. Следует признать, что для иронии были основания. В последнее время в российской космонавтике началась целая полоса аварийных пусков. Не обошла стороной эта беда и программу Sea Launch — 30 января 2007 года ракета «Зенит-3SL» взорвалась в самом начале взлета, сильно повредив плавучий космодром. После этого Sea Launch заявила о своем банкротстве. «Переформатировать» проект взялись россияне. Если ранее основным акционером компании с начальной стоимостью в $3,5 млрд была американская корпорация Boeing, обеспечивающая общее руководство и финансирование (40% капитала), другие акционеры имели меньшие пакеты: российская РКК «Энергия» (25%), украинские КБ «Южное» (5%) и ПО «Южмаш» (10%), а также норвежская судостроительная компания Aker Kvжrner (20%), — то в конце июля 2010 года по решению суда кипрская Energia Overseas Limited (EOL), являющаяся дочерней компанией корпорации «Энергия», получила 95% акций консорциума, Boeing — 3% и Aker Solutions — 2%. Украинские КБ «Южное» и «Южмаш» вынуждены были выйти из состава акционеров. В дополнение ко всему компания Boeing пытается получить с украинской стороны возмещения своих затрат на сумму 133,4 миллиона долларов. Запуски по «обновленной» программе «Морской старт» возобновились в сентябре 2011 года. В минувшем году с плавучей платформы удачно стартовали три носителя. И вот новая неудача — на сей раз оправдываться, возможно, придется украинской стороне. Что не удивительно, ведь проблемы, нарастающие в ракетостроении двух стран — старение технологий, оборудования и кадров, практически аналогичны. Российский «хозяин» проекта, глава РКК «Энергия» В. Лопота выражает надежду, что авария «Зенита» обойдется с минимальными издержками. «Если удастся быстро разобраться — пуски приостанавливать не будем. Важно, чтобы не только мы сами разобрались — нужно, чтобы еще заказчики в это поверили», — заявил он.

В то же время директор днепропетровского филиала Национального института стратегических исследований Анатолий ШЕВЦОВ утверждает, что даже если подтвердится виновность украинских производителей в поломке, вряд ли это отразится на общем проекте. «Н1 (советская ракета, разрабатываемая для полетов на Луну. — Ред.) аварийно падала четырежды, пока проект не закрыли в 1974 году. А у нас 32 пуска почти подряд безотказных. Проект «Морской старт» продлится, если, конечно, не будет никаких политических козней», — подытожил эксперт.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать