Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Почти идеальный налог

О перспективах инициативы Министерства доходов и сборов заменить НДС платежом с оборота
05 ноября, 12:36

Экономическая ситуация заставляет украинское правительство имитировать продолжение налоговых реформ. Реально ли это намерение? Сомнения вызывает волнообразный характер тренда налоговых новаций, отражающий, по-видимому, ход перманентной борьбы, идущей внутри правительства. Сначала, еще летом прошлого года, нам предложили настоящую налоговую революцию, которой так долго ждал и даже добивался бизнес. Вместо откровенно коррупционного НДСа, на обсуждение был вынесен налог с оборота, которому отводилась роль компенсатора.

Затем Кабмин устами инициатора этой новации министра налогов и сборов Александра Клименко от нее отказывается. «Это не тот путь, по которому мы должны сегодня идти. Как идею мы обсуждаем его, но поддержки она имеет мало. Разные отрасли — разные оценки. Нет сегодня разработанной позиции», — сказал министр. Но не все так просто. Достоянием общественности на днях стала принятая Кабмином еще в начале августа «Стратегия развития системы управления государственными финансами».

На первом месте среди ее составляющих — государственная налоговая политика. И Министерство доходов тут же возвращается к отброшенной в сентябре идее о введении налога с оборота. Об этом можно судить по выступлению заместителя министра Андрея Игнатова на конференции, посвященной изменениям в налоговой системе страны в контексте Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом.

«Министерство сегодня четко осознает, что предложенные меры не могут претендовать на единственно правильный путь проведения реформы, — отметил Игнатов, — И если украинский бизнес не захочет принять их, мы готовы пойти на компромисс... Я еще раз подчеркну, что министерство готово отказаться от этой инициативы. Но, в то же время, мы понимаем, что предприняли достаточно серьезную попытку видоизменить существующую модель налоговой системы в направлении тех функций, которые она должна бы выполнять. Мы пытаемся реанимировать стимулирующую функцию налогов, снизить налоговое давление на предприятия, уменьшить объем теневого сектора, соответственно расширив базу налогообложения, уменьшить коррупционную составляющую при администрировании налоговых и таможенных платежей».

При этом замминистра убедительно показал, чем существующая налоговая система — величина налоговой нагрузки, способы администрирования, отношения в судебных инстанциях, возмещения и возвраты переплат — не устраивает бизнес. Налоговые инициативы Миндоходов, уверен Игнатов, нельзя называть радикальными. По его мнению, они носят комплексный характер и затрагивают несколько видов налогов и сборов, в том числе единый социальный взнос (ЕСВ). Речь в них идет не об администрировании, а о ставках налогов, «и каждая инициатива увязана с другими».

Напомним, Миндоходов предлагало снизить ставку НДС с 1 января 2014 года с 20% до 9% и одновременно отменить льготы по этому налогу, а также ввести в качестве компенсации налог с оборота со ставками 1% и 2%. Кроме того, по словам того же Игнатова, единый социальный взнос предлагается уменьшить с 37—49% до 15%, а налог на доходы физических лиц — с 15—17% до 10% (с параллельным внедрением прогрессивной шкалы). Похоже, всем этим планам  не суждено осуществиться. Скорее всего, из-за больших бюджетных дыр и рисков в Украине не состоится и намеченное Налоговым кодексом снижение налоговых ставок с 1 января 2014 года...

«Мы не хотим создавать видимость дела, — убеждал Игнатов на новом этапе, — мы хотим предложить и ввести изменения в налоговую систему, которые бы максимально приблизили ее статус к идеальному, и получить соответствующую международную оценку». «Ряд инициатив, — отмечал заместитель министра, — имеют временную природу». Это, по его словам, «позволяет Украине беспрепятственно интегрироваться с европейским экономическим пространством, и, в случае подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, Украина, имеющая пятилетний адаптационный период, сможет по максимуму использовать его для оздоровления экономики и для приближения наших стандартов к стандартам ЕС».

Директор Международного центра перспективных исследований Владимир Панченко отметил, что налог с оборота не должен никого пугать, поскольку его ставки в Украине составят не 5—10%, а лишь 1—2%. Панченко рассказывает о результатах анализа, проведенного экспертами МЦПИ. Там, кстати, рассказывается о позиции правительства и его главы в отношении введения в Украине налога с оборота. «Очень трудно судить, сыграет ли он (налог с оборота) позитивную роль для нашей экономики, — цитируют исследователи премьер-министра Азарова, — поскольку имеет накопительно-аккумулирующие свойства, то есть каждая операция ведет к росту стоимости. Поэтому нужно очень хорошо посчитать, все проанализировать, а потом думать». Против налоговых новаций «молча» выступают также Минфин и Минэкономразвития и торговли. Они опасаются больших потерь бюджета из-за снижения ставки НДС и не верят в компенсирующие возможности налога с оборота.

Между тем украинский бизнес постепенно оправляется от первоначального шока, вызванного инициативами Миндоходов. Как отмечается в исследовании МЦПИ, конструктивную позицию в этом вопросе заняла Федерация работодателей Украины. Однако и у нее пока вызывает обеспокоенность возможность принятия изменений не пакетом законов, а отдельными актами. В этом случае, опасаются в ФРУ, может быть введен налог с оборота (еще его называют специальным НДС), тогда как от снижения единого социального взноса и существующей ставки НДС откажутся. У Американской торговой палаты в Украине и Европейской бизнес-ассоциации есть сомнения в связи с тем, что из-за возможного кумулятивного эффекта налога с оборота в стране могут стартовать цены.

Впрочем, эксперты МЦПИ пришли, в частности, к выводу, что возможный в многозвенном производственном процессе рост цены будет способствовать незначительной инфляции (5—8%). Но при других стабильных показателях и сдерживании импорта это будет способствовать развитию экономики. Эксперты рассматривают два варианта. Если цены после предлагаемого снижения НДС не будут падать, то для компенсации возможного кумулятивного эффекта спецставки по НДС в 2% на предприятиях будет необходимо иметь 28% добавленной стоимости. Если цены уменьшатся, то достаточной величиной добавленной стоимости будет 19,8%.

После завершения дискуссии «День» поинтересовался мнением одного из ее участников, главного бухгалтера ПАО «СКФ Украина» (Луцкий подшипниковый завод) Николая Смаля. «Все это очень интересно, перспективно, — сказал он. — И инициативы, и дискуссия. Но главная проблема в том, и это все понимают, что к 1 января 2014 года, как намечалось ранее, сделать уже ничего не удастся. А дальше внимание переключится на выборы Президента, и налогами уже никто заниматься не будет».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать