Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В обход...

Сможет ли Украина удержать российские транзитные грузы?
01 октября, 10:30
ФОТО РЕЙТЕР

Россия продолжает перенаправлять грузы, которые ранее шли через Украину и Прибалтику, в свои порты. Именно они обычно являлись основными транзитными грузами как для нашей страны, так и для Литвы, Латвии и Эстонии. Второй важный транзитер — Беларусь, но ее грузы в основном — это калийные удобрения, которых в несколько раз меньше, чем российских.

Согласно свежим данным Администрации морских портов Украины, за восемь месяцев этого года через украинские порты прошло 11,958 миллиона тонн транзитных грузов. За последние несколько лет транзит снизился в несколько раз. Так, если в 2007 году он составлял более 69 миллионов тонн, то в 2012-м — уже 35 миллионов тонн, а в прошлом году упал до 20 миллионов тонн. Номенклатура грузов — железная руда, уголь, металл, нефтепродукты, минеральные удобрения. Одна часть грузов ушла в порты России на территории Прибалтики, а другая — в порты Азово-Черноморского бассейна.

Для того чтобы была возможность переработать больший объем грузов, России приходится наращивать мощности и вкладывать средства в инфраструктуру. Так, недавно состоялось совещание по транспортной инфраструктуре юга России. Правительству совместно с грузоотправителями и операторами портов поручено утвердить дорожную карту развития до 2020 года морских портов в Азово-Черноморском бассейне, а также развития ближних и дальних железнодорожных и автомобильных подходов к ним. В частности, президент РФ Владимир Путин ждет предложений по увеличению пропускной способности подъездной инфраструктуры в Новороссийском порту. Там уже реконструировали контейнерный терминал и комплекс по перевалке лесных грузов, ввели в эксплуатацию два зерновых терминала и комплекс по перевалке мазута, ведутся работы по вводу в эксплуатацию глубоководного нефтеналивного причала.

Россия также продолжает строить железную дорогу Журавка — Миллерово в обход территории Украины. Новая ветка станет альтернативой существующей железной дороге, которая проходит через Харьков, Чугуев, Изюм, Стаханов, Луганск. Она должна пройти по территории Воронежской области в Ростовскую область, где находится порт Ростов-на-Дону. На днях заместитель министра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков заявил, что работы на первом участке с 11-го по 31-й километр близятся к завершению, и железнодорожные войска России начали строительство второго участка с 31-го по 52 км. Они возводят земляное полотно, в то же время, по словам вице-президента ОАО «РЖД» Олег Тони, от Журавки до Миллерово дочерняя компания «Росжелдорстрой» планирует построить семь железнодорожных станций и пять подстанций, а также осуществить полную электрификацию ветки. Сейчас есть прямая ветка Волгоград — Ростов, Саратов — Краснодар, но новая ветка может способствовать увеличению пропускной способности в этом направлении.

Российские СМИ злорадствуют: мол, теперь соседи, посмевшие применять санкции к России, будут наказаны, недополучая деньги за транзитные грузы. Так, благодаря прокачке нефтепродуктов из РФ бюджет Латвии получает 250 — 300 миллионов долларов, что составляет треть доходов государства. Но при этом сам российский бизнес несет убытки от переориентации грузопотоков. Так, за восемь месяцев этого года объемы перевалки угля в латвийском порту Вентспилс сократились на 46% до полутора миллиона тонн. Между тем, угольный терминал порта Baltic Coal Terminal связан с ОАО «Шахта Заречная», поставляющим уголь из России. Шахтой владеет дочерняя российская корпорация «Уралвагонзавод», попавшая под западные санкции, при том, что в постройку крытого угольного терминала были вложены значительные средства. Но правительство России это, похоже, не смущает и все настойчивее утверждает, что необходимо грузы уводить в свои порты. Подчеркивается, в частности, что транспортировать грузы по территории Украины небезопасно.

Для того чтобы удержать часть российских грузов, Украина идет «проверенным путем»: предоставляет скидки на транзит. Так, Министерство инфраструктуры вводит 50% скидку на портовые сборы для транзитных грузов. Подобного рода меры вводились и ранее, когда скидки на обработку получали отдельные порты, причем зависели они как от конкретного порта, так и от номенклатуры груза. Так, пять лет назад в Ильичевском порту действовали скидки в 30% на перевалку зерна навалом, чугуна в чушках и черных металлов, а в порту «Южный» — 30% на чугун, 25% на железную руду, 30% на черные металлы и 25% на уголь. Также предоставлялись скидки на перевозку по железной дороге. В нынешних условиях это важно, и российские грузоотправители, несмотря на позицию правительства страны, все-таки не отказываются от отправки грузов через украинские порты — в конце концов, они смотрят на выгоды, которые могут получить в том или ином регионе. Но, как показывает опыт, только одними скидками грузы все-таки не привлечешь.

Украинские чиновники делают ставку также на дерегуляцию в портах, которая стартовала в начале сентября — мол, более быстрое прохождение грузов станет весомым аргументом для грузоотправителей. На борт подымается только пограничная служба для оформления членов экипажа. Конечно, наиболее актуальна проблема прохождения контроля в порту для контейнерных грузов, которые традиционно пользовались особым вниманием проверяющих, но и другие грузовладельцы и судовладельцы заинтересованы в том, чтобы суда не простаивали, «прожигая» при этом средства. Так, в сентябре министр инфраструктуры и другие чиновники присутствовали на прохождении контроля в порту «Южный» рудовоза MSC Carina. Как отмечали на судне, вся процедура прошла в течение 40 минут, тогда как раньше это занимало не менее трех часов. Оформляют суда и быстрее — в среднем за 25 минут. В порту «Октябрьск» отчитались, что оформление первого судна в режиме «свободной практики» было рекордным по времени и заняло вообще всего три минуты. Транзитные грузы также успели уже пройти по новым правилам. В частности, в Ильичевском морском порту в минимальные сроки было оформлено судно Salacak, которое прибыло из Стамбула для погрузки 10 тыс. тонн транзитного чугуна.

Как сообщает АМПУ, по состоянию на 30 сентября по новым правилам было оформлено 944 судна. Из них в морские порты Украины зашло 468 судов, а 476 судов было оформлено на выход. Таможенный контроль непосредственно на судне был осуществлен в 94 случаях (10% судов). И санитарно-эпидемиологический контроль судна осуществлялся в 162 случаях (17% судов), в основном на судах, пришедших в морские порты Украины из эпидемиологически опасных стран.

Впрочем, украинские чиновники пока все еще пытаются действовать «по старым схемам». И недавно в Одесском и Николаевском портах представители Государственной экологической инспекции попробовали оштрафовать суда за превышение вредных веществ в водах изолированного балласта, хотя Мининфраструктуры и Кабмин согласно мировой практике запретили инспекторам осуществлять такие действия. Однако дело дошло вплоть до высшего руководства страны, и премьер-министр Украины Арсений Яценюк поручил исполняющему обязанности министра экологии вынести выговор руководителю Госэкологической инспекции и уволить руководство инспекций в Одессе и Николаеве.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать