Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Нефтяные» санкции против РФ

Насколько они эффективны?
07 мая, 11:45
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Аннексия Крыма и продолжающееся открытое вмешательство России в украинские внутренние дела, поддержка сепаратизма и терроризма в восточных и южных регионах нашей страны вызвали осуждение международного сообщества.

В силу известных обстоятельств Запад не будет вступать с Россией в военную конфронтацию. С другой стороны, очевидно, что дипломатическими усилиями изменить позицию Москвы не удается. Остается оружие экономических санкций. На Западе пока ограничиваются черными списками российских чиновников и украинских деятелей прежнего режима, а также некоторым замораживанием их активов. Таким образом Путина не остановить. Наоборот, декларативные санкции его укрепляют во мнении, что Запад поражен мюнхенским синдромом и поставит выгоду крупных компаний, работающих в России, выше демократических норм.

• В то же время мир имеет пример довольно эффективных санкций в отношении Ирана. Характерно, что в Тегеране тоже были совершенно уверены, что им ничего не грозит. По нескольким причинам.

Во-первых. Значительная часть иранской нефти шла именно в Европу. Зачем отказываться от такого преимущества? Иранская нефтехимическая промышленность представляла обширный рынок для поставок продукции европейских фирм на миллиарды евро. Как-то сложно было представить, что просто так влиятельные фирмы откажутся от такого сотрудничества. Соответственно они окажут давление на европейские правительства, чтобы они не присоединялись к санкциям.

Во-вторых. Даже если Европа и США не будут покупать иранскую нефть, то легко можно будет перенаправить ее поток в Китай, Индию, Южную Корею и другие страны.

В-третьих. Россия, Китай и мусульманские страны выступят единым фронтом против санкций Запада и обеспечат Иран всем необходимым.

Об этих расчетах много писалось в иранской прессе. От скептических замечаний отечественных экономистов просто отмахивались.

Мы специально привели пример с санкциями против Ирана, чтобы показать, как в российской прессе совершенно аналогично отмахиваются от возможных экономических санкций. Как и до этого в Тегеране, сегодня в Москве заявляют, что санкции сделают страну сильнее, а Запад многое потеряет.

• Недавно в иранской прессе целый ряд видных местных бизнесменов предостерег Россию от повторения ошибок руководства их страны и порекомендовал не воспринимать высокомерно и снисходительно вероятные западные санкции и ограничения.

Чем закончилось для Ирана противостояние с Западом, хорошо известно. Европа присоединилась к санкциям. Перенаправить потоки нефти с Запада на Восток не получилось. Китай, Индия, Южная Корея и Япония покупали иранскую нефть, но сократили объемы на 50—70%. Из-за прекращения поставок иностранного оборудования добыча нефти упала почти в два раза, много скважин пришлось законсервировать. Значительное число предприятий нефтехимии и других отраслей закрылось. После отключения от мировой финансовой системы просто невозможно было оплатить закупленную иранскую нефть. В частности, Индия готова была оплатить ее на несколько миллиардов долларов, но не могла это физически сделать. Бартер с Китаем также не помог. Иран наводнили дешевые китайские товары низкого качества.

• Национальная валюта — реал девальвировалась очень сильно. Началась сильная инфляция. Цены на товары массового спроса подскочили в два-три раза. Важнейший продукт питания иранцев — курятину пришлось закупать в далекой Венесуэле, которая в свою очередь приобретает ее в соседней Колумбии.

«Противостоять дестабилизации, инспирируемой соседом, мы должны в первую очередь сами. Если мир увидит нашу решимость, то нам помогут выстоять. Финансами, инвестициями, вооружением и т. д. А там начнут действовать и упомянутые санкции. Тогда агрессивный раж Путина и Ко ослабеет»

Мы остановились на последствиях санкций против Ирана, поскольку ситуация с Россией в определенной степени подобна. Наибольшие поступления в бюджет соседней страны приходят от продажи энергоресурсов. Не случайно именно о них заговорили эксперты и политики при обсуждении возможных санкций в отношении Москвы.

• Миллиардер Сорос призвал Вашингтон начать распродавать стратегический нефтяной запас, составляющий около 700 млн баррелей. При ежедневном мировом потреблении в 90 млн баррелей обширная интервенция из американских запасов якобы должна понизить стоимость нефти на мировых рынках примерно на 10—12 долларов за баррель. Потери России по таким расчетам будут весьма ощутимыми. Примерно 40 млрд долларов. Так, в конце 1980-х гг. резкое падение цен на нефть серьезно ударило по СССР. Как считал известный экономист Егор Гайдар, потеря 2 млрд долларов — примерно 25 млрд по нынешнему курсу, фактически развалила Советский Союз.

Однако не все так просто. СССР развалился не только из-за обвала цен на нефть. Здесь сказались более глубокие и важные факторы. Несомненно, снижение доходов от нефти усилило кризис, но невозможно все сводить только к нему.

Невозможно механически переносить условия и реалии конца прошлого века на сегодняшние. Мир существенно изменился, и Россия также. В таких условиях нефтяное и газовое эмбарго не может в полной мере сыграть ту роль, которую оно сделало в те годы.

• Достаточно высокая цена на нефть является источником дохода для очень многих стран. И весьма сомнительно, чтобы они так легко от него отказались.

Роль государств ОПЭК в поставках нефти на мировой рынок существенно снизилась. Она остается значительной, но не определяющей в полной мере. Тестовые поставки нефти из резервов США не слишком поколебали цены на нефть. Некоторое снижение было непропорциональным, неглубоким и кратковременным. Следует считаться и с тем, что в ответ на выброс значительного объема нефти из США на рынки последует некоторое снижение добычи, и положение быстро восстановится. Договориться же о солидарном снижении цен даже на непродолжительный период просто невозможно. Слишком противоречивы интересы нефтедобывающих стран.

Высокие цены на нефть выгодны слишком многим, в том числе США, Канаде, Австралии и еще ряду стран. Сейчас начинается разработка месторождений так называемых тяжелых нефтяных песков и подобных. Она связана с внедрением и разработкой принципиально новых технологий добычи, использованием и производством весьма дорогостоящего оборудования. Все это требует огромных инвестиций, и рентабельность добычи такой нефти основана на ее высокой цене. Маловероятно, что, в частности, США согласятся на отказ от добычи собственной нефти и снова стать ее импортером ради наказания России за ее политику в отношении Украины.

• В принципе, на мировых нефтяных рынках появляется достаточно много потенциальных поставщиков. В частности, Ирак наращивает добычу, когда-нибудь снимут ограничения и с Ирана. Ливия также может наращивать добычу, к тому же стремится Нигерия, Бразилия и другие страны. Однако из этого совсем не следует, что они согласятся обваливать рынок.

Есть и еще один важный фактор. Он носит чисто финансовый характер. В цене на нефть значительную долю имеет спекулятивная составляющая. Этот финансовый пузырь является источником дохода для очень многих в мире. Любое снижение цены на горючее может привести к его разрыву. Повторится в еще больших масштабах кризис 2008—2009 гг., а в этом никто не заинтересован. Похоже, что возможности снижения цены на нефть весьма ограничены и не могут быть эффективным противодействием агрессивным устремлениям России.

Тем не менее, из сказанного не следует, что Белокаменная столь неуязвима, как хочет казаться.

Удар гораздо эффективнее нанести не столько снижением цен на нефть и газ, сколько увеличением конкуренции на рынке. Больше поставщиков, больше выбор. Отсюда вполне естественным будет уменьшение объемов энергоресурсов, закупаемых у России. Москва вынуждена была пойти на довольно низкую цену на газ, поставляемый в Китай. Пришлось пойти на это из политических соображений, но доход от этого не увеличивается. Если Европа увеличит поставки сжиженного и трубопроводного газа из Ближнего Востока, США, Канады, Израиля и Кипра, а также из Азербайджана, в будущем из Ирана и Ирака, то неизбежно уменьшится доля «Газпрома» в ее энергобалансе. Она и так за последнее время упала почти в два раза, от 67% до 34%. Это все равно много, но как сказал представитель одного северного народа России, тенденция, однако.

Не добавит оптимизма российскому газовому монополисту и разработка новых богатых месторождений у берегов Норвегии и Великобритании. По понятным причинам это долгая история, но к 2020 году в этом отношении перспективы у «Газпрома», а с ним и у российского бюджета, не слишком оптимистичные.

Еще более эффективное оружие против Москвы состоит в финансовых ограничениях. Полного отключения от мировой системы, подобно Ирану, добиться не удастся, да и не нужно. Вполне достаточно резко ограничить возможности крупных заимствований для российских компаний. Здесь не следует полагаться на хвастливые заявления московских пропагандистов, ссылающихся на значительные золотовалютные резервы Центрального банка. Во-первых, их нельзя использовать в полной мере по объективным причинам. Во-вторых, если их невозможно реализовать на западных рынках, то и пользы от них никакой.

• Россия не может в данных условиях перейти к полной торговой изоляции. Этого не мог себе позволить даже СССР, гораздо в меньшей мере зависевший от внешнего мира. В силу своих размеров и больших внутренних резервов Россия может протянуть несколько дольше, чем, например, Иран, но результат будут таким же. Даже худшим.

Вероятные санкции Запада против России в любом случае скажутся не сразу. Их эффект наступит несколько лет спустя. Поэтому нам следует понимать, что в ближайшей перспективе они не скажутся на агрессивном характере российской политики в отношении Украины.

Противостоять дестабилизации, инспирируемой соседом, мы должны в первую очередь сами. Если мир увидит нашу решимость, то нам помогут выстоять. Финансами, инвестициями, вооружением и т. д. А там начнут действовать и упомянутые санкции. Тогда агрессивный раж Путина и Ко ослабеет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать