Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Александр ЗЛОТНИК: «Обучение профессионального музыканта и певца — это не поток, а ручная и кропотливая работа»

18 января Киевский институт музыки им. Р. Глиэра отметит 145-летие
17 января, 12:08
«ГЛИЭРОВЦЫ» ВЫИГРАЛИ ГРАНТ ЯПОНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА, КОТОРЫЙ МОЖНО НАЗВАТЬ ПОДАРКОМ К ЮБИЛЕЮ, И ВСКОРЕ ДОЛЖНЫ ПОЛУЧИТЬ ИНСТРУМЕНТЫ ФИРМЫ YAMAHA ДЛЯ ОРКЕСТРА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

И хотя дата солидная, но пышных торжеств не предвидится. Причина банальная — нет средств! Соберутся в стенах альма-матер выпускники разных лет (многие из которых — звезды мирового класса), педагоги и нынешние студенты, чтобы отметить день рождения одного из самых известных и высокопрофессиональных творческих вузов нашей страны. Пройдет концерт женского студенческого хора и, конечно же, прозвучат произведения Р. Глиэра — выдающего композитора, педагога, дирижера, общественного деятеля, имя которого гордо носит Киевский институт музыки. О сегодняшнем дне вуза рассказал «Дню» его ректор, профессор, известный композитор Александр ЗЛОТНИК, но начал беседу с истоков его создания. Мы говорили о традициях и проблемах института, а также о его ближайших перспективах.

«КАЖДЫЙ ГОД СТУДЕНЧЕСКАЯ СЕМЬЯ «ГЛИЭРОВЦЕВ» ПОПОЛНЯЕТСЯ»

— Начало профессионального музыкального обучения в Украине датируется 1868 годом, когда, согласно постановлению Киевского магистрата, была основана музыкальная школа с целью постоянного пополнения состава оркестра при Киевском магистрате (журнал «Киевская старина», № 7, 1889 год). Эта школа просуществовала до 1853 года, — напомнил Александр Злотник. — Музыкальная жизнь Украины заметно оживилась во второй половине XIX века, когда в 1863 г. в Киеве было основано отделение Русского музыкального общества, а в 1867 г. был открыт оперный театр. Для обеспечения высокого исполнительского уровня концертных выступлений и оперных спектаклей были необходимы хорошо подготовленные специалисты- профессионалы. За это дело взялась дирекция Киевского отделения музыкального общества. Благодаря ее усилиям 18 января 1868 года в Киеве было основано первое в Украине и России специальное музыкальное учебное заведение среднего профиля — музыкальное училище. Училище имело тогда пять классов — игры на фортепиано, скрипке, виолончели, пения и теории музыки. С самого начала в училище работали известные музыканты и педагоги — выпускники Петербургской, Лейпцигской, Парижской, Берлинской, Пражской, Варшавской консерваторий. Со временем педагогический состав училища начал пополняться за счет своих самых одаренных выпускников.

Большой вклад в становление учебного заведения сделали его первые директора — Р. Пфениг, Л. Альбрехт, а также генерал-губернатор Юго-Западного края князь А. Дондуков-Корсаков и почетный член Русского музыкального общества В. Кологривов.

Вследствие их подвижнической деятельности в музыкальном училище с классами общеобразовательных дисциплин 14 сентября 1874 начался учебный год в новом здании Киевского отделения музыкального общества. Избранный в 1877 году директором училища В. Пухальский пробыл на этом посту почти 38 лет! Времена его руководства — это период подъема и расцвета музыкальной жизни Киева и интенсивного развития всей деятельности училища.

О будущем училища, которое в начале ХХ века стало центром музыкальной жизни Киева, заботились А. Рубинштейн, П. Чайковский, А. Глазунов, С. Рахманинов. По их инициативе, а также благодаря неоднократным попыткам В. Пухальского повысить статус учебного заведения, при непосредственном участии председателя Киевского отделения РМО А. Виноградского, в 1913 г. на базе училища была создана консерватория. Поскольку среднее и высшее образование с 1913 по 1928 года осуществлялись в стенах одного учебного заведения, то руководство и состав преподавателей училища (младшее отделение) и консерватории (старшее отделение) были едиными. В 1914 году на должность директора был назначен Р. Глиэр, в то время уже известный композитор, воспитанник училища по классу скрипки А. Шевчика и по классу теории музыки Е. Рыба. Во время руководства Глиэра педагогический коллектив консерватории (училища) пополнился такими выдающимися деятелями музыкального искусства, как Г. Беклемишев, С. Тарновский, В. Блуменфельд, Г. Нейгауз, С. Вильковський, Я. Степовой. Р. Глиэр является основателем украинской композиторской профессиональной школы, среди его учеников — Л. Ревуцкий и Б. Лятошинский, творчество которых вошло в сокровищницу музыкального искусства. В 1956 г. Верховная Рада Украины присвоила Киевскому музыкальному училищу имя Глиэра.

В 1920 году, после отъезда Р. Глиэра в Москву, должность директора консерватории получил Ф. Блуменфельд, а с 1923 по 1924 года консерваторию возглавлял К. Михайлов.

Период 1924 — 1928 годов — сложное для учебных музыкальных заведений время постоянных реорганизаций. И только в 1934 году в Киеве окончательно сложилась система музыкального образования, существующая в Украине и сегодня: консерватория, училище, десятилетка. С этого момента Киевское музыкальное училище вновь становится самостоятельным специальным средним учебным заведением.

С училищем связаны имена выдающихся музыкантов — основателей музыкального искусства Украины. Среди них: Владимир Пухальский, Николай Лысенко, Камил Эверарди, Отокар Шевчик, Александр Химиченко, Евгений Рыб, Мария Алексеева-Юневич, Сергей Тарновский, Михаил Эрденко, Александр Кошиц, Григорий Беклемишев, Илья Сац, Григорий Веревка, Марк Гелис, Лидия Шур, Владимир Симоненко.

Училище по праву гордится своими славными выпускниками, чей вклад в сокровищницу мирового музыкального искусства признан историей. Это пианисты: Владимир Горовиц, Александр Браиловский, Константин Михайлов, Леонид Николаев (учитель В. Софроницкого и Д. Шостаковича); композиторы: Левко Ревуцкий, Григорий Майборода, Платон Майборода, Виталий Филипенко; теоретик Болеслав Яворский (учитель композиторов: Николая Леонтовича, Петра Козицкого, Михаила Вериковского, Григория Веревки); певцы: Мария Литвиненко-Вольгемут, Григорий Бакланов, Дмитрий Гнатюк, Диана Петриненко, Виктория Лукьянец, Людмила Монастырская; дирижеры: Павел Муравский, Николай Дядюра; музыковед Николай Гордийчук; баянист Николай Ризоль; эстрадные певицы: Таисия Повалий, Ирина Билык, Тина Кароль , Злата Огневич и многие другие.

В наше время, продолжая традиции своих признанных предшественников, в различных отраслях отечественного музыкального искусства работают ведущие исполнители, педагоги, ученые, композиторы, дирижеры, продюсеры — выпускники Киевского государственного высшего музыкального училища им. Р. М. Глиэра (с 2008 года вуз называется Киевским институтом музыки им. Р. М. Глиэра).

Сегодня мы предоставляем учащимся все четыре уровня образования: школа-студия, колледж, институт (бакалавры) и магистратура. Ныне в школе-студии занимаются ученики разного уровня музыкальных способность, без возрастных ограничений. В школе существует и пользуется популярностью экспериментальная группа, в которой учатся дети от 2,5 до 5 лет. Ученики получают начальные знания и навыки игры на фортепиано, оркестровых струнных, оркестровых духовых и ударных, народных инструментах, пения. Школа-студия является базой профориентационной работы. При ней действуют группы подготовки по всем специальностям к поступлению в институт.

Наиболее талантливые ученики принимают участие в международных, национальных, региональных конкурсах, обзорах, фестивалях. Многие отмечались как победители, дипломанты или стали призерами. Каждый год студенческая семья «глиэровцев» пополняется воспитанниками детской школы-студии.

Наш институт имеет специализации: фортепиано; оркестровые струнные инструменты; оркестровые духовые и ударные инструменты; народные инструменты; пение (академическое, народное, джазовое, популярное); хоровое дирижирование; теория музыки, музыковедение; искусство джазовой и популярной музыки. Кстати, кроме стационара, открыто и заочное отделение.

За последний год наши воспитанниками стали лауреатами престижных международных конкурсов (около 60 человек), а девять получили гран-при! Я бы хотел отметить и коллективы — симфонический оркестр, ансамбль скрипачей, оркестр народных инструментов, пять хоров, два джаз-бенда и различные ансамбли (ныне в институте учатся около 750 человек). Если бы каждый наш студент или коллектив исполнил по одному произведению, то концерт растянулся бы на несколько дней! У нас трудятся опытные педагоги (более 350 чел.). Мы сохранили традиции, понимая, что обучение профессионального музыканта и певца — это не поток, а ручная и кропотливая работа. Поэтому 3,5 студента учатся у одного педагога, и этим мы отличаемся от других вузов нашей страны, не ставя процесс обучения на поток, «штампуя звезд». Я убежден, что это правильный подход, если мы хотим вырастить и обучить профессионалов, а не «артистов-однодневок». Наши ученики и педагоги часто выступают вместе, и такие уроки на сцене дают возможность постепенно отшлифовывать талант певцов и музыкантов. Мы гордимся своими выпускниками, которые прославляют своим искусством нашу страну, выступая в самых лучших залах Украины и за рубежом. Мы проводим международные конкурсы, фестивали, научные конференции, школы исполнительского мастерства.

«ГОЛОСИСТЫЕ УКРАИНКИ» И ДЖАЗ

Юбилей — это повод встретиться с бывшими сокурсниками, вспомнить годы учебы, а также узнать, как сегодня институт «кует» свои творческие кадры.

— Интересную концертную программу подготовил женский хор под управление Галины Горбатенко. Этот коллектив был основан в 1986-м, и постоянно происходит ротация его участниц, но высоко подняв профессиональную планку, хор достойно презентует украинское хоровое пение, — подчеркнул Александр Злотник. — Репертуар составляют лучшие произведения мировой хоровой музыки: эпохи Возрождения, классики, романтизма; произведения духовной музыки и современного хорового авангарда, обработки украинских народных песен. Кстати, женский хор нашего института дважды завоевывал самый высокий титул — «Лучший хор мира». В Дюссельдорфе (Германия) проходит конкурс, где собираются ведущие хоровые коллективы из разных стран. Всего соревнуются более 1700 хоров, а потом жюри отбирает 30, которые между собой творчески выясняют, кто из них лучший.

Знаете, мне обидно, что об этом замечательном коллективе у нас мало знают, а была бы футбольная команда, о ней на каждом углу кричали бы. Например, в Германии женский хор Киевского института музыки им. Глиэра не просто знают, там у них почти фан-клуб появился, а поклонники хорового пения специально ездят на концерты, чтобы послушать наших «голосистых украинок».

Активное участие в концертной жизни института принимают биг-бэнд и джаз-бенд студентов старших курсов колледжа и института. В их репертуаре — джазовая классика, оригинальные обработки народных песен и собственные произведения преподавателей отделения. Кстати, летом никто из студентов не разъехался по домам, а все остались в Киеве и репетировали. Вообще, если посчитать, сколько концертов дали за год наши воспитанники разных специализаций, то выйдет очень солидная цифра — более 400.

ЗВЕЗДЫ-ВИРТУОЗЫ И БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ «ЛЕТНИМ МУЗЫКАЛЬНЫМ ВЕЧЕРАМ» И КОНЦЕРТНОМУ ЗАЛУ?

В прошлом году с большим успехом прошел IX Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица (средняя и старшая группы), хотя мы очень рисковали, т.к. соревновались музыканты в разгар футбольных баталий Евро-2012, а фан-городок установили недалеко от Национальной филармонии. Я возглавлял жюри, и должен отметить, что много меломанов приходило слушать отборочные туры, а на финальном концерте зал был переполнен, люди даже стояли в проходах, а многие чуть ли не приступом брали филармонию, чтобы услышать победителей. Это говорит об уровне конкурса. Например, Глен Квок, президент Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов (WFIMS), сказал, что у нас самый сильный и высокопрофессиональный фортепианный конкурс в мире! Ныне готовимся уже к десятому «Горовиц-дебюту», в котором свое мастерство покажут дети (младшая группа). Конкурс пройдет с 17 по 25 апреля.

А с 4 по 9 февраля на базе Института музыки состоится Конкурс молодых исполнителей на деревянных духовых инструментах им. В.С. Антонова (это был известный музыкант, первый флейтист Национальной оперы. — Т. П.). Заявки прислали представители 14 стран — 41 исполнитель. Жюри будет международного класса: из Японии, России, Германии, Украины, Польши и других стран.

Наш институт возродил старинные традиции — проводил фестиваль «Летние музыкальные вечера» в Мариинском парке Киева; очень популярны были и мастер-классы Летней академии. Будем пытаться и в этом году их проводить, но без финансовой поддержки мэрии Киева и Министерства культуры этот вопрос остается открытым. Ищем спонсоров и меценатов, работаем, несмотря ни на что и часто вопреки обстоятельствам, экономическому кризису. Надеемся, что все у нас хорошо сложится...

Я не хочу жаловаться, но должен заметить, что с 1941 года мы не имеем своего концертного зала, хотя это не роскошь, а потребность творческого вуза. Поэтому нам приходится искать средства на аренду, чтобы проводить концерты, фестивали, конкурсы. Это если бы в больнице, с самыми прекрасными хирургами, не было операционного зала! Впрочем, есть и хорошая новость — мы выиграли грант Японского правительства. Вскоре должны получить инструменты для оркестра духовых инструментов и один из лучших роялей ручной сборки фирмы Yamaha (за год их изготавливают всего 20 штук)...

В перспективе вижу, что будем иметь свое новое здание с хорошим концертным залом. Кстати, напомню, когда институт еще назывался музыкальным училищем (и находился на ул. Крещатик, 26), генерал-губернатор, граф Игнатьев — опекун этого учебного заведения — выделил огромную территорию-квадрат: улицы Пушкинская — Прорезная — Крещатик — нынешний майдан Незалежности! Сегодня даже трудно представить, что мэрия бесплатно какому-то вузу или творческому коллективу сделала бы такой царский подарок! Но, тем не менее, я все-таки с оптимизмом смотрю в будущее, и уверен, что расцвет Киевского института музыки им. Р. Глиэра еще впереди. Кризисы приходят и уходят, а музыка — понятие вечное и является духовной составляющей человека! Я горжусь нашим вузом, и педагогическим коллективом, и нашими студентами, которые вскоре станут настоящими музыкантами.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать