Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Давайте с оптимизмом смотреть в завтрашний день!»

Сергей Якутович о пацифизме, творческих недостатках, общественном признании и европейской перспективе...
29 августа, 10:25
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА

Есть люди, которых удары судьбы не ломают, а, наоборот, делают крепче. Это в полной мере касается известного не только в Украине, но и далеко за ее пределами народного художника Украины, Шевченковского лауреата Сергея Якутовича. Потеря близких, проблемы со здоровьем, возникшие в последнее время, не уничтожили у него желания рисовать, передавать богатейший опыт студентам, которых он с любовью называет своими детьми. Больше четырех десятилетий своей жизни Сергей Якутович отдал книжной графике. За этот период он создал несколько тысяч художественных шедевров. Его талант как художника с оригинальным образным мышлением проявился в театральном искусстве и в кинематографе, где открылась еще одна грань творчества этого выдающегося мастера современности.

— Сергей Георгиевич, сегодня в Украине продолжается необъявленная Россией война. Донбасс охвачен пламенем противостояния между украинской армией и незаконными вооруженными формированиями так называемых ДНР и ЛНР. Как вы воспринимаете события на Востоке страны, где с каждым днем растет количество погибших как среди военных, так и среди местного населения?

— Я по внутреннему убеждению стопроцентный пацифист. Мне сложно представить человека, который мог бы одновременно соединить в себе творца, призванного нести людям добро в собственных произведениях, и военного, способного оборвать человеческую жизнь, подаренную Всевышним. Вместе с тем у любого пацифизма есть определенный предел. Когда на днях узнал из сообщений СМИ о том, что во время вывоза детей из зоны АТО под обстрел попал автобус с воспитанниками одного из детских домов, расположенных в Луганской области, то испытал ненависть к тем изуверам. И, по-видимому, прав мой кузен, известный телеведущий Данила Яневский, что это как раз тот случай, когда только пулей можно остановить зло.

— Антитезой зла является добро. Если вспомнить все десять фильмов, оформленных вами, это особенно становится заметным на примере «Молитвы о гетмане Мазепе» Юрия Ильенко. Какие у вас остались воспоминания об этом кинорежиссере?

— Так сложилось, что с Юрием Герасимовичем пришлось поработать два с половиной года и некоторые полушутя говорили мне, что я войду в историю украинского кинематографа как человек, который ни разу не поссорился с Ильенко на съемочной площадке. Это был кинорежиссер, который постоянно провоцировал кого-то из творческой группы. Позже я понял, почему у него было именно такое поведение. Ильенко в душе боролся сам с собой, пытаясь найти правильное решение, скажем, в какой-то отдельной мизансцене фильма. Следовательно он иногда просто взрывался энергией, заряжая всех присутствующих на тот момент в павильоне киностудии. Бывало, тихо подойдет, станет и молча наблюдает за тем, как я рисую эскизы к какому-то фрагменту киноленты. А уже вечером звонит по телефону домой и начинает не мне, а жене выражать восхищение.

— Есть много общего между кинофильмом и театральным спектаклем, но единственное, что, бесспорно, отличает два вида искусства, это, собственно, трансляция произведения — вживую со сцены, а в другом случае — с экрана кинотеатра или телевизора. Чему вы больше уделяли внимания, работая над оформлением к пьесам и кинолентам?

— Вспоминаю, когда в 2010 году меня попросили создать эскизы костюмов к спектаклю «Урус-Шайтан», который должен был идти на сцене Национального театра им. И. Франко, больше всего меня волновало, насколько уютно будут чувствовать себя актеры в этом наряде. А их, задействованных в спектакле, насчитывалось аж триста пять человек! Когда по моим эскизам каждому из них изготовили костюм, все остались довольны. Кое-кто из них в шутку говорил, что в таком наряде не грех продефилировать и на показе мод.

— Всегда ли созданные вами, скажем, графические иллюстрации к книге или декорации к кинофильму и спектаклю воспринимают на «ура» их авторы или режиссеры-постановщики?

— Я проиллюстрировал исторический роман в стихах «Берестечко» Лины Костенко, который выпустило издательство «Либідь» в 2010 году. В этом издании вы не найдете ни одного разворота, где бы не было моей графики. В книге — свыше двухсот страниц! Но важно другое. Берясь за оформление этого произведения, пытался найти оригинальную концепцию иллюстративного ряда. Честно говоря, сначала Лина Костенко ее не восприняла. Действительно, графические рисунки в «Берестечке», когда разворачиваешь книжку, размещены не традиционно горизонтально, а по вертикали. Замысел заключался в том, чтобы у читателя, который брал в руки издание, возникала определенная ассоциация — перед ним не просто книга, а книга-рушник с вышитыми сюжетами, узорами и орнаментами. По-видимому, мои аргументы оказались для Лины Васильевны убедительными, и она все-таки дала «добро» на изготовление тиража издания. Кроме «Берестечка», я проиллюстрировал еще ее сборник «Річка Геракліта». На очереди — исторический роман в стихах «Маруся Чурай», за который Лина Костенко была удостоена Шевченковской премии.

ИЛЛЮСТРАЦИИ К КНИГЕ ЛИНЫ КОСТЕНКО «БЕРЕСТЕЧКО»

— В вашей творческой наработке около двухсот проиллюстрированных книг. Среди них есть и произведения писателей, которых сегодня принято называть классиками украинской литературы. Все ли созданное ими прошло проверку временем?

— Начну с парадоксальной мысли: в нашей литературе очень много желаний и совсем мало умений. Чрезвычайно мало людей, которые в наше время действительно могут создать гениальные произведения. Хочу отметить: хотеть и уметь — не одно и то же. Например, сегодня я не нахожу среди молодых поэтов тех, кто своим талантом в ближайшей перспективе мог бы приблизиться к уровню, например, Николая Зерова, Максима Рыльского или Павла Тычины... Последний, правда, был немного напуган, как, кстати, и все прочие, в большей или меньшей степени. Это следствие нашего недалекого колониального прошлого. Однако были исключения из общего правила. Считаю, что мне повезло, когда судьба свела с замечательным литературоведом Романом Корогодским в середине 1990-х. Именно ему принадлежит авторство основания уникальной серии «Украинская модерная литература» в восемнадцати томах, которую я проиллюстрировал. Скажу, что времена были непонятные и гонорар за каждый оформленный мной том был просто смешным. Но это дало мне возможность ознакомиться с лучшими образцами литературного творчества украинских писателей, которых судьба разбросала по разным странам мира. Именно тогда впервые узнал о феномене Юрия Шевелева, который до сих пор недооценен нашим читательским сообществом. Можно очень долго рассуждать о вкладе каждого из литераторов в развитие отечественной культуры, не важно был он из диаспоры или бывшей УССР ли, но есть одно общее, что их роднит. Это отсутствие самоиронии, которое, кстати, характерно для людей сильных духом. Следовательно, мы слабы только потому, что долгое время чувствовали себя порабощенными. Поэтому давайте этот недостаток преодолевать не только в литературе и искусстве, а и в межличностных отношениях.

— Кроме сугубо художественного дела, вы еще преподаете иллюстрирование на полиграфическом факультете Национального университета «Киевский политехнический институт». Откройте секрет, как начинающему художнику стать успешным книжным графиком?

— У меня сегодня в студенческой группе, для которой читаю лекции, насчитывается 38 бакалавров и 14 магистров. Большинство из них пока чувствуют себя неуверенно, поскольку у них отсутствует практический опыт. А как он добывается в повседневной жизни, которая состоит не только из радости, но и печали?.. Когда у меня умирала жена от рака, чтобы не обезуметь от горя и хоть как-то абстрагироваться от неотвратимости, я садился и рисовал одновременно иллюстрации к книге и эскизы к фильму. Я понимал, что не имею права на ошибку, несмотря на трагические обстоятельства в моей жизни. Кстати, много идеологических дискуссий возникло после премьерного показа фильма «Тарас Бульба» кинорежиссера Владимира Бортко, где главную роль сыграл прекрасный актер Богдан Ступка. Это был масштабный кинопроект. Я нарисовал свыше 2,5 тысячи эскизов, которые почти все постановщик использовал во время съемок. Чего стоят лишь декорации, длина которых достигала около 500 метров. Поэтому, положив руку на сердце, скажу, что мне не стыдно за свою работу в упомянутом фильме. Это именно тот успех, к которому пришлось идти не коротким, а долгим и тернистым путем.

— Не так давно Президент Украины Петр Порошенко подписал Соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Впереди — сложный процесс интеграции не только национальной экономики, промышленности, но и культуры. Какие, с вашей точки зрения, есть шансы у отечественных деятелей искусства, в частности у художников, покорить Запад собственными работами?

— У меня был друг — испанский художник Карлос Фонтзер, который во времена гражданской войны в Испании создал известный во всем мире плакат: поднятая рука со сжатым кулаком, а внизу подпись «No pasaran!». К сожалению, он умер в 2007-ом на 92 году жизни. Он приезжал ко мне в гости, был в моей мастерской. Мы с ним обсуждали много интересных тем, в частности и увиденные им в Киеве произведения известных украинских художников. В целом они произвели на него позитивное впечатление. Но когда я спросил у него, вписываются ли эти произведения в общеевропейский художественный контекст, мой испанский друг задумался. Возможно, кто-то со мной не согласится, но после многоразовых посещений культурных столиц Европы — Мадрида, Лондона, Парижа, Берлина — лично для себя я сделал один вывод: на Западе любят чемпионов во всем — в бизнесе, спорте, искусстве... Там посредственность никогда не станет знаменитостью и не получит признание, которое при жизни, скажем, имели Сальвадор Дали или Пабло Пикассо. Вместе с тем давайте с оптимизмом смотреть в завтрашний день! У украинских художников теперь есть намного больше шансов заявить о себе в культурном пространстве европейских стран, в отличие от их предшественников, которые жили и творили за железным занавесом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать