Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Почему тихо на стапелях

Обновленная власть безразлична к судостроению
28 октября, 20:41
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКO

С емь месяцев назад, 23 марта, то есть еще до принятия Верховной Радой ужасных изменений в Государственный бюджет- 2005, газета «День» выступила с резкой критикой попыток правительства Юлии Тимошенко упразднить законодательные средства, которые применялись для поддержки отечественного судостроения. К большому сожалению, наши народные избранники приняли эти изменения и тем самым проголосовали за уничтожение этой стратегически важной отрасли. Выступление газеты «День» было проигнорировано.

18 мая Ассоциация судостроительных предприятий Украины «Укрсудпром» на своем собрании в городе Николаеве приняла соответствующее обращение к Президенту Украины Виктору Ющенко, председателю Верховной Рады Владимиру Литвину и премьер-министру Юлии Тимошенко, в котором, в частности, указывалось: «…Мы еще раз просим Вас остановить разрушение судостроения путем восстановления действия Законов Украины «О мерах относительно государственной поддержки судостроительной промышленности в Украине» и «О специальной экономической зоне «Николаев». Этот документ поддержали также народные депутаты Василий Гуреев, Виталий Майко, Александр Кузьмук, Николай Шведенко, Николай Онищук.

14 июня Президент принял по этому документу абсолютно правильное и конструктивное решение. Вот текст резолюции: «Тимошенко Ю. В. Прошу при участии авторов обращения тщательно рассмотреть приведенные аргументы и предложения, проанализировать ситуацию в судостроении в целом и определиться относительно позиции правительства. О результатах проинформируйте. Срок — 30 дней».

Следовательно, уже 14 июля, после завершения отведенного Президентом срока, корабельщики должны были получить решение, разработанное при их участии. Сейчас прошло уже больше трех месяцев, а его до сих пор нет. И даже создается впечатление, что правительство не думало и не думает выполнять резолюцию Президента. Во всяком случае, данное обращение с его авторами не обсуждалось. Исполнительная власть вела себя так, якобы его и не было. Как тут не вспомнить изречение, которому меня научил один мудрый человек еще во времена советской власти: «Игнорируя обращение добросовестных граждан, вы превращаете их в озлобленных рабов».

Но если бы правительство просто игнорировало кораблестроителей. 27 июля оно принимает постановление №648, которое устанавливает «Порядок целевого использования средств, полученных предприятием судостроительной промышленности в виде авансовых платежей и предыдущей оплаты от заказчиков морских и речных судов». У корабельщиков этот документ вызвал очень резкую реакцию: или автор не в своем уме, или он откровенный враг Украины. Ведь этот порядок поставил большой знак вопроса над самой возможностью строительства судов в Украине. В частности, в нем речь шла о том, что средства, которые поступают предприятию судостроительной промышленности в соответствии с контрактом на изготовление (постройку) морского или речного судна, зачисляются на отдельный текущий счет, открытый в банке для выполнения этого контракта. Средства с указанного счета используются исключительно в соответствии с контрактом и утвержденной (подписанной) сторонами контракта сметной документацией. Однако заключение контрактов на строительство судов происходит без (!) «утвержденной (подписанной) сторонами контракта сметной документации». И это знают все, кроме Минфина, потому что так работает весь мир. Что же тогда предприятие должно подавать в налоговую администрацию? Следовательно, только из-за этого постановление просто невозможно выполнить. А попытка сделать это может повлечь к остановке строительства судов. А вот еще одна цитата. «Предприятие в течение трех рабочих дней после открытия счета подает в органы государственной налоговой службы по месту своей регистрации сообщение об этом и заверенные им копии контракта и сметной документации, являющиеся основанием для осуществления контроля за целевым использованием средств». Однако сметная документация, как известно, является внутренним документом предприятия. Поэтому требование подавать ее в налоговую администрацию — это грубое вмешательство в хозяйственную деятельность предприятия в худших традициях планового социализма. К тому же сегодня чуть ли не стопроцентная загрузка наших судостроительных предприятий обеспечивает экспортные заказы. Иностранные заказчики категорически запрещают передавать кому-либо информацию о контрактах. Следовательно, и по этой причине данное постановление не может быть выполнено без остановки производства на судостроительном предприятии. Таким образом, замечание к пунктам 2 и 3 упомянутого «Порядка...» указывает на то, что данный документ и, соответственно, Постановление не могут быть выполнены, потому что вступают в коренное противоречие с признанной всем миром практикой строительства судов.

Но если бы только этим ограничивался перечень издевательств правительства над кораблестроителями. И Президент Украины, и новоназначенный премьер Юрий Ехануров, и глава СНБОУ Анатолий Кинах неоднократно признавали ошибочность огульной отмены свободных экономических зон. Соответствующие указания для исправления состояния дел получили министры. Поддержали позицию высшего политического руководства государства и иностранные инвесторы. Но Минфин при молчаливой поддержке Минэкономики демонстрируют свою особую, откровенно враждебную позицию не только к судостроению, но и к другим СЭЗ. Недавно с ней выступил чиновник Минфина Денис Фудашкин. По его словам, «Министерство финансов Украины считает нецелесообразным возобновлять налоговые льготы для свободных экономических зон». Понятное дело, для «финансиста» тревоги и печали кораблестроителей Украины ничего не стоят. Но ведь… есть позиция Президента. Или наш Минфин уже вышел из его подчинения?

И в завершение напомню, что корабельщики работают на мировых рынках. Цены на суда определяются не нами, а несколькими странами: Южной Кореей, Японией и Китаем. В частности, Корея постоянно прибегает к демпингу цен на рынках, опираясь на мощную государственную финансовую поддержку. Нам удалось выйти на себестоимость строительства, которая вписывается в мировые, искусственно заниженные цены. Однако мы находимся в трансформационной экономике. И потому у нас очень дорогие, краткосрочные и незначительные по объемам средств кредиты. Наши налоги существенно более жестки: на добавленную стоимость, на заработную плату, на землю и на прибыль, импортную пошлину. Эти особенности (почти недоступные кредиты и высокие налоги), радикально затрудняя ведение хозяйства, повышают фактическую стоимость строительства на 10—20% выше себестоимость (хотя без этого она отвечает мировому уровню). И потому стоимость строительства судов в Украине на 5—15% превышает общепринятые цены (себестоимость плюс 5% рентабельности). При таких условиях судостроение становится убыточной отраслью и начинает разваливаться.

Введением режима льготного налогообложения, который позволял формировать фактическую стоимость строительства не выше мировой, заниженной цены, мы создавали для этой отечественной отрасли равные условия для конкуренции на мировых рынках. Зачем его отменять?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать