Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Дизайнер-реформатор и утопист Фредерик Кислер

О развитии и актуальности вагнеровских идей рассказала выставка «Кулиса взрывается»
07 июня, 09:31
ИЗОБРЕТЕНИЯ КИСЛЕРА ДО НАШЕГО ВРЕМЕНИ ОСТАЮТСЯ НЕ ПРОСТО УНИКАЛЬНЫМ АВАНГАРДИСТСКИМ ПРОЕКТОМ, А СВИДЕТЕЛЬСТВОМ НОВОЙ ФИЛОСОФИИ ТЕАТРА КАК ВСЕЛЕННОЙ, КОСМОСА, ИДЕАЛЬНОГО УНИВЕРСУМА, ХУДОЖЕСТВЕННОЙ УТОПИИ БУДУЩЕГО

Фредерик Кислер — художник из Украины, Австрии и Америки. Выставка под названием «Die Kulisse explodiert» («Кулиса взрывается») открылась в Мюнхене, в помещении сецесионной Вилы Штук. Недавно найденный и представленный на вернисаже макет кислеровского Space Theatre, разработанный в 1930-е годы с целью строительства нового мультимедийного Фестшпильхауза для американского фестиваля Woodstock Music & Art Fair, был инспирирован театральным мифом Байройта. Последний стал реальностью, а знаменитый Вагнеровский театр — местом проведения ежегодного оперного ритуала — Bayreuther Festspiele. Работая над новыми проектами универсального театра будущего, Фредерик Кислер мечтал о новом Байройте.

Рефлексии вагнеровского Gesamtkunstwerk касались комплексной перестройки театрального пространства. Проект архитектора Готфрида Земпера, предназначенный для будущего Фестшпильхауза, еще тогда существенно повлиял на развитие мировой театральной архитектуры. Вагнеровскую утопию «Kunstwerk der Zukunft» продолжил театральный реформатор Фредерик Кислер. Уникальный мультихудожник-архитектор, дизайнер, художник, философ, инженер, непревзойденный театральный сюрреалист мирового значения — к сожалению, почти неизвестный на своей исторической Родине. Тот факт, что Фредерик (крещенный Юлиус) Кислер          — выходец из Украины, не вспоминается ни в одном из энциклопедических изданий! В «Архитектурном словаре» и в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» Ф.Кислер называется американским архитектором, в Википедии — австрийским, немецким, американским театральным дизайнером, художником, теоретиком и архитектором. Художественные идеи пространственного театра (Raum Theatre), бесконечного, универсального театра (Endless, Universal Theatre) Ф. Кислер действительно начал осуществлять за пределами Украины. Однако в США он попал лишь в 1926 году, будучи уже признанным зрелым 36-летним мастером.

Фредерик Кислер родился в еврейской семье в Черновцах (в 1890 г.), первые художественные впечатления получил в городском театре. Последние побуждали его к последующей учебе в художественной метрополии мира — Вене. Мощный творческий импетус молодого художника начался с отрицания традиционного театра. Позже Ф. Кислер осуществляет радикальную реформу театрального пространства. Ее результатом стали авторские архитектурно-сценические концепции Raumbuhne и Endless Theatre. Raumbuhne знаменовала переворот в традиционной концепции театрального просцениума. На открытом вертикально- спиралевидном сооружении, построенном Ф.    Кислером и Б.Ф.       Доблином, динамическое действие спектакля проходило сразу на разных уровнях. Внимание публики было разфокусировано по кругу, который создавал иллюзию коллективного участия. В целом театральную сцену Кислер трактовал не как дизайнерский объект, а как интегральную составляющую Gesamtkunstwerk.

Raumtheater Кислера стал уникальным образцом рецепции вагнеровского «Kunstwerk der Zukunft» в условиях новой театральной эстетики. Идея тотальной инсценизации пространства позже оформились у Кислера в собственный авторский стиль — кореализм.

Эмиграция Ф. Кислера в Америку была связана с планами практической реализации театральных проектов. Однако мечта превратить грандиозную утопию в действительность осуществилась лишь частично. Большинство замыслов творца в условиях функционирования современных театров до нашего времени воспринимаются все еще как «Kunstwerk der Zukunft». Кроме того, найти такого пылкого сторонника и щедрого мецената, которым был для Г.    Вагнера баварский король Людвиг ІІ, Кислеру не удалось. Монументальность радикальных проектов театрального космоса архитектора-революционера нуждалась в космических финансовых расходах, из-за недостатка которых большинство планов реконструкции театрального строительства не нашли практического осуществления и трансцендентировались в сферу космических утопий, Space Theatre как мнимого театрального универсума другой реальности.

Важнейшие идеи Ф. Кислера осуществились после победы на нью-йоркском конкурсе мультимедийных проектов для летнего фестиваля Woodstock Music & Art Fair. Его проект The Space Theatre Woodstock, в котором художник мечтал о «новом Байройте», получил первую премию (1931г.). Однако во времена американского биржевого кризиса (1929г.) строительство Фестшпильхауза отложилось на неопреденное время.

Но признание Ф. Кислера получило широкий резонанс и стало основанием для приглашения его на должность художника-постановщика оперного театра самой престижной в Нью-Йорке Высшей музыкальной школы Джуллиарда. Ответственный за сценографию и театральный дизайн (1933—1957 гг.) Ф. Кислер осуществил постановки опер В.-А. Моцарта, Б. Бриттена, И. Стравинского, Д. Мийо, Л. Далапиколы, американского композитора Дж. Антейля (1900—1959 гг.).

Изобретения Кислера до нашего времени остаются не просто уникальным авангардистским проектом, а свидетельством новой философии театра как вселенной, космоса, идеального универсума, художественной утопии будущего. Театральный сюрреализм Кислера дал толчок к разработкам урбанистического проекта Raumstadt (пространственного, космического города, Citi in Space) как художественной акции Open-Air-театр.

Не случайно, что рецепции Gesamtkunstwerk архитектора-сюрреалиста начала ХХ века находят отклики в наше время. Кислеровские мотивы узнаются в альтернативных зданиях венской архитектурной компании Coop Himmelb(l) au, например, в Dalian International Conference Center in «The Architect» в Китае, в BMW-Welt в Мюнхене и др. Gesamtkunstwerk Ф. Кислера резонирует с инновационными идеями тотальной звуковой театрализации современных композиторов, в частности, с идеями шарообразного времени Бернда Алоиса Циммермана, космически-ритуального музыкального континуума Карл-Гайнца Штокгаузена. Следовательно, театральная реформа Кислера реализовалась в творчестве следующих поколений художников как живой организм, который состоит из динамически напряженных траекторий движения разнообразных субстанций пространства», в том числе, бесконечной пластичной субстанции человеческого бытия.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать