Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Антимайдан является бандитским образованием...»

Анастасия Патлай организовала в Киеве читку пьесы Олега Сенцова «Номера»
01 апреля, 11:25
В ПЬЕСЕ «НОМЕРА» О. СЕНЦОВА СОДЕРЖАТСЯ АЛЛЮЗИИ, КОТОРЫЕ ЛЕГКО ПРОЧИТЫВАЮТСЯ, ГЛЯДЯ НА СОБЫТИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В РОССИИ И В УКРАИНЕ, И КОТОРЫЕ МЫ НЕ МОЖЕМ ИГНОРИРОВАТЬ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Московский режиссер Анастасия ПАТЛАЙ приехала в нашу столицу, чтобы вместе с киевскими актерами прочесть сенцовские «Номера» (см. «День» №48-49). Конечно, у нас найдется режиссер, который легко совладал бы с таким несложным заданием. Между тем приезд в нашу столицу режиссера московского Театра.dok в данном случае был вызван не столько профессиональной необходимостью, сколько своим символизмом.

Кроме того, что А.Патлай уже дважды устраивала читку этой пьесы в столице Российской Федерации, ее визит в Киев является важным свидетельством того, что есть вменяемые и адекватные граждане Москвы, и они солидарны с нашей борьбой за человеческое достоинство.

— Эта читка пока единственного драматургического произведения Олега Сенцова вызвана, прежде всего, нашим желанием поддержать украинского режиссера, сценариста, драматурга, который оказался в российской тюрьме. Сама идея читки «Номеров» исходит от людей, всячески пропагандирующих творчество Сенцова, в первую очередь, его фильмы, чтобы привлечь внимание международного сообщества к этому политзаключенному, — рассказывает Патлай. — Когда мы еще в конце прошлого года проводили читки в Москве — первый раз в Театре.dok, второй — в Центре Сахарова, то потом устраивали обсуждение. При этом старались, чтобы оно не ушло в правозащитную тематику, а было профессиональным. Эта пьеса, написанная еще в 2009 году, оказалась пророческой, как это произошло и с другими антиутопиями. Сейчас «Номера» странным образом вписываются в контекст, который Олег, скорее всего, и не предполагал. В пьесе содержатся аллюзии, которые легко считываются, глядя на события, происходящие в России и в Украине, и которые мы не можем игнорировать. Один из героев пьесы, который хочет что-то изменить в системе политического, общественного устройства, оказывается за решеткой. Собственно, это случилось и с самим Олегом, который теперь за свои убеждения оказался в Лефортово. Очевидно же, что выдвигаемые ему обвинения несостоятельны.   

— Кто-то в России собирается ставить «Номера»?

— Я пока не слышала об этом. Олег, кстати, говорил, что писал текст для себя, сам хотел его поставить. Видно, что пьесу писал именно режиссер, внутри ее уже инсталлировано готовое режиссерское решение. И это обстоятельство меня, например, удерживает от ее постановки невзирая на то, что «Номера» стали еще более актуальны, чем шесть лет назад. Время пьесу сделало очень злободневной, читая ее, мы не можем уже не принимать во внимание Майдан, Путина, нынешние события в Крыму и на Донбассе. Однако в любом случае мы в своем театре, к сожалению, не можем поставить эту антиутопию с элементами гротеска по той простой причине, что она требует большой сцены. Мы работаем на маленькой площадке. Если исходить из режиссерской идеи автора пьесы, из его ремарок, то это должен быть недешевый спектакль. Чего стоит только одна двигающаяся вверх-вниз платформа, на которой восседает персонаж под номером Ноль. Для этого, как минимум, нужны определенные технические условия. Так что в пространство малой сцены, где часто находят сценическое воплощение новые пьесы пока неизвестных или малоизвестных драматургов, она трудно вписывается.   

— Как готовилась читка пьесы в Киеве, и ваши впечатления от украинских артистов?

— Артисты прекрасные, поэтому мы смогли подготовиться к читке за три дня! При этом все согласились работать бесплатно.

— Волонтерство у нас теперь очень популярно, именно благодаря ему и существует сейчас Украина... А кто проводил кастинг?

— Все актеры были рекомендованы замечательным украинским драматургом Натальей Ворожбит, которая выступила инициатором того, чтобы представить пьесу в Киеве. Лично мне было важно приехать в вашу столицу, поработать с вашими актерами, чтобы представить на сцене Киевского театра «Дах» пьесу Олега Сенцова. На мой взгляд, русским драматургам, режиссерам важно сотрудничество с Украиной, было бы хорошо, если бы они здесь представляли свои пьесы, свои творческие проекты. К слову, Наташа Йозеф, которая является продюсером и инициатором широкого ознакомления общественности с творчеством Олега Сенцова, теперь вместе с Максимом Курочкиным подбивают Олега на то, чтобы он в тюрьме написал новую пьесу для фестиваля Любимовка. Он сейчас, сидя в Лефортово, пишет сценарий.

— А вы с Олегом общаетесь?

— Я — нет. С ним постоянно видится правозащитник, член общественной наблюдательной комиссии за местами лишения свободы Зоя Светова. Она передает ему письма, в том числе передала стенограмму обсуждения читки его пьесы в Москве, фотографии с этой читки. Мы же в свою очередь регулярно общаемся с Зоей, она принесла нам от Олега его комментарии этой стенограммы, в которых он написал, правильно ли мы поняли его замысел, высказывал свое мнение о том, точно ли мы подобрали актеров и т.д. Так что мы обменялись мнениями благодаря Световой, которая нас консультировала по делу Сергея Магнитского, когда мы в своем театре ставили спектакль о нем.

— В конце минувшего года у Театра.dok были проблемы с помещением — вас выселили из полуподвала в центре Москвы. Это связано с тем, что театр позволяет себе быть независимым от власти и даже критиковать ее?

— Все уже решилось, мы переехали в новое помещение. Мы можем лишь гадать о мотивах властей, выселивших нас из старого помещения, в котором мы проработали много лет. Формально это выглядело так: в середине октября минувшего года мы получили извещение от Департамента имущества Москвы о том, что еще в мае с нами расторгнут договор об аренде. Повод формальный, мы лишь можем строить догадки о том, что это связано с тем же спектаклем о Магнитском «Час восемнадцать», со спектаклем «БерлусПутин», с читкой пьесы Наталии Ворожбит «Дневники Майдана»... Мы понимаем, что активность театра, многие его социальные проекты вызывали неудовольствие властей. Мы всегда были для них бельмом в глазу. С другой стороны, мы — независимый театр. Организационная и финансовая независимость от государства дает возможность ставить, что хотим, и как хотим. Так что нас нельзя закрыть. 

— Увы, закрыть в нынешней России можно что угодно и кого угодно...

— Тем не менее, мы работаем, арендуем новое помещение в другом районе и теперь называемся немного по-новому: Театре.dok на Разгуляеве, в соответствии с историческим названием этого места. Само помещение очень крутое, район прекрасный, в связи с чем театр получил новое дыхание. Мы готовим новые проекты, среди них и исторические реконструкции, в мае должна быть премьера спектакля о Болотном деле. Правда, метро «Бауманское», которое рядом с нами, сразу же закрыли после того, как мы туда переехали. (Смеется.) Но все остальное просто замечательно. Это Басманный район, там родился Пушки, рядом находится старинная церковь, где его крестили, там Цветаева ходила в гимназию, там Немецкая слобода, там Мосгорсуд и басманное «правосудие»...

— Как себя чувствует творческая интеллигенция в современной России, особенно учитывая нынешние события в Украине, к которым РФ имеет непосредственное отношение?

— Не могу говорить за всю интеллигенцию, но лично я себя чувствую достаточно депрессивно. Не в творческом, а в гражданском, моральном, плане. И связано это, прежде всего, с движением Антимайдан, который является бандитским образованием, санкционированным Российским государством. От этих людей можно ожидать все что угодно, они могут, выражаясь языком нашего президента, «мочить» людей в подворотне, и никто их не накажет. Они гораздо страшнее даже чем ОМОН. Второе, что ввергает в депрессию и лично меня сильно морально подкосило, это убийство Бориса Немцова...

— Отношение к политике Путина среди вашей интеллигенции полярное. Это приводит к конфликтам среди бывших друзей? 

— Есть такое. Например, стараюсь не читать некоторых людей. Это не значит, что с ними не здороваюсь, но отношения со многими усложнились. Однако рвать полностью отношения я не могу, это значит, что, в конце концов, нужно будет просто эмигрировать...

— В Украину. Не рассматриваете такой вариант?

— Возможно и такое. По крайней мере, сегодня у нас появилась такая тенденция. Как минимум, я бы приехала сюда что-то поставить. За три дня работы в Киеве мне здесь очень понравилось.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать