Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Он был влюблен в Украину

Валентин Фельдман: зодчий, художник, педагог
24 июля, 16:38
ТОТ САМЫЙ ПАМЯТНИК ЗАТОПЛЕННЫМ КОРАБЛЯМ В СЕВАСТОПОЛЕ / ФОТО С САЙТА ALLCRIMEA.NET

Некоторые города имеют собственные символы. Чаще всего это архитектурные сооружения — здания или памятники.

Первой в ряду таких знаковых объектов вспоминается, наверное, Эйфелева башня, изображения которой сопровождают гостей Парижа буквально повсюду.

Для Нью-Йорка таким символом является статуя Свободы, для Рио-де-Жанейро — статуя Христа, для Санкт-Петербурга — памятник Петру Первому на вздыбленном коне.

В Киеве даже два таких символа — памятники Владимиру-Крестителю и Богдану Хмельницкому.

• А вот если мы видим силуэт скалы в море с изысканной колонной и орлом на ее верхушке, не надо объяснять, что речь идет о Севастополе. Эта колонна стала настолько привычной, что кажется, она сама выросла из морских волн в нескольких метрах от набережной Приморского бульвара.

Однако у монумента затопленным кораблям, которые были принесены в жертву, чтобы защитить Севастополь от атак вражеской эскадры во время Крымской войны 1853-1856 гг., были авторы.

Один из них — архитектор и известный художник-акварелист Валентин Августович Фельдман. Его жизнь и творчество были неразрывно связаны с Украиной (как, собственно, и судьба самого Севастополя, хоть бы как это отрицали сторонники «Русского мира»).

• В этом году исполнилось сто пятьдесят лет со дня рождения этого зодчего и художника. Однако юбилейная дата (он родился 16 марта (4 марта по ст. ст.) припала на дни, когда события в его любимом Крыму и, в частности, в Севастополе совсем не побуждали к углублениям в культурную историю полуострова, поэтому об авторе бессмертного символа Севастополя, к сожалению, просто забыли.

Следовательно, Валентин Фельдман увидел мир в 1864 году близ Санкт-Петербурга в семье уездного агронома. Окончил архитектурное отделение Академии искусств. Акварельной живописи, техникой которой должен в совершенстве владеть архитектор, учился у Нила Гоголинского и Людвига (Луиджи) Премацци. Учился успешно: за проекты и рисунки получил поощрительную, две серебряные и одну золотую медали. Окончил академию в 1888 году со званием классного художника І степени.

По окончании обучения какое-то время работал помощником известного архитектора, профессора Александра Померанцева. Это была именно та работа, где вчерашний студент мог приобрести бесценные знания и опыт: Померанцев тогда одержал победу в открытом конкурсе Московской городской думы и работал над масштабным проектом Верхних торговых рядов на Красной площади, больше известных поколениям жителей бывшего СССР под названием ГУМ (Главный универсальный магазин). Но в 1890 году был призван на военную службу. Молодых специалистов с высшим образованием тогда ценили, поэтому год воинской повинности ему пришлось отбыть не в строевой части, а в Московском окружном инженерном управлении. Однако не оставлял Валентин Фельдман в те годы и живопись, в год призыва (!) он даже стал членом Общества русских акварелистов.

• С 1891 года Фельдман начал работать самостоятельно. Однако не в Москве, а в Севастополе. Какое-то время трудился в Службе путей сообщения Лозово-Севастопольской железной дороги, вскоре занялся и архитектурной практикой. Уже первая работа принесла ему признание горожан: это был утвержденный в 1895 году проект Покровского собора на Большой Морской улице. Из-за финансовых сложностей огромный шестипрестольный шатровый храм строился вплоть до 1905 года, однако после завершения стал украшением и главным православным храмом Севастополя.

В 1893 году по проекту Валентина Фельдмана в Свято-Георгиевском Балаклавском монастыре, там, где находился когда-то старинный пещерный храм, была построена церковь Рождества Христова. Он сделал и проект одноярусного резного иконостаса этого храма. А в 1894 году в Топловском монастыре началось сооружение спроектированного Фельдманом Свято-Троицкого собора (правда, его так и не достроили окончательно, а в 1929 году он был вообще разрушен).

В 1894 году Валентин Фельдман смог впервые выехать за границу — в Турцию и Египет. Ехал не как турист, а как художник, следовательно во время этого путешествия много рисовал. Библейские пейзажи и горячий южный воздух заставляли писать свободнее. Наверное, именно тогда его живопись приобретает импрессионистические черты, а цвет становится важным инструментом воплощения авторского виденья сюжета, причем независимо от того, что именно становится предметом изображения — архитектурный объект, уголок живой природы или букет цветов. Это стало одним из главных признаков стиля Фельдмана-акварелиста, и эти его особенности постоянно развивались.

• В 1900 году он разработал проект и принял участие в строительстве дворца главного командира Черноморского флота и портов (после революции в нем находился филиал Дома Красной армии и Флота, во время Великой Отечественной войны он был разрушен).

Кроме того, Фельдман был автором нескольких частных домов и усадеб в Крыму. Самой известной из таких усадеб, безусловно, стала «Максимова дача» в Севастополе — целый комплекс сооружений с парком, прудами, гротами, фонтанами, часовней и даже небольшим винодельным заводом. Этот архитектурный ансамбль Валентин Августович создал по заказу богатого купца и известного мецената, а впоследствии — и городского председателя Севастополя Алексея Максимова.

• И все же вершиной архитектурного творчества Фельдмана в Севастополе стал именно памятник затопленным кораблям. Конечно, над его проектом Валентин Фельдман работал не сам: технические вопросы решал военный инженер Оскар-Фридрих Энберг, орла с лавровым венком в клюве на колонне памятника сделал скульптор Амандус Адамсон. Однако из архивных материалов известно, что окончательное решение относительно композиции памятника принадлежит именно Фельдману.

Немного позже Валентин Фельдман совместно с инженером Оскаром-Фридрихом Энбергом спроектировал и построил еще и здание Панорамы «Оборона Севастополя», созданной в память героев Крымской войны 1854—1855 гг.

Несмотря на большую загруженность работой над новыми архитектурными объектами, Валентин Августович занимался и общественной деятельностью: именно он способствовал возобновлению деятельности начальной школы рисования Акима Карнеева (Корнеева) — первого художественного учебного заведения в Севастополе. А еще — был замечательным фотографом: ему принадлежит авторство многих фотографий, по которым мы можем составить представление о том, как строилась и выглядела усадьба Максимова в начале ХХ века. Ну и, конечно же, много времени посвящал живописи: напоенные крымским солнцем работы окончательно сформировали его как одного из выдающихся отечественных мастеров акварели конца ХІХ — начала ХХ века.

• В 1905 году Валентин Фельдман покинул Крым и переехал в Харьков, где получил должность преподавателя архитектурного чертежа в Харьковском технологическом институте. Тогда же вместе с архитекторами Яковом Гевирцем и Михаилом Пискуновым принял участие в строительстве крупнейшей в Украине и второй по размерам в Европе Харьковской хоральной синагоги — чрезвычайно интересной, кстати, по своему архитектурному решению, где творчески соединены мотивы мавританского и одновременно романского стилей.

В те годы в его живописное творчество вошел пейзаж Слобожанщины и Центральной Украины. В многочисленных этюдах, зарисовках и станковых акварелях воплощались его поиски технического совершенства и совершенствовался творческий метод.

В 1910 году он снова сменил место жительства и окончательно осел в Киеве. Однако посвятить себя живописи, как он планировал сначала, не удалось, в 1912 году он начинает преподавать рисунок на курсах Общества распространения технических знаний и в Киевском политехническом институте.

• Заметим, что рисунок и акварель тогда были обязательными предметами программы подготовки не только гражданских инженеров (то есть будущих инженеров-строителей и архитекторов, которые учились на инженерном отделе (факультете) КПИ), но и инженеров-механиков. Ведь специалистов промышленного дизайна в те времена еще не существовало, поэтому вопросами внешних и эргономичных характеристик своих конструкций разработчики новой техники занимались самостоятельно. Количество часов на практические занятия по этим предметам предусматривалось довольно значительное — от двух до четырех часов в неделю на первом и втором годах обучения, а для будущих архитекторов — и в дальнейшем.

• Работа в КПИ не ограничивалась только преподаванием. Свидетельство этому — интересный документ, датированный 1916 годом (он хранится в Центральном государственном архиве-музее литературы и искусств Украины) и адресованный «Его высокородию господину преподавателю Института В.И. Фельдману». В нем директор КПИ (так в те времена называлась должность ректора) Иван Жуков от имени правления выражает Валентину Фельдману благодарность за «выполнение разного рода поручений Правления Института во время пребывания ...в Ростове-на-Дону».

Здесь нужны некоторые объяснения. Дело в том, что в 1915 году обстоятельства на фронтах Первой мировой войны складывались для Российской империи настолько плохо, что возникла угроза оккупации Киева кайзеровскими войсками. Было принято решение об эвакуации института в Ростов-на-Дону. Решением многочисленных организационных и юридических вопросов такого переезда занимались в этом городе несколько сотрудников и преподавателей, среди них и Валентин Фельдман. Однако вскоре ситуация улучшилась и решение об эвакуации было отменено. Конечно, все соглашения и договоренности надо было отменять. Чем именно занимался в одной из очередных поездок Валентин Фельдман, можно понять из следующего абзаца документа: ему выражается благодарность за выполнение поручения относительно «ликвидации договора Правления об аренде квартир в доме И.Я. Моргулиса...».

• В этом документе, кстати, есть намек на одно обстоятельство, с которым может столкнуться каждый, кто интересуется творчеством Валентина Фельдмана. Внимательные читатели, возможно, обратили внимание на то, что в инициалах адресата письма стоят буквы не В.А., как должно бы быть, а В.И. Расшифровываются они как Валентин Иванович. Этот вариант имени и отчества Фельдмана иногда встречается и в посвященных ему современных материалах (правда, таких сейчас очень мало). Иногда используется даже соединение Валентин Августович-Иванович. Однако в оригинальных архивных документах имя Валентин Иванович употребляется чрезвычайно редко. В чем же здесь дело? На ответ наталкивают даты: такое написание приходится на период с 1914 до примерно 1919 года, то есть на период войны с Германией, когда к иностранцам или людям с немецкими именами и фамилиями (а таких в Российской империи было немало) общество стало относиться если не с откровенной враждебностью, то с подозрением или просто недоброжелательно. Многие из них изменили свои фамилии или имена из осторожности или по патриотическим мотивам. Похоже, что на такой шаг пошел и Фельдман. Но в документах послевоенного времени и в воспоминаниях о художнике мы снова встречаем только имя и отчество Валентин Августович.

• В КПИ Фельдман некоторое время читал еще и курс архитектурного проектирования. В начале 20-х годов он стал руководителем созданного на инженерном (то есть строительном) факультете класса рисования и акварели. Несмотря на тяжелые годы, обучение там, судя по оборудованию класса, было поставлено серьезно. Как писал сам Валентин Фельдман, «...Коммунотдел подарил мраморную фигуру Венеры; Медицинский институт сделал подарок — большую анатомическую фигуру, часть бронзовых фигур приобретена на собственные средства педагогического персонала и студенчества, остальные сложные гипсы для профессионального рисования взяты из общего класса рисования. Программа акварели состоит из упражнений по теории колорита, натуре и обработки красками очередных архитектурных проектов». Это описание, кстати, дает еще и представление о том, в каким образом комплектовалась институтская учебная база в первые послереволюционные годы.

После революции зарабатывать на проживание стало неизмеримо труднее. Поэтому педагогическая нагрузка Валентинина Августовича выросла. Параллельно с работой в КПИ он начал преподавать курс технического рисования в Киевский строительной профшколе, которая впоследствии была реорганизована в строительный техникум. Свой опыт он немного позже обобщил в книге «Курс рисования для технических школ».

С 1922 года Валентин Фельдман начал читать теорию тени и перспективы и другие курсы еще и в Архитектурном институте, а после его объединения в 1924 с Институтом пластичных искусств и создания на их базе Киевского художественного института — и там. Заметим, что его коллегами по преподаванию были в те годы такие выдающиеся художники и зодчие, как Владимир Татлин, Фотий Красицкий, Александр Вербицкий, Василий Кричевский, Павел Алешин, Валериан Рыков и другие. При этом работу в Киевском политехническом институте он не оставил и трудился там до последних своих дней, причем с середины 20-х годов у него часы еще и на рабфаке.

• А еще в начале 20-х годов он выполнил огромную работу по зарисовке опорных пунктов топографической съемки территории Киева. Валентин Августович сделал свыше 200 рисунков, на которых увековечил много зданий и архитектурных комплексов старого Киева, большинство из которых впоследствии погибли. Более того, в рамках этой работы он написал несколько панорам города, которые позволяют четко представить себе, какой была столица Украины до реконструкции, разрушения во время Великой Отечественной войны и нового восстановления.

Достаточно частые изменения в жизни и сложные годы исторических катаклизмов не могли заставить Валентина Фельдмана забыть о любимой живописи. Всю жизнь он писал изысканные акварели и много выставлялся. К тому же был активным участником художественных объединений (Общество русских акварелистов, Общество художников им. А.И. Куинджи, Общество художников-киевлян, в 1916 году стал одним из основателей Киевского общества художников). Как член Императорского общества русских акварелистов он принимал участие в выставках в Москве, Петербурге, Риге, Гельсингфорсе, Лондоне. Самым любимым жанром был пейзаж. Восхищение вызывают изображенные им уголки Центральной Украины, Киева, Бердичева. На протяжении всей жизни очень любил он работать и в Крыму.

• «Связь с Севастополем не прерывалась у него до последних лет, — писал один из основателей Севастопольской ассоциации художников Юрий Шпажинский, — еще за два года до смерти и за год до смерти художник с новым восторгом, живым вдохновением возвращался в Севастополь и Балаклаву, где он любил рисовать в эти последние годы...».

Вдохновляло акварелиста Фельдмана не только Южное побережье. Ему нравились Гурзуф и небольшие татарские поселки, но особенно по душе был Бахчисарай с его немного пряной восточной экзотикой, вездесущим солнцем и следами былой роскоши. Пейзажи последней столицы Крымского ханства не раз экспонировались на многих выставках и до революции даже хранились в коллекциях российского императора Николая ІІ, его жены императрицы Александры Федоровны и императрицы — матери Марии Федоровны.

И все же полностью раскрылась его художественная одаренность именно в Киеве. Работы киевского периода отличаются от его ранних произведений прежде всего живописной свободой. На смену его совершенным по технике, но немного суховатым и академическим по стилю ранним произведениям — по большей части архитектурным пейзажам, оживленным иногда фигурками стаффажа, — пришли замечательные, полные воздуха и живых впечатлений от натуры акварели и рисунки, сделанные в годы зрелости. Чаще среди его работ стали встречаться портреты и натюрморты. Особенно натюрморты с цветами — возможно, они помогали ему немного отойти от ужасной действительности периода разрушения привычного мира и построения новых общественных отношений.

• Последние десятилетия жизни он настойчиво работал над теоретическими вопросами искусства и постоянно экспериментировал — с материалами, цветом, живописными приемами. Теоретические исследования Валентина Фельдмана в области физики цвета, стойкости акварельных красок, физиологии восприятия изображения легли в основу специальных статей и трудов. Из-под его пера вышли популярные в свое время среди художников и архитекторов книги «Свет и чистота красок в живописи: Принципы импрессионизма», «Теория теней и освещения на ортогональных проекциях», «Заметки по вопросам акварельной живописи» и другие. С течением времени они не устарели: в 1967 году в издательстве «Мистецтво» в Киеве вышла его книжка «Искусство акварельной живописи», в которую вошли статьи и заметки, которые могут пригодиться акварелистам и сегодня.

Умер Валентин Августович 26 июля 1928 года. После него осталось больше 800 акварелей и рисунков. Сейчас его произведения хранятся в художественных музеях Киева, Харькова, Санкт-Петербурга, Одессы, Севастополя, Пензы, Краснодара, многие из них рассеяны по частным коллекциям. Иногда они появляются на художественных аукционах. В 1940-м и 1965 гг. в Киеве прошли мемориальные выставки его работ. Небольшая выставка акварелей, рисунков и фотографий состоялась и сравнительно недавно — в 2003 году — в Севастополе. И не является ли нынешний юбилей замечательным поводом вспомнить имя этого блестящего мастера и организовать большую выставку его работ? Тем более что его судьба и творчество — и архитектурное, и живописное — были одной из множества нитей, которые соединяли Крым с материковой Украиной и которые так грубо сторонники «Русского мира» пытаются оборвать сегодня. Ведь хоть и родился В.А. Фельдман на территории России, большая часть его жизни и высшие творческие достижения были связаны именно с Украиной.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать